Старый одесский трамвай

Михаил Бортников
Люблю я ездить на трамвае. Это у меня с детства к ним любовь осталась, когда автобусов не было совсем,  троллейбус  в Одессе только начинался, а на подножку трамвая можно было впрыгнуть на любом углу. Помню первый троллейбусный маршрут - с площади Льва Толстого к вокзалу, второй - с той же площади, но в парк Шевченко. На нём ездили мы на пляж "Ланжерон". Много позже запустили третий маршрут  -  от парка Шевченко на Молдаванку, потом и четвёртый - с вокзала к Пересыпскому мосту. Но не буду отвлекаться, я ведь о трамвае хотел рассказать.

В детстве я жил на улице Пастера, и в школу ходил по этой же улице. В сто пятую, если кто знает. И вот мимо школы тогда от Херсонского спуска ходил первый трамвай, потом он заворачивал на Торговую, а проехав один квартал, поворачивал снова, на Щепкина. Это был ещё узкоколейный трамвай с двумя вагонами, с открытыми дверьми, и с двумя подножками в каждом вагоне. Сколько я на них проехал, на этих подножках!

Ходил этот трамвай после Щепкина по Малому переулку, затем полквартала по Гаванной, далее по Ласточкина (Ланжероновской), а возле Оперного театра сворачивал вправо, на Ленина, и шёл по ней в сторону вокзала. Улице Ленина давно вернули её историческое название Ришельевской, а трамвай по ней к тому времени уже давно не ходил. А вначале - ходил, до Чижикова, и делал потом круг на конечной, на Куликовом поле.

Там мы пересаживались на восемнадцатый трамвай, идущий на шестнадцатую станцию Большого Фонтана, или на семнадцатый - до одиннадцатой. В то время летом ходили ещё красивые бельгийские трамваи, летнего типа, без стёкол. Их ещё называли "пульманами", и они, по-моему, были немного длиннее обычных.

В Аркадию на трамвае можно было доехать без пересадки. Номера трамвая точно уже не вспомню. Конечная остановка трамвая находилась на Греческой площади. От Греческой  трамваи шли по Карла Либкнехта, потом по Ленина, по Чижикова, по Пироговской, и далее по Французскому бульвару, по нынешнему маршруту "пятерки".

Пятидесятые годы были временем расцвета одесского трамвая, и маршрутов было около тридцати, я же вспоминаю только те, на которых мне приходилось тогда ездить, чаще всего - на море.

В отличие от многих других городов, трамвай в Одессе и сейчас действует, и даже развивается, правда, крайне медленно. Автомобилисты, конечно, мечтают об увеличении ширины улиц за счёт трамвайных рельсов, остальной народ сопротивляется. Как ни говори, а трамвай и дешевле, и экологичнее, даже при том, что цена новых вагонов запредельная. Как-то выходят трамвайщики из этого положения, ремонтируют старьё, модернизируют.

Одесский трамвай - это ведь не просто транспорт, это и история города. Ещё в 1880 году здесь открылась первая линия "конки", которую для Одессы построило бельгийское общество конно-железной дороги, и бегали маленькие вагончики из центра города на пляж "Ланжерон". К концу 1888 года таких маршрутов было уже девятнадцать.

В начале двадцатого века лошадей заменили "паровички", которых из-за широкой трубы одесситы прозвали "Ванька-головатый". А уже в 1910 году торжественно открыли первую линию электрического трамвая. Вот так это событие описал Юрий Олеша:

"Я помню себя, стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появления перед нами вагона трамвая, только сегодня впервые начавшего у нас функционировать... Трамвай показался на Строгановском мосту, жёлто-красный со стеклянным тамбуром впереди. Под крики он прошёл мимо нас тамбуром, наполненный людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой".

Я, конечно, таких трамваев не застал. Узкоколейные трамваи не слишком отличались от современных. Еще совсем недавно на дачу Ковалевского с шестнадцатой станции, и в Рыбный порт из Люстдорфа ходили трамваи по одной колее, с разъездом посредине маршрута, как фуникулёры. Они были выполнены с двумя кабинами водителя, впереди и сзади. На конечной остановке он просто переходил из одной кабины в другую.

Что интересно, токосъёмное устройство у наших трамваев было с самого начала выполнено в виде дугообразного подпружиненного рычага, его называли "бигелем", и дуга эта была на трамваях всегда. Никуда она никогда не слетала, некуда ей было деваться.

Но когда в 1955 году наша семья переехала в Ростов-на-Дону, и я стал там ездить на трамвае, то сразу обратил внимание на то, что дуги на трамвае отсутствуют, а ток на двигатели передаётся через роликовое устройство, ролик которого постоянно должен находиться на контактном проводе. Только на поворотах почему-то эти ролики постоянно соскакивали с провода и силой пружины уносились вверх.

Происходило это очень часто, и в трамваях с двумя вагонами даже окошечки были специальные, через которые кондуктора возвращали ролики на место. А часто и заранее уже ролик на месте придерживали. Помню, что меня в детстве это очень удивляло.

Зато на ростовских трамваях мне нравилась световая сигнализация маршрутов. Подходит тёмным зимним утром трамвай к остановке, а ты уже заранее знаешь, по какому маршруту он идёт: над кабиной водителя две разноцветные лампочки горят. Удобно. Не знаю, может и в Одессе такое было, не замечал.

Люблю я ездить на трамвае. Жаль, трамвайных путей рядом с моим домом и близко нет.