Черная полоса

Онисе Баркалая
               
                Рождественский рассказ


        Каждый из нас время от времени попадает в черную полосу. Когда ощущаешь сплошное невезение, когда тебя кругом преследуют неудачи, и кажется, что этому не будет конца. Именно в этот период приходят неприятности на работе, появляются проблемы с близкими, возникают недомолвки с друзьями, начинает подводить здоровье... Вдвойне обидно, когда все это происходит под Рождество.
         Излишне говорить, черная полоса – это как раз то время, когда теряются водительские права, обнаруживается пропажа удостоверения личности, выявляется списание денег с карточного счета за услуги, которые не получал, а любимый зонтик забывается в кафе. Таким образом, потеряв опору и исчерпав все объяснения материального порядка, постепенно созреваешь в качестве жертвы для какой-нибудь тоталитарной, псевдорелигиозной секты.   
        Само собой разумеется, в самый разгар черной полосы смотришь на храмы не только как на красивые архитектурные сооружения, и городских сумасшедших и юродивых начинаешь считать не только несчастными, но и божьими людьми. Гороскопы, приметы приобретают мистический смысл, любое событие трактуешь в качестве предзнаменования, а воспоминания о том, как потешался над женой во время ее рассказа про гадалку, уже не кажутся смешными. Упавший на пол нож теперь вызывает гамму эмоций. Заглянув на сайт, в котором растолковываются приметы, ругаешь себя за то, что не обратил внимание, как все-таки упал нож: остриём, рукояткой, плашмя... куда было направлено лезвие после падения? Это, оказывается, чрезвычайно важно, так как речь идет о жизни или смерти.
        Лихорадочно начинаешь думать, какие события предшествовали черной полосе. Быть может, косой взгляд старушки-колдуньи, которой я не удосужился уступить место в метро? Вспоминаешь водителя маршрутки, посылавшего в твой адрес проклятия на своем тарабарском языке, когда не поторопился перейти пешеходный переход. «У водителя автобуса в роду были чернокнижники», – теперь мне совершенно ясно.
     Пройдет совсем немного времени и принимаешься за коренной пересмотр своего существования. Немалая часть времени уходит на размышления о смысле жизни, о вреде курения и алкоголя... становишься близок к тому, чтобы с завтрашнего дня делать зарядку и, оглядев шкаф, вспоминаешь, где хранятся кроссовки, чтобы начать пробежки в Таврическом саду.
       Начиная с какого-то момента, все эти мелочи: забытая сдача в ларьке с пяти тысяч, уехавший перед самым носом последний автобус, сломанный на ровном месте каблук, отключение света, оставленное дома страховое свидетельство, вечное «сегодня приема нет» – воспринимаются уже как естественный ход вещей.
      «Успех – плохой учитель» – успокаиваешь себя, читая  в интернете сайты, помогающие сохранить душевное равновесие в этом сумасшедшем мире. Вой полицейской сирены, звуковой сигнал автомобиля скорой помощи, вибрация мобильного телефона, стук в дверь – одним словом, любой резкий звук заставляет теперь дергаться, оборачиваться, озираться. Боюсь, меня уже невозможно принять за человека с чистой  совестью. Теперь мобильник звучит для меня иначе, будто извергает тревогу, хотя мелодия звонка осталась прежней.
       Те моменты на работе, которые раньше не замечал, нынче кажутся дамокловым мечом увольнения. Обычный вызов к начальству интерпретируешь как получение «черной метки». Все, что раньше воспринималось как приветствие, шутка, комплимент, стало неоднозначным – везде чудится скрытый смысл, мерещится подвох. Приветствие кажется издевательством, шутка – сарказмом, комплимент – некрологом. Ловишь себя на том, что начинаешь мысленно перебирать свой гардероб, задавая вопрос, каким образом был одет в те счастливые дни? Находишь «везучий» галстук, «приносящие удачу» твидовый костюм и туфли без шнурков. Однако, надев так называемый счастливый костюм, вдруг обнаруживаешь странную вещь. Брюки и пиджак вместо того, чтобы быть немного тесноватыми, стали явно велики. Мгновенно встаешь на напольные весы и с изумлением видишь, что несколько килограммов твоего веса словно испарились. Ужас! С изменившимся лицом подбегаешь к жене и говоришь о необходимости срочного медицинского обследования на предмет выяснения резкого падения веса. «Дорогой, это просто нервы!» – ответ жены слегка успокаивает, но тем не менее настойка пустырника заменяется Фитоседаном.
     Совсем не удивительно, что твой музыкальный вкус претерпевает изменения: с рок-н-ролла переходишь на джаз, потом на органную музыку. Внимательно вслушиваясь в фуги Баха, стремишься постичь всю глубину величественной музыки. Какими мелкими выглядят твои проблемы на фоне звучащей грандиозной оратории! Какой песчинкой во вселенной кажешься себе по мере того, как музыка уносит тебя к звездам! 
     В то время как всей душой хочется радоваться жизни, пойти в ресторан, на танцы, неведомый внутренний голос, громыхающий басом, словно он исходит от мощного вида чтеца с клироса церкви, предупреждает о расставленных везде ловушках, среди которых карты, вино, женщины, и намекает, что черная полоса отнюдь не случайно появилась в твоей жизни. Поэтому и круг чтения начинает сужаться до исключительно серьезной, назидательной литературы. Делаешь выбор в пользу романов, в которых персонажи страдают, мучаются, переносят лишения... Вдруг становишься поклонником мелодраматического сериала, видя некоторое сходство его героя с собой. До поры до времени тому постоянно не везет в жизни и любви.
      Попав в черную полосу, на память, как нарочно, приходят именно досадные случаи из прожитой жизни? Ну отчего не веселые, не жизнерадостные? Может же, в конце концов, наш мозг в качестве психологического реванша вспомнить что-то позитивное в эти часы! Что-то радостное! Смешное! Нет, черт побери, вместо блестящих побед и неслыханных удач, тех событий, когда тебе крупно повезло, взамен комичных эпизодов, когда безудержно хохотал, – неотвратимо, как Немезида, являются именно те воспоминания, когда сморозил глупость, повел себя как слабак, показал себя трусом, жмотом, ничтожеством... отверг решение, которое было единственно правильным. 
     Погрузившись уже в глубокие размышления о жизни и смерти, поднимаешь свою родословную. А меж тем четко видишь, что ничем таким твои предки не занимались, чтобы это могло разозлить потусторонние силы: дедушки и бабушки, прадеды и прабабушки, пра...пра... вели праведный образ жизни... С фотографий альбома на меня смотрят спокойные, уравновешенные родственники.
      То, на что раньше не обращал никакого внимания, ныне представляется зловещим симптомом болезней. Как и любой мнительный мужчина, начинаешь чутко прислушиваться к себе, вернее, к своему организму. Кольнуло в правом подреберье – надо завтра же провериться на гепатит-С; сухость во рту, икота, изжога – что-то не так с поджелудочной; болезненные ощущения в животе – чудится целый сонм болезней от аппендицита до язвы желудка; быстрая утомляемость, не хватает воздуха – мне абсолютно ясно: пошел последний отсчет...
     Где-то уже в конце черной полосы мой слегка помутненный разум начинает искать  странные взаимосвязи. «Если подъедет автобус с рекламным постером, на котором изображен сантехник, – рассуждаю я, – то, очевидно, счастья в этот день не видать, а если же на борту автобуса будет красоваться девушка, то сегодня еще на что-то можно рассчитывать». Пустое ведро, черная кошка, вой собаки, рассыпанная соль ввергают в уныние. Номера автомобилей, денежных банкнот, автобусных билетов, телефонов, электронной очереди теперь имеют сакральное значение. Их четность, нечетность, равенство номеру моей квартиры, дате моего рождения (в формате дд.мм.гггг), присутствие в числах зловещих «13» и «666» – все это в зависимости от того или иного поднимает дух или опускает крылья. 
     И в тот самый миг, когда уже близок к отчаянию, вдруг раздается телефонный звонок – свет в конце тоннеля. Сущая безделица, мой отчет на это раз руководство завернуло всего лишь из-за четырех небольших замечаний. Но это маленькое позитивное событие я склонен трактовать как окончание черной полосы. Потом следует второй звонок, и это уже не просто комплимент: страховая компания соизволила оплатить ремонт моего автомобиля (про автомобиль я умолчал, чтобы картина не казалось уж совсем мрачной). Не пройдет и часа, как начинаешь замечать хорошую погоду, рост курса рубля, любопытные взгляды женщин... Снова хочется жить! И разом, словно по мановению волшебной палочки, приходят новости одна лучше другой: о похвальной  успеваемости сына в школе, успехе дочери в танцевальном конкурсе, о премиальных, готовой шенгенской визе и невероятной скидке на средиземноморский тур…
     Как правило, все помнят череду событий, которую без всякого преувеличения можно истолковать в качестве черной полосы. А вот ее окончание всегда размыто, неопределенно. Просто наступает такой момент, что начинаешь понимать: черная полоса закончилась. Вдруг быстро осознаешь, что родные тебя любят, друзья обожают, на работе ценят. Не без удивления обнаруживаешь, что потерянные документы нашлись и никто ничего не требует за их возвращение, что списанные с карты деньги снова зачислены на счет, и даже оставленный зонтик в кафе, оказывается, ждет тебя как ни в чем не бывало вкупе со свежей выпечкой. И жизнь снова кажется прекрасной, и как чудесно ощущать это накануне Рождества!