Ахматова, Раневская и медные трубы

Александр Квиток
из книги "Литераторы шутят и не шутят"


«15.11.1942. Он (Гаршин В.Г., последний муж Ахматовой – А.К.) и в Ленинграде часто жаловался мне, что вокруг А.А. заводятся совсем чужие ненужные люди – но там это были просто бессловесные, скучные, «не подстать». А тут – тут (в Ташкенте – А.К.) совершенно растленная Фаина, интриганка, алкоголичка, насквозь нечистое существо; сумасшедшая Дроботова (жена писателя – А.К.), ничтожная Беньяш (театральный критик – А.К.). И А.А. не только допускает этот двор, но и радуется ему».

Над головой Анны Андреевны звонко дудят медные трубы и поёт придворный хор. Среди всех голосов низкое меццо-сопрано гениальной артистки Фаины Раневской звучит громче всех. Королеву создаёт свита, поющая ей дифирамбы и обожествляющая её. Вот отчего радостно Ахматовой – слушать славословие это всякому приятно.

 Лесть – она и в Африке лесть. Правда, нельзя улестить голодного льва – всё равно сожрёт в два счёта. Редко кто из сынов и дочерей человеческих может устоять. Испытание медными трубами одно из самых убойных.

Не будем вникать в моральный облик Фаины Раневской и прочих баб из окружения Ахматовой – достаточно тех эпитетов и определений, что обрисовала Лидия Чуковская. Не могла же она взять за руку Анну Ахматову, отвести её домой и сказать: «Не смей играть с плохими девочками».

 Остаётся только вспомнить пословицу: «С кем поведёшься – от того и наберёшься». Повелась Анна Андреевна и набралась. Издержки звёздной болезни.