Сонные зарисовки

Нина Фирс
Ночь. Я на каком-то мероприятии, как будто праздник в честь чего-то важного, знаменательного. Какой-то светский прием, возможно, на обычную вечеринку это не похоже. Все мужчины в смокингах, фраках, все женщины – в вечерних платьях. Такие красивые. И столько знакомых лиц! Как будто собрались все, кого я знала когда-либо.

Здание квадратное, узкое, в 4 этажа – я прохожусь везде, чтобы понять, что это за место. Стены обиты бордовым бархатом и темным деревом, висят картины, зажжены свечи на люстрах. Деревянные лестницы и перила. В комнаты не захожу, они могут быть жилыми. На первом этаже я замечаю шведский стол. И вдруг в толпе мелькает некто, выбивающийся из общей массы.

Не сразу понимаю, что не так, но, приглядевшись, делаю вывод: он одет по-простому. Футболка, джинсы, куртка – повседневная одежда. Но что же он тогда здесь делает? Может, заплутал? Надо подойти.

- Помоги мне. Проводи меня, пожалуйста. Понимаешь, я немного сбился с пути, совершил ошибку и оказался здесь. Я вижу выходы, но мне что-то мешает.

Пока мы шли, я и правда подметила, что на первом этаже четыре выхода, в каждой двери окошечко, через которое примерно видно, что там, на улице. Что интересно, за каждым окошечком – совершенно разный пейзаж, словно здание стоит где-то на границе миров…

За первой дверью видны деревья и лестницу, поднимающуюся вглубь леса. За второй – шоссе и жилые дома, длинные панельки. За третьей – улочка из центра моего города и библиотека. За четвертой ничего не видно. Там темнота. И мы подходим именно к ней.

- Спасибо тебе, сам бы я не нашел. Пожалуй, мне пора. Если встретишь моих родных, знакомых, скажи им, что со мной все хорошо.

Я хотела сказать ему что-то. Может, что надо было их здесь найти, и он бы сам все передал. Может, что он может зайти в любое время. Но как только дверь в эту черноту открылась, ее подхватил ветер. А парня и след простыл. Он просто исчез.


###


И снова непроглядная ночь, а старые фонари еле-еле освещают дорогу. Я бегу по новому, совершенно незнакомому городу, ищу травы для лекарственной настойки. Кто я теперь, травница? Чье место заняла на этот раз?


Посреди города вместо домов и торговых лавочек - стены с дверьми. Краской, зеленой или красной – когда как – на них нарисованы какие-то знаки. Я не знаю их значения, куда ведут двери, но и заходить за них мне не хочется, даже стучать. Нужные травы уже лежат в ведрах или корзинках рядом с ними. В голове мелькает: “Плата за помощь”. Интересно, чем я успела помочь всему городу.


От пахнущих трав уже кружится голова, перед глазами марево, через которое я смутно вижу вокзал. Уже мелькает вдалеке прибывающий с врачами поезд. Только бы успеть!


Передаю им травы, взамен получаю теплые вязанные вещи: свитера, шапки, шарфы. Осень, все-таки. Но просьба была странная: отдать самым близким. Действительно, тут хватит на семерых.


Город спасен. Миссия выполнена.


###


Раннее утро, другой город. Туманный, тихий, ни шороха. И людей совсем нет. Как бы в петлю не затянуло. Причем, во всех смыслах – навевает жуткую тоску и меланхолию. Где-то даже прокрадывается еле заметное чувство вины. За что? Я такого еще ни в одном месте не ощущала. Кажется, и город этот я помню совсем другим…


Ничего не видно дальше вытянутой руки, пробираешься буквально наощупь, по стеночке ходишь.


Я узнаю этот город. Была в нем однажды, по чистой случайности. А после долго “крутила ручку радиоприемника”, выискивала частоту – бесполезно. Но не мог же целый город просто так исчезнуть! Про него, похоже, либо все забыли, либо почти никто не знает. Так, забросит по пути, бывает, раз в несколько лет кого-нибудь, как меня.


Похоже, я потерялась. Совершенно не понимаю, куда иду. Вроде и медленно, а дворы и закоулки здесь такие, что заблудиться на раз-два. Кирпичные дома, сеточные заборы. Тут бы еще проволоку колючую, чтоб наверняка.

Очень быстро дома и постройки сменились разрухой. Недостроенные “квадраты” кирпичей, отсутствующие стены, крыши, окна, двери. Строительные леса. Как будто что-то заставило всех быстро отсюда сбежать, сию же секунду.

За домами забрезжил рассвет, но почему-то зеленый. Небо из серого – тоже в зеленый. Пока я вспоминала, где я могла об этом читать, на стенах, улицах, из подворотен выступали тени. Самые разные силуэты, обходя меня стороной, начинали заниматься своими привычными делами. Выглядывали из окон. Входили и выходили из дверей. Зеленый рассвет наступает тогда, когда время мертвецам выходить из могил! И если приглядеться, то в каждом можно разглядеть черты лица и одежду. Этот город давно мертв. Он – одна большая могила. И будто в подтверждение моих догадок стало невероятно холодно, изо рта пошел пар. С неба посыпался снег. Кажется, я здесь надолго. Надо позвать остальных.


###


Бар. Тихий и уютный, никаких громких звуков, только люди слегка разговаривают да телевизор в дальнем углу на минимальной громкости транслирует какую-то игру. Я жду друга.

"Я закончил, скоро буду"
«Без проблем, жду. Я в баре, на Декабристов, противоположная сторона от моего дома.»
"Там есть бар? Прикольно. Хорошо, иду."


Ожидание затягивается, его нет минут сорок, не меньше.


"Послушай, тут черным-черно, и я не могу ничего разглядеть, не то, что найти."
«Что, даже вывеска не горит? А фонарь? Там есть, прямо рядом со входом.»
"Есть, да только освещает он мелкий пятачок, а мне через дорогу топать. Там трамвайные пути. Не хочу лишиться чего-нибудь."


Думаю, стоит его встретить, хотя звучит очень подозрительно.


Выйдя на улицу, я обнаружила, что действительно все вокруг черное. Только слегка я вижу трамвайные пути, висящие провода, возможно различаю очертания моего дома.


- Нияз?!
- Я здесь!


Слышать-то я его слышу, но не вижу, как ни стараюсь.


- Иди на голос! Слышишь же, что уже ничего не ездит!


Пойти на мой голос он не успел. Над нами, как будто где-то глубоко, но при этом совсем близко, грянул гром и прозвучал жесткий, звонкий мужской смех. Этот смех не прекращался. Он пугал, заставлял осесть на землю, закрыть руками голову, пробудить все рефлексы и инстинкты, чтобы сохранить свою жизнь. Меня дико трясло, я не могла пошевелиться, а голос все смеялся, будто распаляясь от моей беспомощности. Не в состоянии больше это выдерживать, я упала в обморок. Улица, Нияз, голос - все это осталось где-то совсем за гранью.


За окном было раннее утро.

###

У меня никогда не было, чтобы мертвые звали меня с собой, тащили за руку, да и вообще снятся они мне по одному разу, просто как бы показать "Я есть, я существую по ту сторону". Никогда я не видела траурной символики в своих снах. Наверно, потому что она тесно связана с религией, а я ею не интересуюсь. Повсюду был солнечный день и снег, несмотря на апрель-месяц. И во сне было вот это четкое знание, неозвучиваемое - меня забирают.

Сегодня во сне меня чуть не похоронили.

Ехала-то я в институт, в этот раз почему-то выбрав маршрут, идущий мимо моего Дома. И если раньше я преодолевала желание сойти на этой остановке и зайти в любимый двор, то теперь желание пересилило. Как оказалось, меня ждали. Во дворе уже стояло порядочно людей. Почему-то только по утру до меня дошло, что все они давно мертвы, во сне я об этом даже не вспомнила, хотя должна была хотя бы отличить их от живых, и невероятно радовалась встрече. Они меня обнимали, с чем-то поздравляли, все были в красивых черных костюмах, одна я в обычной одежде - плащ, джинсы да сумка.

Постепенно скопом стали подбираться давние друзья, подруга детства со своим молодым человеком, которые как-то холодно меня обнимали и не смотрели в глаза, улыбаясь.  Знакомые и даже враги, от которых я отворачивалась, на что они говорили: "Смотрите-ка, даже поздороваться не хочет".

Они меня окружили.

Какой черт меня дернул сказать, что у меня начинаются пары в институте, и мне бы уже пора. Как только я подняла сумку и рыпнулась бежать, я вынырнула в реальность.

Я не чувствую, что скоро умру, меня не мучает совесть или предсмертные философские размышления, я не спешу раздать свои вещи и закончить начатое. Смерть всегда ходила чуть поодаль меня, но так близко она еще не подбиралась.