Проклятие Андвари

Наталья Листикова
 

         Долгие столетия собирал карлик Андвари свой знаменитый клад. Было там несметное число драгоценных камней и золотых украшений. И кладу этому не было цены, потому что добыл однажды Андвари волшебное кольцо. Кольцо обладало свойством воспроизводить само себя. Можно только представить, сколько подобных колец воспроизвело оно в течение столетий! Как зеницу ока берег Андвари свой клад, хранимый в пещере, вход в которую закрывал водопад. Но даже и водопад не мог скрыть сияния, которое исходило от груд золотых слитков и украшений.
      Карлик Андвари, увидев Локи, сразу смекнул, что его появление не к добру, и обернулся щукой. Плавая в водопаде, он был уверен, что тут-то до него не добраться. Но он плохо знал Локи, который не останавливался ни перед чем, если хотел добиться своего. Нарвав молодой камыш, он сплёл из него плотную сеть и бросился в омут у водопада. Вымокнув, наглотавшись воды и загоняв щуку до полусмерти, он все-таки  выловил её из воды и держал на воздухе до тех пор, пока чуть живой Андвари не поклялся отдать все свои сокровища. 
    Конечно же, коварный Локи начисто обобрал несчастного карлика. Ему доставляло истинное наслаждение вытягивать у Андвари все сокровища до последнего колечка. На берегу уже высилась целая груда золота, но сквозь струи водопада всё ещё был виден блеск остававшихся в пещере сокровищ.
     «Эй, не скупись, – смеялся Локи, – доставай из-под коряг своё золото, какой тебе прок от сокровищ, которые никто не видит! Поверь, я лучше распоряжусь ими!»
     Бедный карлик совсем замучился. Из последних сил он выбрасывал и выбрасывал из воды  свои сокровища, мечтая лишь о том, чтобы бессовестный Локи поскорее ушёл.
     Скоро от всего клада не осталось уже ничего, кроме волшебного кольца. Андвари в отчаянии не знал, как же спрятать от грабителя своё последнее сокровище, и даже для надежности проглотил его. Но зоркий Локи углядел  его и в желудке.
     «Ах, обманщик! – завопил Локи. – Ты нарушаешь клятву! Отдавай кольцо, иначе я сам выпотрошу тебя!»
   Как ни молил Андвари оставить ему кольцо, чтобы со временем снова собрать новые сокровища, Локи был неумолим.
    «Так это - то самое волшебное кольцо, которое само себя воспроизводит!? – воскликнул он, – оно мне пригодится и самому!»
    И тогда карлик изверг из себя кольцо. С ненавистью смотрел он на бога огня, надевшего на палец его сокровище. А потом, отплыв подальше от берега, злобно засмеялся.
    «Рано радуешься, Локи! Это кольцо не принесёт счастье ни тебе, ни кому-нибудь другому. Я проклинаю это кольцо, последнюю радость в моей жизни, которая покинула меня навсегда! Я проклинаю каждого, кто хоть раз прикоснётся к этому кольцу. Каждый, кто наденет его на палец, погибнет! Это кольцо принесёт в мир неистребимую алчность, жажду золота. Из-за золота станут проливать кровь, станут убивать друг друга. Ты тоже погибнешь, Локи! И смерть твоя будет ужасной! Я уже вижу на тебе тень моего проклятия!»
     Локи только засмеялся в ответ, но в душе испугался, он верил в проклятья.
В этот момент Локи увидел… Или это только пригрезилось ему?
     Из пещеры Андвари медленно выплыло тёмное облако. Сначала оно было небольшим и плотным. Потом стало разрастаться, расплываться и светлеть. И, наконец – исчезло. Но на Локи повеяло ледяным холодом, словно он окунулся в ледяную бездну Гигунгагап.

     Один удивился, что Локи так быстро вернулся в дом Хрейдмара, принеся на плечах камышовую сеть, набитую золотом. Но спрашивать ни о чём не стал.
Золота было так много, что шкура выдры была полностью покрыта им. Волшебник Хрейдмар нахмурился, но уговор был выполнен. Он ведь поклялся отпустить пленников, когда те принесут выкуп. Да и пленник не обманул, видно, не простые они люди, если он так быстро обернулся.
    «Хорошо, – сказал он, – хоть и тяжело мне отпускать вас, но делать нечего». И он развязал ремни, на руках и ногах асов.
     Освобождённые пленники встали, потирая затёкшие руки. Но почему-то не было спокойно на душе у Одина. Пристально посмотрел он на Локи, чувствуя, что случилось за время его отсутствия что-то роковое. И тут увидел он на пальце у Локи сверкающее кольцо. И вспыхнуло что-то в душе от взгляда на него.
     «Что это за кольцо, Локи? – спросил Один. – Откуда оно?»
     «Нравится? – с усмешкой спросил Локи, вспомнив проклятие карлика. – Тогда возьми его. Я дарю его тебе!» – И он протянул кольцо Одину.
     Но не успел Один надеть на палец кольцо, как к нему устремились Хрейдмар и его сыновья. Блеск кольца с неведомой силой притянул их к себе. Они буквально пожирали его глазами, и Хрейдмар вдруг воскликнул:
     «Погодите, что-то мне кажется, что на шкуре бедного Отра ещё осталось местечко для этого кольца! Смотрите-ка. усик один совсем и не прикрыт!»
    Хозяин с сыновьями грозно придвинулись к асам:
   «И не подумаем выпустить вас, пока не отдадите кольцо!»
    Один, не говоря ни слова, снял кольцо с пальца и бросил на кучу золота.
    «Идите, – сказал Хрейдмар и указал на дверь. Считай-те, что расплатились за смерть моего сына».
     Асы молча вышли из его богатого дома. Но, отойдя от него на несколько шагов, Локи не выдержал, остановился и со злобной усмешкой крикнул:
     «Себе на беду взял ты, Хрейдмар, это кольцо и с ним проклятие Андвари! Теперь тебя ждёт гибель! Тебя и весь твой род!»
 
     Тут, словно вспыхнуло что-то перед внутренним взором Одина! В одно мгновение понял, что пробил час, назначенный роком, и прозрел он будущее, все те беды, что принесёт это кольцо и людям, и богам.
     Он вспомнил, как жадно смотрел на кольцо старший сын Хрейдмара, Фафнир. И увидел…
      Вот он крадётся ночью к постели своего отца и пронзает того копьём. А потом падает в ослеплении на груду золота и с упоением перебирает золотые слитки, чащи, вазы.
      Вот он находит золотой шлем, вот надевает его…
      Что это? Где Фафнир? Огромный дракон скалит пасть, лёжа на сокровищах. Из пасти вместе с паром вылетают искры.
      Один оцепенел. Он не слышит, что Локи и Хёнир зовут его, торопят идти дальше. Но Один погружён в своё видение. Он видит людей с мечами и копьями, они сражаются, они убивают друг друга. Он видит богов с оружием в руках! Видит норн, потрясающих руками, и огромного чёрного дракона, грызущего корни Иггдрасиля!
      «Нет, нет, – пытается Один стряхнуть с себя это виде-ние, и знает, что всё это правда, всё так и будет. И это только начало.
      Один поднимает голову. Рядом Хёнир, Локи. Кто он? Источник зла или игрушка в руках судьбы?
       Из дома что-то кричат Хрейдмар и его сыновья. Надо спешить.