Слепой бард

Раиса Яковлева
               
 Юрий вырос в семье, где царил культ отца. Слово отца было непререкаемо. Он был начальником цеха, привык к беспрекословному подчинению окружающих, не терпел возражений и неповиновения ни на работе, ни дома. Был строг и требователен с обоими сыновьями. Юре, как старшему, доставалось больше упреков и замечаний.


 Отец любил выпить, считал это привилегией мужчин, приучил к этому своих сыновей, когда они приближались к юношескому возрасту.
- Не пьет, значит не мужик, - говорил он.


 Юра вырос высоким худощавым парнем. Он любил читать, был интересным собеседником. Будучи студентом, научился играть на гитаре и петь популярные песни, пользовался вниманием девушек. Так он познакомился с Ларисой. Она была стройной высокой девушкой с длинными русыми волосами и ясными синими глазами. Заглянул Юра в эту синеву... - и пропал! Как будто сильный магнит притягивал его к этой девушке. Они гуляли по городу, ходили на студенческие вечера.


- Юра, ты меня любишь? – спрашивала его Лариса.
- Люблю.
- Сильно?
- Сильно.
- Ты бы мог полететь ради меня на Северный полюс?
- Хоть на Марс, но только вместе с тобой. Согласна?
- Согласна!


 На Северный полюс им лететь не пришлось, на Марс тоже. После института Юрий работал инженером на заводе. Сыграли свадьбу. Отец помог сыну получить двухкомнатную квартиру. В молодой семье родился мальчик. Праздники обычно отмечали у родителей Юры. Бабушка с дедушкой любовались внуком, играли с ним. Первое время Юра торопился после работы домой, к жене и сыну. Потом начал как-то остывать: задерживался на работе, приходил домой под градусом.


- Юра, у нас ребенок. Мне нужна твоя помощь. Ты можешь приходить домой вовремя и трезвым?
- Конечно! Я всегда трезвый! Просто сегодня у Петра Семеновича день рождения, он принес бутылку. Пришлось выпить. Не сердись! Неудобно было отказать.
Со временем такие ситуации участились, и приходил он уже не слегка под градусом, а просто пьяным. Лариса пробовала поговорить со свекром и свекровью, но не нашла у них понимания. Свекр заявил, что мужик должен уметь пить:


- Ты что, из него тряпку хочешь сделать? Пьет – и правильно делает!
Свекровь поддержала мужа.  Лариса была в отчаянии, не знала, что делать. Разговоры с Юрой ни к чему не приводили. Ребенок рос фактически без отца. Не часто выпадали дни, когда Юра бывал трезвым и с ним можно было поговорить, выйти на прогулку.


- Знаешь, - сказала ему Лариса, когда ее терпение кончилось, - собирай свои вещи и уходи! – Мне не нужен муж-пьяница, Стасику не нужен пьяный отец. Лучше расти без отца, чем с таким отцом как ты.


 Юра ушел к родителям. “Как жить дальше, что делать?” – думал он. Хотелось уехать куда-нибудь далеко-далеко и начать с чистого листа. В это время в Чебоксарах строился большой завод, там нужны были специалисты, их обеспечивали работой и жильем. Ехать одному не хотелось. Юре давно нравилась красивая, добрая и скромная девушка из лаборатории. Во время случайных встреч он спрашивал ее:
- Милочка, как твои дела? – или – Что новенького?


Присаживался к ней за столик в заводской столовой во время обеда, рассказывал веселые истории. Теперь, когда у него созрело желание уехать подальше от дома, он решил поговорить с Милой серьезно.
- Мила, ты знаешь, в Чебоксарах строится большой завод промышленных тракторов. Они приглашают на работу инженеров и лаборантов. Поехали со мной. Работа у нас будет, получим квартиру. Город на Волге, прекрасная природа! В лесах полно грибов, ягод. Заживем припеваючи!
Милочка подумала, и согласилась.


 Так они оказались на Волге. Начали работать. Получили однокомнатную квартиру на девятом этаже девятиэтажного дома. В соседней квартире жила семья с двумя детьми. Познакомились. Юра пригласил соседей к себе, показал им свои работы.
Он занимался выжиганием по дереву. Соседям понравились его гравюры с изображением лося, идущего по лесу; парящего в небе орла; раскидистого дерева; дракона...


- Здорово, – сказал сосед, - ты давно занимаешься гравюрой?
- С восьмого класса. Учитель по труду занимался выжиганием, научил меня. С тех пор я и выжигаю. Выпьем по случаю знакомства, - предложил Юра.
- Извини, я не пью, - ответил сосед.
- Жаль.


 Юра с Милой освоились на новом месте: ездили с новыми друзьями за Волгу, собирали ягоды, грибы, делали заготовки на зиму. В цехе, где Юра работал технологом, тоже были любители выпить, стали приглашать его в компанию. Юра сначала отказывался, потом сдался.


 Сначала выпивал понемногу, потом больше и еще больше. Кончилось тем, что он начал скандалить дома, а когда расходился, то и бил Милу. В этих случаях она обращалась за помощью к соседке. Рима заходила к ним в квартиру. Юра сидел за кухонным столом с видом невинного ягненка.

 
- Юра, как ты можешь? Как тебе не стыдно поднимать руку на Милочку?
Юра был худощавым, Мила была более плотного телосложения. Он использовал это, как аргумент в свою защиту:
- Да что ты, Рима? – деланно удивлялся Юра. – Посмотри на меня и на нее. Разве я могу ее бить? Это она меня бьет!


- Ах, Юра, Юра! Совести у тебя нет!
После ухода Римы у них воцарялись тишина и покой до следующего раза. Тем временем у Юры началось серьезное заболевание глаз. Его положили в глазную больницу на лечение. При выписке врачи сказали, что ему нельзя пить. Но Юра уже не мог остановиться.


 Шли годы. Время от времени его лечили в стационаре глазной больницы. Болезнь прогрессировала, в конце концов он ослеп.
Его мир сузился до размеров квартиры, резко сократился круг друзей, общение с людьми приближалось к нулю. Только верная и преданная ему Милочка по-прежнему заботилась о нем, жалела его. Иногда к ним заходила соседка.


- Рима, - жаловался он ей, - я не могу читать, не могу смотреть телевизор, не могу ходить без палки даже по квартире, я уже не говорю о гравюрах. Как мне жить дальше?
- Давай подумаем вместе, - сказала Рима, - что бы ты мог делать не глядя?
- Когда Юра был студентом, он пел под гитару. Все девчонки в него влюблялись. Он сам мне рассказывал. – Вспомнила Мила.


- А гитара у тебя есть?
- Есть, - ответила Мила и достала из шкафа гитару.
- Попробуй наиграть знакомую мелодию, дай своим пальцам вспомнить, как это делается, - попросила Рима, - я послушаю.

 
 Юра взял гитару, погладил ее и заиграл, спотыкаясь и начиная снова.
 Прошло несколько месяцев. На бульваре напротив дома, где жили наши герои, появился немолодой слепой гитарист. Он приходил в сопровождении жены, садился на скамейку и пел под гитару песни своей молодости.

 Вокруг него собирались слушатели. У людей постарше эти песни вызывали воспоминания о молодости и ностальгию о прошедших годах. Молодые ребята тоже слушали добрую, мягкую, лирическую мелодию старых песен, так не похожую на быстрый, часто агрессивный и бьющий по мозгам ритм песен современных.


 Со временем Юра сам начал сочинять тексты и мелодии песен. Милочка их записывала. Он писал о времени и о себе. Вокруг его скамейки на бульваре собиралось все больше и больше слушателей. А недавно в Верхневолжском издательстве вышла книга его песен. Одну из книг он послал своему сыну. Через несколько дней раздался телефонный звонок. Юра нащупал трубку и услышал молодой голос:
- Папа, какой ты молодец! Мы с мамой гордимся тобой!