Чужой принц

Коршуниха62
Эта фотография хранится у меня с начала шестидесятых годов прошлого века. Я не знаю, кто на ней изображён - артист или рабочий. И если он себя случайно увидит в Интернете на моей странице, пусть извинит за таинственное исчезновение его снимка из городской фотографии в городе К.. Наверное, ему самому, да и другим читателям будет интересно узнать, как такой модно одетый  красавец и, возможно, знаменитый человек, оказался у простой деревенской девушки. История такова.

После окончания десятого класса я хотела получить профессию учительницы, поехала в город сдавать экзамены в педагогический институт. Как и следовало ожидать, выпускники со средними способностями не прошли по конкурсу. Было стыдно возвращаться домой ни с чем, подвела школу и родителей. Получая аттестат зрелости, мы обычно радуемся, что стали взрослыми. Это обязывает выпускников трудиться и самостоятельно принимать решения. Просидев 17 лет за партой, не расстаёшься с мыслью, что твоё призвание всю жизнь овладевать знаниями, учиться.
И вот после первой попытки снова сесть за парту такая неудача и мучительный вопрос: куда пойти работать, не получив профессионального образования. Но не надо с хода отчаиваться, у судьбы всегда есть запасной вариант. Несколько девушек стояли в холле института перед списком принятых на первый курс, не находя в нём своей фамилии. Постороннему человеку  по выражению лица легко было догадаться, насколько разочарованы и растеряны девушки. К ним подошёл мужчина, который сразу оценил ситуацию и предложил абитуриентам пойти учиться к ним в зооветеринарный техникум. Можно за два с половиной года получить специальность зоотехника или ветеринара.  Сельскохозяйственный техникум у молодёжи котировался ниже института и даже педагогического училища, но здесь есть свои  преимущества: стипендия, общежитие, учиться всего два с половиной года, а потом - хочешь, иди работай, или поступай в Тимирязевскую академию, это тоже звучит. Воодушевляло то, что будем получать стипендию и сами себя содержать, по бедности того времени, мало кому помогали родители.

Учиться было не трудно, интересно, а жить весело. Нас поселили в общежитии, в двухэтажном старинном доме. В двухкомнатной квартире заняли места восемь девчонок. До техникума на занятия мы вместе полчаса ходили пешком. У нас образовались свои маленькие компании по интересам. Было несколько девчат, которые вели себя особняком, не ходили в кино, не читали художественные книги. Они сидели на кроватях,  доставали из тумбочек сало, привезённое из дома, и сосредоточенно ели с хлебом, ни с кем не поделившись. У большинства такого деликатеса не было, и мы к этим девчатам относились со скрытой насмешкой.

В нашей компании были городские девушки из Вязьмы Алла и Валя, Рая из райцентра, я - колхозница. Мы ходили в кинотеатры смотреть новые фильмы. Нас объединяла любовь к чтению. В ту пору нам в руки попала книга Ильфа и Петрова «12 стульев». В ней было очень много смешного, текст легко запоминался наизусть и мы щеголяли цитатами из произведения. Идя по широкой центральной улице Кирова, кто-нибудь из подруг даст совет: «Переходя улицу, оглянись по сторонам.» Нам это казалось так смешно, что мы «ржали, как молодые жеребята». Таких цитат, вызывающих смех, у нас много было на разные случаи жизни.

Однажды, получив стипендию, мы решили сфотографироваться. За снимками надо было идти в воскресенье, но хотелось подольше поспать. Всех выручила Рая, она забрала наши квитанции и пошла получать готовые фотокарточки. Была она среднего роста, с конопушками, любительница шуток и розыгрышей. Вернувшись с задания, она раздала нам фотографии. Когда девушки налюбовались своими портретами, нас ждал сюрприз: на её  тумбочке веером лежали четыре фотографии необыкновенно красивого модно одетого юноши. В те годы школьницы покупали в газетных киосках открытки известных любимых артистов, дарили их друг другу с надписью: « Дарю сердечно, помни вечно.» Такие  фотографии, которые лежали на тумбочке, в киосках не продавали. Подарить их какой-то Райке из зооветеринарного техникума тот парень не мог. Для нас он был сродни принцу, а кто были мы, будущие специалисты сельского хозяйства? Обыкновенные простушки.  Зимой ходили в куртках, напоминающих телогрейки, головы покрывали вязаными шалями, носили валенки с галошами, в руках сумки из холстины или  самодельные чемоданы из некрашеной фанеры. Никто из нас не дружили с парнями, но все мечтали о необыкновенной любви, о «принцах», вроде этого красавца на фотографии.

— Где ты взяла фотографии, признавайся? - приставали мы к подруге.

— Он мой друг, он мне подарил. Что, у меня не может быть такого друга?

—Может, но только во сне.  Признавайся, ты их украла?

—  Всё просто. В фотографии на столе стоял длинный ящик с готовыми фотографиями, мне разрешили самой выбрать свои фото. Снимков много, можно растеряться. Я их брала в руки и с интересом разглядывала. Когда увидела  этого парня, то влюбилась в него с первого взгляда,  фотки взяла с собой на память. Кто хочет, могу подарить, будете хранить в своём альбоме, перед мужем хвастаться, вот какой у меня был красавец ухажёр, не чета тебе.

Я взяла в руки фотографию и попросила коллективно придумать имя  незнакомцу и слова, якобы написанные им самим. Предложений было несколько, самое первое: «Люби меня,  как я тебя.» Но это сразу назвали пошлым. Одна девушка достала из тумбочки тетрадь, в которой были записаны самые мудрые мысли. На первой странице крупными буквами было написано: »Любовь - это букет цветов, в котором есть и крапива.» Всем понравилось скромное и многообещающее выражение: «Другу… на память. Прошлое было прекрасно. За настоящее спасибо! Будущее принадлежит нам. Андрей.»

Эту фотографию красивого незнакомого современника храню всю жизнь как воспоминание о чистой, красивой любви, несбывшихся мечтах, о нашей молодости, которая для каждого своя, красивая и неповторимая, даже в нищенском наряде.

В заключение скажу о судьбе подруг по техникуму. Раиса работала зоотехником. Мы не прижились в колхозах.
В вечерней школе рабочей молодёжи обновили свои знания по программе средней школы, поступили в пединститут и получили профессии по душе. Валя и Алла стали учителями, Алла издала учебное пособие по русской литературе. Мне досталась беспокойная и эмоциональная работа журналиста.

Постскриптум. Прошу извинения за публикацию фотографии без разрешения её владельца. Надеюсь, пропажа фотографий не отразилась на жизненном успехе молодого человека.