Потери советских торпедных катеров. 1942 год

Олег Каминский
1942 год

ТК-91 (до 13.11.1940 – ТК-141) (типа Г-5) командир старший лейтенант В. И. Клюйков.
5 января 1942 года вместе с ТК-111 вышел из Севастополя в Евпаторию, чтобы доставить боеприпасы для десантников. Однако в 12 часов 35 минут в районе Качи на траверзе мыса Лукулл катера были атакованы тремя немецкими истребителями Bf-109 из JG.77, в результате чего ТК-91 затонул.
По другим данным, сел на мель возле Евпатории и был взят в плен со всем экипажем.

ТК-111 (до 13.11.1940 – ТК-171) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. П. Юрченко (?).
5 января 1942 года в 23 часа 50 минут при доставке боеприпасов десантникам был выброшен штормом на берег в районе Евпатории и разбит.
По другим данным, 7 января 1942 года был поврежден авиацией противника и выбросился на берег в районе Евпатории.

ТК-44 (до 1937 – ТК-63) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. П. Юрченко (?).
14 января 1942 года в районе Анапы (станицы Благовещенская) получил повреждения в результате аварии (по другим данным, был поврежден береговой артиллерией противника) и при буксировке в Новороссийск во время шторма был выброшен на берег и разбит.

У-5 (до апреля 1941 — ТК-174) (типа Ш-4)
В январе 1942 года погиб в Азовском море в районе мыса Тархан, причины гибели не установлены.

ТК-123 (до 7.09.1941 — ТК-105) (типа Г-5)
22 мая 1942 года затонул в Ленинграде у стенки завода № 194 от прямого попадания снаряда, позже был поднят и снова введен в строй.

ТК-61 (до 13.11.1940 – ТК-121) (типа Г-5)
Ночью 15 июня 1942 года в районе Севастополя столкнулся с катером СК-0133 и затонул.

ТК-73 (типа Ш-4) командир К. К. Лосевский.
22 июня 1942 года на переходе в штормовых условиях из Севастополя в Новороссийск, из-за отказа моторов был оставлен личным составом и затоплен в районе Ялты.
По другим данным, 1 июля 1942 года при оставлении Севастополя погиб в бою с германскими и итальянскими торпедными катерами.

ТК-83 (типа Ш-4) командир капитан-лейтенант И. Н. Погорлюк.
22 июня 1942 года на переходе в штормовых условиях из Севастополя в Новороссийск, из-за отказа моторов был оставлен личным составом и затоплен в районе Ялты.
По другим данным, 1 июля 1942 года при оставлении Севастополя погиб в бою с германскими и итальянскими торпедными катерами.

ТК-142 (типа Д-3)
27 июня 1942 года при переходе из Кронштадта к острову Лавенсаари в районе банки Нагаева подорвался на мине и затонул. Погибли 4 члена экипажа, остальных подобрал ТК-132.

ТК-33 (до 13.11.1940 – ТК-63) (типа Г-5) командир лейтенант А. Г. Кананадзе (?).
2 июля 1942 года в период 10.00 - 11.15 более 30 немецких самолетов Ju-88 произвели налёт на порт Анапа. В катер попали две 50-килограммовые бомбы при этом погиб 1 человек, 3 были ранены, а от взрывов возник пожар, охвативший машинный отсек и бензобаки. Командир отдал приказание оставить катер. Вскоре после этого произошел взрыв бензобаков. Катер, дрейфуя, горел несколько часов, после чего затонул.

ТК-112 (типа Г-5) командир старший лейтенант Мартынов.
2 июля 1942 года в 11 часов 10 минут во время налёта бомбардировщиков Ju-88 на порт Тамань от взрыва авиабомбы у края пристани торпедному катеру разрушило рубку, возник пожар, в результате чего катер выгорел и затонул прямо у пирса.

ТК-75 (ТК-175) (типа Г-5) командир Васенко (Казаков?).
4 июля 1942 года при проходе через Керченский пролив был потоплен минометным огнем противника.
По другим данным, был потоплен 8 июля 1942 года.

ТК-155 (типа Г-5) 
4 июля 1942 года при проходе через Керченский пролив был потоплен в районе Камыш-Буруна артиллерийско-минометным огнем противника.
По другим данным, был потоплен 8 июля 1942 года.

ТК-22 (типа Д-3) командир лейтенант Грициенко.
Утром 8 июля 1942 года около 9 часов при попытке высадки десанта на остров Соммерс (Финский залив) был обстрелян огнем финских канонерских лодок «Uusimaa» и «Hаmeenmaa», а также огнем береговых батарей и взорвался от прямого попадания снаряда.

ТК-31 (до 7.09.1941 — ТК-34) (типа Г-5)
8 июля 1942 года при попытке высадки десанта на остров Соммерс (Финский залив) был потоплен артиллерийским огнем финской канонерской лодки «Uusimaa» и береговых батарей.

ТК-71 (до 7.09.1941 — ТК-74) (типа Г-5)
8 июля 1942 года после высадки десанта на остров Соммерс в Финском заливе был подожжен артиллерийским огнем финских береговых батарей и сгорел. Команда спасена катером ТК-152.

ТК-83 (ТК-65) (типа Ш-4)
8 июля 1942 года при попытке высадки десанта на остров Соммерс (Финский залив) был потоплен огнем финских канонерских лодок «Uusimaa» «Hаmeenmaa» и огнем береговых батарей.

ТК-113 (до 7.09.1941 – ТК-95) (типа Г-5)
8 июля 1942 года атаковал финские канонерские лодки «Uusimaa» и «Hаmeenmaa», шедшие к острову Соммерс в Финском заливе, но был потоплен их артиллерийским огнем.

ТК-121 (до 7.09.1941 – ТК-124)
Ночью 8 июля 1942 года около 1 часа 30 минут во время высадки десанта на остров Соммерс в Финском заливе сел на камни и был расстрелян пушечно-пулеметным огнем финских войск.
По другим данным, после посадки на мель был уничтожен экипажем.

ТК-123 (до 7.09.1941 — ТК-105) (типа Г-5)
8 июля 1942 года при попытке высадки десанта на остров Соммерс (Финский залив) был потоплен огнем финских канонерских лодок «Uusimaa» «Hаmeenmaa» и огнем береговых батарей.
По другим данным, был потоплен 10 июля 1942 года.

ТК-152 (до 11.08.1941 — ТК-155) (типа Г-5) командир старший лейтенант М. К. Овсянников.
Ночью 9 июля 1942 года, при высадке разведгруппы для выявления огневых средств, был обстрелян береговой артиллерией противника и, получив повреждения, направился в Анапу. Утром 10 июля 1942 года воздушная разведка обнаружила катер в 1,5 км восточнее Эльтигена (Керченский пролив) на мели. Экипаж и 25 разведчиков попали в плен.

ТК-44 (до 6.08.1942 — ТК-64) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. П. Юрченко (?).
6 октября 1942 года в порту Новороссийска (Черное море) был потоплен береговой артиллерией противника.

ТК-135 (до 4.10.1941 — ТК-75) (типа Г-5) командир А. Градусов.
10 октября 1942 года в районе Станички в Новороссийской бухте (Черное море) был потоплен попаданием артиллерийского снаряда.

ТК-54 (до 7.09.1941 — ТК-113) (типа Г-5)
20 сентября 1942 года при высадке разведывательной группы на остров Вигрунд в Нарвском заливе сел на камни и был взорван личным составом.

ТК-11 (до 7.09.1941 — ТК-14) (типа Г-5)
10 октября 1942 года при постановке мин в Финском заливе столкнулся с ТК-41, получил пробоину в районе моторного отсека и затонул.

ТК-104 (до 7.09.1941 — ТК-67) (типа Г-5)
23 октября 1942 года в Финском заливе при возвращении в базу столкнулся с ТК-94 и затонул из-за пробоины в районе моторного отсека.

ТК-74 (до 6.08.1942 – ТК-70) (типа Г-5)
7 ноября 1942 года в районе мыса Ту (Агрия) в 19 км северо-западнее Туапсе был обстрелян и поврежден истребителями (торпедоносцем) против¬ника, после чего был отбуксирован в Туапсе. 11 ноября 1942 года следовал на буксире в Поти для выполнения необходимого ремонта, при этом в таранном отсеке на ходу выскочила часть поставленных пробок и в 21 час 45 минут на траверзе селения Лазаревское (Черное море) катер затонул. Личный состав не пострадал.

ТКА-11 (типа Д-3)
20 ноября 1942 года в бухте Цып-Наволок полуострова Рыбачий в Баренцевом море затонул в результате аварии. Позже был поднят и введен в строй.

Продолжение следует…