Салтыков-Щедрин снова в теме

Тимофей Славин
Говорят, что «надежда умирает последней». Это именно так. Потому, что сначала мы все надеялись на то, что с перевыборами Путина начнутся те долгожданные изменения в стране. Потом мы терпеливо ждали окончания полуторамесячного болотного периода перед инаугурацией Президента, потом, замены правительства Медведева, саботирующего все возможные прогрессивные начинания, надеясь на «понимание» этого избранным Президентом, который вдруг решил все иначе. Затем ожидали «чуда» во время прямой линии с Президентом…
Ладно, возможно нам не дано понять все тонкости искусства управления страной, и решение было оправданным. Но вот на пути движения стали появляться первые подводные камни в виде взлета цен на топливо, начала обостряться ситуация с финансовыми возможностями пенсионной системы страны. Несмотря на колоссальный приток нефтяных денег, они так и не поступили в бюджет для подъема экономики, не увеличили пенсии и зарплаты большинства населения, получающих скудные пенсии и зарплаты. Деньги ушли на санации сомнительных банков, покупку бумаг США и в виде  вывода капиталов за рубеж в офшоры.
Недавно состоялась очередная прямая линия-2018 с Президентом страны. Общее впечатление – определенное ощущение разочарования… Те, кто имеет инженерное или экономическое образование, должны хорошо знать, что любая действующая система регулирования должна отвечать по крайней мере двум критериям.
Во-первых, отвечать на вопрос, ради чего или кого она работает? То есть, какие конкретные параметры она должна поддерживать на выходе. В нашем же случае, необходимо понять одно из двух, что наша государственная система работает на обеспечение гарантированной прибыли компаний и корпораций и их владельцев, либо (как продекларировано) для повышения благосостояния всего народа? 
Во-вторых, важнейшим элементом любой системы является обратная связь. Только благодаря обратной связи система способна поддерживать требуемые параметры на своем выходе. Обратная связь сигнализирует об отклонении тех или иных параметров, и система сразу же вносит необходимые изменения в своей работе.
Что мы услышали на прямой линии по данным вопросам?
По проблеме взлета цен на бензин и дизтопливо озвучиваются все возможные «меры» по «стабилизации» цен, не допуская даже мысли об их разумном снижении хотя бы до прежнего уровня. Имитация «кипучей» деятельности правительства направлена только в угоду топливным корпорациям и их владельцам по недопущению их «потерянной выгоды». «Примочками» и «припарками» правительство пытается решить проблему с резко подорожавшими авиабилетами на дальний Восток. Сначала  «не заметили» подорожания авиационного топлива на 23%, а теперь пытаются полумерами через «программы» сглаживания последствий бездарной деятельности выбрасывать на продажу по 30 льготных билетов, которые скупаются за пять минут, оставляя проблему на том же уровне. Никому даже в голову не приходит, что создавшаяся разница в ценах на бензин, керосин непомерна для большинства народа, что в результате мы очень скоро увидим последствия этого на ценах на все товары и услуги, что в очередной раз все это опустошит наши карманы. Для чего строили крымский мост? В том числе и для того, чтобы снизить расходы на перевозку грузов, товаров и продуктов питания, что снизило бы их розничные цены и увеличило бы покупательную способность населения. Теперь, с ростом цен на бензин, ожидать этого будет бесполезно.
Как может решаться проблема с демографией в стране и развитием Дальнего Востока, если возросшая стоимость авиабилетов сделала невозможным полеты оттуда в европейскую часть и, в конечном счете, просто разъединит целые семьи! А как в голову представителей нашей власти могло прийти ясное понимание таких последствий, если только за один свой завтрак они с легкостью выкладывают бумажку номиналом в 5 000 рублей!
Значит, на выходе нашей государственной системы заложены интересы только узкой прослойки общества, называющей себя «успешной». Становится тогда понятным, что разница в цене на бензин в 5 000 рублей и пятикратное повышение стоимости авиабилетов для них просто незаметна, и суетиться здесь нечего…
Поэтому о кардинальном решении создавшейся проблемы через национализацию нефтяной и газовой отрасли не хотят даже говорить, потому что это противоречит их главному принципу, принципу извлечения  максимальной прибыли и безграничного обогащения двух сотен ведущих компаний. А Президент при этом лишь напомнил об «исключительной опасности» такого кардинального решения.
По поводу обратной связи. Жалоба жителей маленького городка о закрытии их единственной больницы и поликлиники в Орловской области кардинально диссонировало с тем, что говорил в ответ их губернатор. Оказывается, по сведениям губернатора, все работает, старое и облезлое здание больницы стоит, но только без врачей. Кто из чиновников информировал губернатора о реальной картине? Никто! Во-первых, таких желающих,очевидно, не было, а во-вторых, если бы у кого-либо это желание и возникло, то пробиться через властные препоны наверх было бы просто невозможно. В лучшем случае,можно получить отписку от специально созданной, «промежуточной» бюрократической структуры губернаторской машины, которая отфутболит ее на низший, местный, и неспособный ни на что уровень власти…
Людям остается одно, ждать год очередной прямой линии с первым лицом государства для того, чтобы пожаловаться… Но ведь один человек ничего изменить не может, для этого нужна полноценная работающая система!
Но она у нас не работает…
Я впервые согласился с выступлением оппозиционного политолога Исаева на передаче «60 минут». Он абсолютно правильно говорил об обратной связи в государственной системе, но его попытались обвинить в глупости те, кто является сторонниками деятельности правительства… Значит, системно мыслящие люди у нас есть, но только их нет в нашем правительстве. Такие здравомыслящие политологи как Кургинян, Третьяков и Михеев с откровенным сожалением высказались в своих комментариях о том, что выстроенная государственная система не позволит добиться намеченных результатов в виду отсутствия в правительстве ясного и системного понимания программы своих действий.
Который день подряд нам пытаются повесить «лапшу на уши», уверяя всех в том, что лишь задуманная нашим «новым» правительством пенсионная реформа может избавить нас от неминуемой голодной смерти. Снова и снова один и тот же знакомый посыл: не трогать экономические и финансовые интересы компаний и корпораций, сидящих на природных богатствах страны и отчисляющих в виде налогов всего 13%, а повесить решение этой проблемы на само бедствующее население, увеличив на пять и восемь лет возрасты выхода на пенсию! Мотивировка простая. Мы слишком долго живем, пенсионеров становится больше, чем работающих, а ведь пенсии надо не только сохранять, но и повышать! На Западе уже давно возраст ухода на пенсию выше нашего, и т.д…! После того, как Росстат подчинили Госэкономразвитию, можно будет слышать любые доводы для оправдания соответствующих решений. Но можно ли будет им верить, сказать трудно. Допустим на минуту, что это именно так,что возраст ухода на пенсию на Западе гораздо выше, но ведь и их зарплата гораздо выше нашей! Как в таком случае можно проводить подобную аналогию?
А кто просчитывал и смоделировал наперед такие ситуации, которые фактически и объективно возникнут в будущем? О чем идет речь?
Во-первых. Можно ли быть уверенным в том, что мужчины будут способны в условиях нашей страны сохранять работоспособность до 65 лет? Думаю, нет! Вспоминаю годы военной службы. В медицинских книжках офицеров как летного, так и наземного состава, уходящих на пенсию в 45-50 лет, помещался целый букет серьезнейших заболеваний, приобретенных во время службы, после чего мало кто продолжал трудиться с полной отдачей сил до 60-ти лет и более. Здоровье не позволяло. А что, у гражданских работников будет оставаться мало производств, где трудно сохранять нетронутым свое здоровье? Не считая, конечно, офисных работников в чиновничьем и депутатском мире.
Во-вторых. Мы плотно взялись за демографическую проблему, хотим, чтобы побольше рожали. Что такое уход на пенсию женщины в 55 лет? Это значит, что ее дети в возрасте 30 лет, создав до этого свои семьи, подойдут к желанию иметь своих детей. Тут и возникает необходимость в «бабушке», которая возьмет на себя уход за этими детишками и позволит молодым родителям продолжать плодотворно работать на благо страны. Ведь яслей и детских садиков нет в нужном количестве сейчас, и не будет в обозримом будущем. Теперь «бабушке» придется самой работать еще 8 лет! И помощи от нее ее детям не будет очень долго. Значит и с планами молодых рожать появится проблема… И снова, уже на другом витке, проявится нехватка рабочих рук в будущем.
В-третьих. Что будет с населением допенсионного возраста огромного числа депрессивных городов России, где имеющиеся предприятия закрываются, а новых не строят? На что они будут жить в ожидании своей пенсии? И это будет касаться не только «взрослого», но и молодого поколения.
В-четвертых. Российский Север становится приоритетным направлением развития экономики для страны. Но как тогда расценивать при этом действия правительства? С одной стороны, у людей есть возможностьи желание заработать на жизнь в тяжелых для человека условиях севера, но и одновременная возможность выйти на пенсию раньше срока.С другой стороны, новая пенсионная система теперь сделает это совершенно бессмысленным. Терпеть и жить в таких условиях желающих будет немного.
В-пятых. Для исполнения всех пунктов майского Указа Президента нужны 8 триллионов рублей! Откуда их взять? Приведите хоть один пример того, как кто-нибудь из наших олигархов вложил свои капиталы в строительство того, или иного предприятия, производства, создав тем самым дополнительные рабочие места. Такого не помню. Но все видят другое, как эти крысы бегут с нашего корабля, выводя свои капиталы и юрисдикцию за рубеж, меняя даже свое гражданство. Называются даже суммы, которые «утекли» из страны за последние годы, да что толку. На этот счет лишь железобетонное бездействие и попустительство правительства и Государственной Думы.
В-шестых. Аргументируя необходимость проведения бесчеловечной пенсионной реформы, правительство громогласно и хвастливо сулит каждому сегодняшнему пенсионеру по одной тысячи прибавки к пенсии ежемесячно! Но одновременно и лукавит, умалчивая о том, что те, которые получают «минималку» в районе 9 000 рублей, из которых сама пенсия составляет 7 000 рублей, а 2 000 – это соцдоплата регионов, не получат ни копейки прибавки еще в течение 2-3 лет, пока их основная пенсия не достигнет этой «минималки». Только после этого  их пенсия с 9 000 будет увеличиваться на ту продекларированную 1 000 рублей. А сколько таких пенсионеров, имеющих размер пенсии, менее минимальной, никто не называет, но их очень много!
Имитационная возня правительства по «решению» создавшейся проблемы отчетливо напоминает сейчас то, что сказал Салтыков-Щедрин 150 лет назад: «Они сидели день и ночь, еще день, и еще ночь, и всё думая, как бы сделать убыточное предприятие прибыльным, ничего в оном, не меняя»!
Наконец, о главном вопросе, который был задан в самом начале прямой линии, о непонятном для многих решении по составу правительства и его председателя. Президент пояснил это нехваткой времени для вхождения в курс дела абсолютно нового состава правительства, на что потребовалось бы не менее двух лет! Но где уверенность в том, что назначенный сейчас состав правительства, характерный отсутствием системно мыслящих его членов, будут способны на озвученный прорыв в экономике, и не будет потеряно то же самое время на исправление ошибки! Нет такой уверенности!
К тому же, недавнее высказывание Медведева по поводу деятельности его правительства просто настораживают. Оказывается, «то, что делает правительство целиком и полностью подчинено исполнению майского Указа Президента»! Мастерски перевели стрелки! Вот так! Мы, мол только исполнители, и наша хата с краю… Это значит, что при обострении экономической ситуации в стране они не будут нести никакой ответственности и кричать: «Не виноватая я, он сам пришел…».
Отрицательная реакция на предложенную правительством пенсионную реформу очевидна. Протестные движения будут только нарастать. В создавшейся ситуации было бы проявлением здравого смысла своевременно остановить этот процесс, чтобы не допустить такую ситуацию, когда вернуть все в исходное состояние будет очень трудно.