Скетч о формировании нового состава культурной панели
- Пришло время сформировать новый состав культурной панели.
- Согласен.
- Собирать бомжей около мусорных баков, - как то не комильфо.
- Снова согласен.
- Нужно ориентироваться на кафе, где раньше обитали члены Союза.
- Они там и сейчас обитают. То есть, пытаются обитать – при наличии денег.
- Вот. Там и нужно подбирать.
- Поддерживаю идею.
- Во-первых, от бомжей их выгодно отличает умение «держать себя», «подать себя».
- Это правда. Есть некоторый лоск и определенный апломб. Вообще, - стиль. Легкая загадочность. Он – «много знает». Наверное… Загадочный взгляд свысока…
- Во-вторых, те, которые в кафе, - они имеют личные истории. Бренд. Каждый из них что-то писал. Что именно писал, – сейчас уже и не всегда вспомнишь. Но где-то мелькали имена. Что-то у кого-то как-то застряло в памяти…
Вообще, «писатель» - понятие, с одной стороны, почетное, уважаемое. С другой стороны, - растяжимое.
Что значит «писатель»? Это значит, что он писал когда-то? Что он пишет - сейчас? Что он способен жить на гонорары?
Нет однозначного ответа на эти вопросы.
- Нет!
- И понятно, что мало кто выдает литературный продукт каждый день.
Естественными являются перерывы в творческой деятельности.
Вчера он писал. А сегодня не пишет. Но завтра вновь, может быть, начнет писать…
В общем, не только понятие «писатель» - оценочное. Но и момент прибавления к понятию «писатель» слова «бывший» - этот момент так же весьма субъективный. Он «писатель», или «бывший писатель»? Ну… Будем думать позитивно… Он - «писатель»…
- Мы их собираем, и говорим, что они – «писатели»…
- Да. Но нужны не только загадочность и бренд. Нужна лояльность.
- Лояльность важна. Речь то – о деньгах.
- И деньгах не маленьких. Общественных, - в некотором смысле. Важны загадочность и бренд.
- Лояльность – главное.
- Итак, в-третьих, – лояльность. Предполагаю, что граждане, собранные в традиционных писательских кафе, будут обладать необходимым уровнем лояльности.
- Наверное, да. Во Франции, говорят, принято писать в кафе. Гоголь вспоминал, что, путешествуя по Европе, он на приливе вдохновения мог сосредоточиться и написать в трактире главу своей поэмы.
- Франция… Гоголь… Давайте думать реально. Раньше существовала среда. Литературная среда. В некотором смысле – саморегулируемая. Все как-то лично были знакомы. Если даже ты не талант, но склонен к литературе, или талант, но не признанный, то существовала возможность устроится на какие-то технические должности в многочисленные редакции, издательства. Зарплаты были не большие, но сохранялась сама причастность к литературной деятельности… Если гражданин был склонен к автономному стилю существования, то он мог найти вариант неофициального литературного помощника… Поехать куда-то от кого-то в длительную творческую командировку. Работа в далеких периферийных газетах кого-то выручала. Система авансов… На крайний случай существовала практика появления около касс в день выдачи гонораров… И получения денег в долг… Одним словом, как-то все крутилось, хотя, может быть, и не так уж просто…
Издательства, редакции, - всё было государственным. Но была создана такая культурная махина, что энергичный, заинтересованный индивидуум мог найти в ней свое маленькое место. Сейчас система организации и финансирования поменялась кардинально.
Система поменялась, но остались люди, желающие называться уважаемым словом «писатель» и как-то получать деньги от писательской деятельности, или хотя бы – от причастности к некоей литературной среде. Как правило, ни от своей «писательской деятельности», ни от причастности к «литературной среде» они получить деньги не могут. Есть кое-какие «секреты»… Иногда возникают скандальчики… Оставим в стороне тему «левых тиражей»… Если не вдаваться в детали и упростить, то остался …э-э-э… ‘public money’. Для его правильного распределения нужна лояльность.
- Это бесспорно. Загадочность, бренд, лояльность – это ключ к хорошим общественным деньгам.
- Нужно быстро пройтись по кафе – бывшим писательским кафе. И составить предварительный список кандидатов на включение в новый состав культурной панели.
- Очень своевременная задача. Пора влить, так сказать, новое вино.
- Всё! Действуйте!
- Приступаю!
17 июня 2018 г. 22:30