Тихие шорохи

Ольга Жуланова
Сценарий написан в рамках он-лайн курса Сценарной мастерской Александра Молчанова.
С благодарностью, Ольга Жуланова.

ИНТЕРЬЕР. САНИТАРНАЯ ПАЛАТКА. ВЕЧЕР

Медсестра ВАРЯ, около 25-27 лет, умывает лицо, явно пытаясь взбодриться. У неё измученный вид. Она делает несколько вращательных движений головой и руками, зевает. Присаживается на одну из кроватей и тут же засыпает.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Варя! Привезли

Варя вскакивает, распахивает створки палатки. Двое САНИТАРОК вносят первого раненого. Варя смотрит на него. У него нет ноги.

ВАРЯ
Этого направо.

Вносят следующего - тяжёлое ранение в голову.

ВАРЯ
 Направо.

Вносят ещё - солдат держится за руку, ранение не сильное.

ВАРЯ
 Налево.

Слышен стон. Это в дальнем углу ШИХОВ, у него отходит наркоз после операции. Варя быстро подходит к нему, смотрит - он ещё не пришёл в себя. Варя трогает его лоб. Входит ещё одна санитарка ЛЮБА, лет 18.

ВАРЯ
Когда придёт в себя - оботрёшь Шихова. Уксус там уже

ЛЮБА
Поняла.
(замялась)
А может Вы сами? Он опять руки распускать начнёт.

ВАРЯ
Не начнёт.

Вносят ещё одного солдата. Варя смотрит на него. Это молодой человек, лет 19-20. Распахнутые глаза, живые, с виду целый. Варя замечает, что под ногой лужа крови, она снимает сапог - вместо ноги - кровавое месиво.

ВАРЯ
Направо

ШИХОВ
Ваааря… Пииить…

ВАРЯ
Вам пока нельзя, потерпите немного.

Варя подходит к Шихову, у него было лёгкое ранение в живот. Варя смотрит  на швы. Всё хорошо.

ШИХОВ
А ты, Варенька, ещё ниже посмотри.

ВАРЯ
Когда туда ранят, тогда посмотрю. Вам нельзя разговаривать.

Варя делает знак Любе, чтобы та подошла к Шихову.

КРУПНО - Две одинаковых алюминиевых кружки.
Люба, берёт одну, нюхает, ставит обратно. Берёт другую, нюхает и инстинктивно отдёргивается. Уксус здесь.

Варя присаживается на пустую кровать, откидывает голову, тут же засыпает. Короткое затемнение.

ГОЛОС ШИХОВА на ЗТМ
Вааааря… пииить…

ВАРЯ
Хорошо, только совсем маленький глоток, а то доктор заругает.

ШИХОВ
Позови его.

ВАРЯ
 Нет, он был двое суток на ногах, только что уснул, а вам нельзя разговаривать, швы могут разойтись.

Варя берёт кружку и подносит её к губам Шихова.  Шихов сам берёт кружку, делает три жадных глотка и сильно закашливается.

ВАРЯ
(сердится)
Я же сказала “совсем маленьких глоток”!

Глаза Шихова расширяются и наполняются слезами, он жадно глотает воздух ртом. Потом сильный приступ кашля, на животе появляется кровавое пятно, оно расширяется с каждым позывом. Шихов от конвульсий даже приседает на кровати, а потом замирает и падает на подушку.

Варя несколько секунд не двигается, оцепенев. Подносит к лицу кружку, отдёргивает голову, как от резкого запаха. Там уксус.

Подходит Люба, смотрит на Шихова, на Варю, на кружку. Всё понимает, ахает, прикрывает рот ладонью.

НАТ. РАЗБОМБЛЕННЫЙ ПОСЁЛОК, ГДЕ РАСПОЛОЖИЛАСЬ ЧАСТЬ - НОЧЬ

Далёкие зарницы, палатки, между ними костры, редкие солдаты.

ИНТ. ПАЛАТКА ВРАЧА НОЧЬ

Варя за столом, положив голову на руки. Врач ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ около 60 лет, сидит на кровати, трёт глаза и лоб.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Ну, его всё равно кто-нибудь бы да убил… Такой человек, знаете ли…

Варя начинает рыдать.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Ну-ну, голубушка… Простите, дурака старого.

Валерий Иванович встаёт наливает в кружку воды, капает что-то из пузырька, протягивает Варе. Варя берёт кружку, пьёт.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Вас кто-нибудь видел?

ВАРЯ
Люба.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Ммм… Это нехорошо. Но я поговорю с ней.
(вытирает Варе слёзы)
Ну-ну… На сегодня я Вас отпускаю, постарайтесь выспаться.

Варя вытирает слёзы, идёт к выходу, на выходе сталкивается с Любой.

ЛЮБА
Валерий Иванович, всё готово.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Да, Любушка, спасибо. Сейчас иду.
Зайдите на минутку.

Варя выходит из палатки.

НАТ. РАЗБОМБЛЕННЫЙ ПОСЁЛОК - НОЧЬ

Навстречу Варе идёт политрук МАРТЫНОВ. Ему около 30-35 лет, ухоженные усики, подмышкой всегда носит папку.

МАРТЫНОВ
Варвара Андреевна? Вы разве
не на дежурстве должны быть?

ВАРЯ
Нет, оно закончилось.
(старается быстро свернуть разговор)
Спокойной ночи!

ДАЛЕЕ НАРЕЗКА ИЗ КАДРОВ, КАК ВАРЯ БУДТО ИЩЕТ СМЕРТИ

Варя во время боя втаскивает раненого солдата в окоп, тут же разворачивается и бежит за следующим.

Варя во время налёта выскакивает из окопа и спасает собаку.

Варя во время дежурства сидит за столом, уронив голову на руки. Она поднимает голову, смотрит прямо - взгляд отрешённый

ИНТ. ПАЛАТКА ВАЛЕРИЯ ИВАНОВИЧА - ВЕЧЕР

Варя стоит на входе в палатку Валерия Ивановича. Он обеспокоенно ходит из угла в угол

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Сядьте.

Варя садится. Она очень плохо выглядит - совершенно измучена и истощена. Глаза пустые и безжизненные.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Вы что думаете, что я ничего не понимаю и не вижу? Вы решили наказать себя за Шихова. Да, поймите, голубушка, это не Вы - это война его убила. На тот момент - сколько времени Вы не спали?

ВАРЯ
Не помню.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Вы просто ошиблись, Вы же не хотели его смерти. Хотите, я признаюсь? Помните лейтенанта Орлова?

ВАРЯ
Да. Сквозное в живот.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Я уснул стоя во время операции, скальпель упал, разрезал артерию. Он умер. Моя ошибка? - Да. Моя вина? - Нет. Я - просто человек, не Бог. Я делаю всё от меня зависящее и сейчас я пытаюсь разгрести то... простите... merde, которое обрушила на нас война…
(через паузу, и гораздо тише, чем весь монолог)
и политики.

ВАРЯ
(не расслышав)
Что?

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Ничего.

Валерий Иванович подходит к шкафчику, наливает два стакана воды, капает в оба стакана из пузырька. Протягивает один стакан Варе.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Если Вы не остановите своё самоубийство, я буду настаивать, чтобы Вас комиссовали.
(поднимает стакан)
Будем здоровы.

НАТ. ПОЛЕ БОЯ - ДЕНЬ

Бой закончился. Медсёстры и санитарки собирают раненых.

ИНТ. САНИТАРНАЯ ПАЛАТКА - ДЕНЬ

Варя делает обход солдат после операции. Выглядит она уже гораздо лучше, чем в предыдущей сцене.

К Варе подходит Люба. Показывает на ширму, где лежат умирающие.

ЛЮБА
(шёпотом)
Комбат…

Варя торопливо идёт за ширму.
КОМБАТ лежит с перевязанной головой, пересохшими губами.
У его кровати две кружки. Варя берёт одну - нюхает, отдёргивает голову  - уксус. Ставит кружку на место. Берёт вторую кружку, нюхает, смачивает тряпочку и прикладывает её к губам комбата.
Комбат жадно втягивает в себя воду.

КОМБАТ
Я умираю.

ВАРЯ
Вам вредно разговаривать.

КОМБАТ
Покажи мне. Я не видел два года. Жена снится, но - нет… не видно… 

ВАРЯ
Всё будет хорошо. Всё заживёт.

КОМБАТ
Нет. Она приходит, но не показывает. Я прошу её и просыпаюсь.

ВАРЯ
Сейчас позову доктора.

КОМБАТ
Нет, Варя. Я сейчас умру. Покажи мне.

ВАРЯ
Что показать?

КОМБАТ
Грудь.

Варя смотрит на комбата. Видно, что тот ещё немного и умрёт. Варя оглядывается - никого. Она задирает гимнастёрку.

Комбат счастливо улыбается и через несколько секунд умирает.

Варя поправляет гимнастёрку. Поворачивается и сталкивается лицом к лицу с Мартыновым.

НАТ. РАЗБОМБЛЕННЫЙ ПОСЁЛОК - ВЕЧЕР

Варя идёт вдоль разрушенных зданий к своему дому.
Её догоняет Мартынов.

МАРТЫНОВ
Варвара Андреевна, Вы можете объяснить, что это было?

ВАРЯ
Нет. Я очень устала.

МАРТЫНОВ
А Вы понимаете, чем это грозит?

ВАРЯ
Чем же?

МАРТЫНОВ
Я могу подать рапорт, и Вас... не примут в партию. Партии не нужны аморальные женщины.

ВАРЯ
(останавливаясь)
Но Вы же не сделаете этого?

МАРТЫНОВ
Ну, это от Вас зависит…

ВАРЯ
Что Вы имеете ввиду?

Они стоят друг напротив друга. Мартынов гаденько улыбается.

МАРТЫНОВ
А Вы не догадываетесь?

ВАРЯ
Вы с ума сошли.

МАРТЫНОВ
Как хотите. Решать Вам. Даю время до завтра. До…
(смотрит на часы)
до 9 вечера. Спокойной ночи!

Варя открывает калитку одного из немногих уцелевших домов.

МАРТЫНОВ
Ах, да. Чуть не забыл. Не стоит жаловаться доктору.
(показывает на папку)
У меня есть с ним о чём поговорить.

ИНТ. ВРАЧЕБНАЯ ПАЛАТКА. ДЕНЬ

Идёт операция. Здесь Валерий Иванович, Варя, Люба и ещё одна санитарка. Валерий Иванович извлекает пулю, бросает её в лоток.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Можно зашивать. Пульс?

Варя никак не реагирует. Валерий Иванович  и санитарки смотрят на неё.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Варя.

ЛЮБА
Пульс слабый, но есть.

НАТ. ВХОД ВО ВРАЧЕБНУЮ ПАЛАТКУ - ДЕНЬ

Варя стоит, курит. Валерий Иванович выходит из палатки. Забирает у Вари папиросу.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Голубушка, не стоит брать в рот всякую гадость. На войне и так хватает всякой грязи, чтобы добавлять ещё какую-нибудь дрянь.

ВАРЯ
Валерий Иванович, можно я сегодня подежурю? Люба скоро сутки на ногах, а я успела поспать.

ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Не возражаю.

ИНТ. САНИТАРНАЯ ПАЛАТКА. ВЕЧЕР.

Варя перевязывает голову солдату.
Входит Люба. Она испугана.

ВАРЯ
(Любе)
Придержи его.

ЛЮБА
Варя…

ВАРЯ
Что?

ЛЮБА
Давай я сегодня подежурю.

Варя останавливается. Внимательно смотрит на Любу. Люба отводит глаза. Варя заканчивает перевязку, завязывает на бинте узел.



ВАРЯ
Нет.

ЛЮБА
Я выспалась, а ты отдохни.

ВАРЯ
Нет.

ЛЮБА
(начинает плакать)
Варенька, пожалуйста, он убьёт меня.

ВАРЯ
Ты хоть понимаешь, о чём ты меня просишь?

ЛЮБА
(сквозь рыдания)
Да. Я не знаю, что мне делать.
 Мне кажется, я беременна. Однажды он увидел, как я…

В палатку заходит СОЛДАТ. Варя прижимает голову Любы к себе. Люба замолкает.

СОЛДАТ
(робко снимает пилотку)
Я к Денисову. Можно?

Варя ему кивает, показывает головой в сторону, где лежит ДЕНИСОВ.
Люба плачет, Варя гладит её по голове. Думает.

НАТ. ВХОД В ДОМ МАРТЫНОВА - ВЕЧЕР

Варя медленно поднимается по ступеням крыльца. Входит в дом.

ИНТ. ДОМ МАРТЫНОВА - ВЕЧЕР

Обычная обстановка деревенского дома, не сильно пострадавшего во время бомбёжек.
В центре комнаты на круглом столе лежит та самая папка, которую всегда носит с собой Мартынов.
Варя видит папку.

ВАРЯ
(хрипловато)
Есть кто?

Никто не отзывается.

НАТ. ПРИДВОРОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ ДОМА- ВЕЧЕР

Мартынов выходит из туалета. Поднимается по лестнице. Заходит в дом.

ИНТ. ДОМ МАРТЫНОВА - ВЕЧЕР

Варя хватает папку, прячет её под гимнастёрку, направляется к двери.
Входит Мартынов. Видит Варю. Улыбается, смотрит на настенные часы, они показывают 20.40. Мартынов моет руки в рукомойнике

МАРТЫНОВ
О! Варвара Андреевна! Ты даже раньше. Не терпится?

ВАРЯ
Вы ничтожество!

МАРТЫНОВ
А вот так не стОит.
(вытирает руки полотенцем)
Я ведь могу и передумать. Ты же понимаешь, что эта сделка выгодна для тебя, а кроме того, если окажешься сговорчивой, послушной, Валерий Иванович тоже не пострадает.

ВАРЯ
Да ты просто…

МАРТЫНОВ
Тихо-тихо-тихо… Я же сказал - не стОит. И вообще - меньше слов.

Мартынов медленно приближается к Варе, она отходит от него до тех пор, пока не упирается в спиной в стену.
Отворачивает голову. Мартынов сначала без рук проводит носом по волосам, уху и шее Вари, вдыхая запах. Потом проводит пальцем по её шее, натыкается на гимнастёрку, пытается расстегнуть пуговицы, пальцы начинают дрожать.

МАРТЫНОВ
(горячим шёпотом)
Ну что ты… ну помоги мне…

Мартынов начинает вытаскивать гимнастёрку Вари из-под ремня. Варя выходит из оцепенения, начинает шарить рукой по стене, подоконнику, нащупывает засохший цветок в горшке. Поднимает и бьёт им Мартынова по голове. Мартынов падает около стола, но не теряет сознания. У него по лицу бежит струйка крови.

МАРТЫНОВ
Ах ты, дрянь! Да я же засужу тебя вместе с твоим ВалерьВанычем, этой белогвардейской сволочью, мало он получил в 32м… теперь вы вместе на Колыме кровью харкать будете.

Варя пятится спиной к выходу, на ходу поправляя гимнастёрку, выбегает из дома.

НАТ. ЛЕС НОЧЬ
Варя в укрытии с фонариком читает материалы из папки. Она держит листок с фотографией Валерия Ивановича. Читает о его дворянском происхождении, о судимости. Переворачивает страницу.

ГОЛОС ВАРИ ЗА КАДРОМ
Замечен в связи с Зиминой Варварой Андреевной. Утаил её халатность, приведшей к смерти Шихова Р.Н. (см. дело Зиминой).
Ведёт антисоветские разговоры.

Варя захлопывает папку.

ИНТ. САНИТАРНАЯ ПАЛАТКА - НОЧЬ.

Входит Варя. Люба уронив голову на руки спит. Варя подходит к ней, трогает за плечо. Люба вскакивает.

ЛЮБА
Варя? Ты почему?...

ВАРЯ
Тссс. Вещи комбата уже забрали?

ЛЮБА
(ещё плохо проснувшись)
Да, кажется.

Варя обессиленно садится на стул, ей что-то мешает под гимнастёркой, она на автомате достаёт из-под ремня папку политрука и кладёт её на стол. Люба смотрит на папку и с ужасом узнаёт её.

ЛЮБА
(не отрываясь смотря на папку)
ой… нет… сказали завтра будет опись, сегодня не успели, вещи комбата там лежат.

Люба показывает в сторону. Варя вскакивает, хватает папку и убегает.
КРУПНО. Варина рука из вещей комбата достаёт пистолет.

НАТ. ДОМ МАРТЫНОВА - НОЧЬ

В доме горит тусклый свет от свечи. Мартынов сидит за столом, держит на голове примочку. Вдруг он резко поворачивает голову в сторону двери. Вскакивает.

ИНТ. КОМНАТА МАРТЫНОВА - НОЧЬ

Мартынов стоит рядом со столом. В дверях стоит Варя.

МАРТЫНОВ
Ну, что передумала? Или пришла полечить мне рану, сестричка?
(показывает на голову)
Вот здесь мне больно.

Мартынов начинает двигаться к Варе.

МАРТЫНОВ
А может, ты хочешь кое-что мне вернуть? Или твоя бабка так и не научила тебя, что чужое брать нехорошо? Мало тебя в детстве шлёпали? Иди, я тебя отшлёпаю. Если отдашь папку прямо сейчас, тебе даже понравится. А если не отдашь…

Варя достаёт пистолет, целится в Мартынова. У неё дрожат руки.

МАРТЫНОВ
Ты соображаешь, в кого ты целишься?

ВАРЯ
В мерзкую скотину. Даже не сомневайся, я убью тебя сейчас. И ни один человек на этой земле не заплачет по тебе. И мир станет немного лучше без тебя. Ты как липкая плесень, которая уродует всё, к чему прикасается. Ты выискиваешь, вынюхиваешь, а потом калечишь жизни людей.

МАРТЫНОВ
Это кого ты называешь людьми? Своего ВалерьВаныча? Эту недобитую сволочь?

Варя стреляет. Мартынов падает.

НАТ. РАЗБОМБЛЕННЫЙ ПОСЁЛОК - НОЧЬ

Варя идёт, сдерживается, чтобы не побежать по дороге.

ИНТ. ДОМ ВАРИ - НОЧЬ

Варя сжигает в печке бумаги из папки Мартынова. Это много бумаг с фотографиями солдат. Потом сквозь огонь мы видим этих людей на фоне Рейхстага.