Избранные беседы кота Черныша и пса Цезаря

Борис Хан
Трагикомедия в 14 сценах



1. НАТ. ДВОР – УТРО.
Черныш (его  может играть достаточно мордатый актер лет 30-35, с недельной щетиной на лице), стоит на коленях перед скамейкой. На скамейке рядочком лежат колечки вяленого кальмара. Черныш  аккуратно цепляет колечко пальцами, поднимает колечко в воздух, потом - «ам!» - ловко съедает его. И переходит к следующему.

Раздается вопль: «Догхантеры! Догхантеры!»

Во двор вбегает Цезарь, он в панике. Продолжая кричать, Цезарь забивается под скамейку, по пути сшибив с ног Черныша. И затихает там, закрыв  голову руками. Пауза. Черныш видит, что все колечки попадали со скамейки на землю. Поднимает одно, попробовав, брезгливо выплевывает.
ЧЕРНЫШ
Не так я представлял свой день рождения.

 Садится на скамейку. Трогает Цезаря за плечо.
ЧЕРНЫШ
Эй, придурок!
ЦЕЗАРЬ (ВЫГЛЯДЫВАЕТ, В ГЛАЗАХ-УЖАС)
Где они?
ЧЕРНЫШ
Кто?
ЦЕЗАРЬ
Догхантеры. Они ушли?
ЧЕРНЫШ
Не бывает никаких догхантеров, глупая ты псина! Это просто городская легенда.
ЦЕЗАРЬ(ВЫЛЕЗАЕТ ИЗ-ПОД СКАМЕЙКИ)
Но они за мной гнались! Я сам видел! Двое, с ружьями! Огромные, бороды вот такие!
ЧЕРНЫШ
Полагаю, это были «На Всю Башку Братья».
ЦЕЗАРЬ
«На Всю Башку Братья»?!
ЧЕРНЫШ
Ну да. Это я их так прозвал. На самом деле, они хипстеры. Купили ружья для пейнтбола - и бегают по дворам друг за другом. Они идиоты конечно – но вполне безобидные.
ЦЕЗАРЬ
Во дела. А я решил, что это догхантеры. Чуть не обделался со страху. Веришь?
ЧЕРНЫШ
Охотно верю. Вы, собаки, вообще неважно контролируете свои естественные выделения.
Пауза. Цезарь, пропустив ехидное высказывание кота мимо ушей, указывает на скамейку.
ЦЕЗАРЬ
Можно я присяду? Дух переведу.
ЧЕРНЫШ (ДВИГАЕТСЯ)
Давай. Только ненадолго. Здешний кошачий пахан  вашего брата недолюбливает.
ЦЕЗАРЬ(САДИТСЯ РЯДОМ С ЧЕРНЫШОМ)
Кошачий пахан? А ты ему про меня не скажешь, он и не узнает.
ЧЕРНЫШ
Узнает. Вернее, уже знает. Потому что, это я.
ЦЕЗАРЬ
Ты? Кошачий пахан?
ЧЕРНЫШ
А что, непохож?
ЦЕЗАРЬ
(рассматривает) Почему непохож? Рожа у тебя подходящая.
ЧЕРНЫШ
Благодарю. Знаешь, пес, что самое смешное? Да, можно, я буду называть тебя «пес»?
ЦЕЗАРЬ
Да называй как хочешь. Что самое смешное?
ЧЕРНЫШ
У меня сегодня день рождения. И я его типа праздновал. Но ты, пес, все испортил.
ЦЕЗАРЬ
Мне очень жаль. Но мне и правда показалось…
ЧЕРНЫШ
Ладно. Чего еще ждать от тупой собаки.
ЦЕЗАРЬ
Не понял.  А чем плохи собаки?
ЧЕРНЫШ
Смеешься? Собака - это само зло. Да ты сам посмотри.
 Протягивает Цезарю зеркальце. Тот берет – и принимается рассматривать свою физиономию, корча рожи.
ЦЕЗАРЬ
Ну, не знаю. Мне лично нравится.
ЧЕРНЫШ
Это потому что ты тупой. Ты в курсе вообще, что собака – это, по сути, слабоумный волк. Так наука говорит.
ЦЕЗАРЬ
А ты в курсе, что мне хватит трех секунд, чтобы откусить тебе твою усатую башку? И получится, что ты родился и сдох в один и тот же день! (хихикает)Вот это точно будет смешно!
ЧЕРНЫШ
Ты не станешь этого делать.
ЦЕЗАРЬ
С чего ты взял?
ЧЕРНЫШ
Я же вижу – ты не такой.
ЦЕЗАРЬ
Да неужели? А какой я, интересно?
ЧЕРНЫШ (РАССМАТРИВАЕТ СОБЕСЕДНИКА)
Щенком ты жил в состоятельной семье. Тебя все любили. Баловали. Кормили вкуснятинкой. И ты думал,  что так будет всегда. Но потом случился облом. Уж не знаю, кому ты там в ботинок нассал, или укусил кого-то не того….  Короче, тебя выгнали.
Цезарь вдруг начинает горько рыдать.
ЦЕЗАРЬ (СКВОЗЬ СЛЕЗЫ)
Да, да, так все и было! Я рос самым счастливым  псом в мире! Но случилось ужасное: хозяин бросил хозяйку. И ушел от нее в другую семью! А самое страшное – там уже были питомцы! Морские свинки, кажется. И я оказался ему не нужен!
ЧЕРНЫШ
Свинки - исключительная мерзость. Вот уж кто воплощение зла.
ЦЕЗАРЬ
Полностью согласен. Короче, он ушел, а я потом трое суток плакал под диваном.
ЧЕРНЫШ
В смысле - скулил?

Пауза.
ЧЕРНЫШ
Ладно, продолжай.
ЦЕЗАРЬ
Потом хозяйка повела меня гулять. Я даже обрадовался сначала. А она - привела меня в сквер, привязала к ограде. И ушла.
ЧЕРНЫШ
Просто ушла? Может, сказала что-нибудь?
ЦЕЗАРЬ
Нет, ничего не сказала. Просто ушла.
ЧЕРНЫШ
Во, сука.
ЦЕЗАРЬ
А я ведь ее любил. Мечтал жизнь за нее отдать.
Всхлипывает.
ЧЕРНЫШ
И чего дальше?
ЦЕЗАРЬ
Почти сутки я там торчал. В сквере этом. Все ждал, что она передумает и вернется.
ЧЕРНЫШ
Плакал, наверное?
Цезарь с подозрением смотрит на Черныша - не издевается ли он. Но определить не может.
ЦЕЗАРЬ
Потом я перегрыз поводок. Стою короче в этом сквере. Ночь кругом. Жрать хочется до усрачки, ноги мокрые…
ЧЕРНЫШ
А ноги-то почему мокрые?
ЦЕЗАРЬ
А куда я ссал все эти сутки, как думаешь?
ЧЕРНЫШ
Неужели на ноги себе?
Пауза. Цезарь пристально смотрит на Черныша.
ЧЕРНЫШ (ПОЖИМАЕТ ПЛЕЧАМИ)
Я просто предположил.
ЦЕЗАРЬ (ВСТАЕТ)
Ладно, пойду. Тут китайский ресторан скоро объедки будет выкидывать. Наших толпа набежит, если пораньше не подойти, останешься голодным.
ЧЕРНЫШ
Постой. Я смотрю, ты, в общем, нормальный парень… Хочу предложить тебе кое-что.
Перебивка.
Цезарь сидит на скамейке - и с энтузиазмом ест ложкой кашу из большой миски. Черныш, сидя рядом, за ним наблюдает.
ЦЕЗАРЬ
Круто. Круто, круто, круто! Настоящая овсянка, я даже забыл, какая она бывает!
ЧЕРНЫШ
А задницей обязательно так дергать?
Цезарь, обернувшись, смотрит на свой зад.
ЦЕЗАРЬ
Это я хвостом виляю.
ЧЕРНЫШ
У тебя же нет хвоста.
ЦЕЗАРЬ
Ну да, нет. (пауза) Слушай, дашь мне пожрать спокойно?!!!
ЧЕРНЫШ
Да жри, жри.
Пауза
ЦЕЗАРЬ
Я бы за такую кашу убил. Откуда вообще такая роскошь?
ЧЕРНЫШ
Для тебя - роскошь, для меня – трудовые будни. Понимаешь, я людям нравлюсь. Есть у меня такой талант.
ЦЕЗАРЬ
Я тоже людям нравлюсь!
ЧЕРНЫШ
Если бы ты людям нравился, то не шлялся  бы сейчас по улицам.
ЦЕЗАРЬ
Ты ведь тоже шляешься по улицам!
ЧЕРНЫШ
Я шляюсь из принципа. Не желаю жертвовать свободой ради жрачки.
ЦЕЗАРЬ (ВЫЛИЗЫВАЕТ ТАРЕЛКУ)
А вот я бы – пожертвовал. На хер эта свобода. Одни проблемы от нее. А добавки нет?
ЧЕРНЫШ
Счас организуем. Ты это. Залезь под скамейку, и сиди тихо, а то всех спонсоров мне распугаешь.
Цезарь шустро залезает под скамейку.
ЧЕРНЫШ(ОРЕТ ВО ВСЮ ГЛОТКУ)
О жирная бабка из третьего подъезда, свет очей моих, я так люблю тебя! И ты, худая тетка с палкой и в очках, хрен знает, как тебя зовут, тебя я тоже обожаю! И ты, бабуля в черной меховой жилетке, от которой воняет сдохшим козлом, услышь мой пламенный зов!
ЦЕЗАРЬ
Хорош орать, у меня аж шерсть дыбом встала!
ЧЕРНЫШ
А что делать, эти старые перечницы все как одна глухие как пробки! О! Одна проснулась, вроде!
БАБКА (ЗА КАДРОМ)
Черныш, кисанька, потерпи минутку, сейчас курятинки тебе вынесу!
Цезарь в изумлении высовывается из-под скамейки.
ЦЕЗАРЬ
Курятинки?!
ЧЕРНЫШ
Куда?! Всю малину мне обосрешь!!!
Цезарь снова прячется под скамейку.
Перебивка.
Герои сидят рядом на скамейке и, болтая ногами, с аппетитом уплетают куриные ножки, которые горкой лежат в алюминиевой миске.
ЦЕЗАРЬ (ОБСАСЫВАЯ КОСТОЧКУ)
Спасибо тебе. Вообще не помню, когда так жрал. Прямо душа поет. Кстати, я - Цезарь.
ЧЕРНЫШ
Черныш.
Жмут руки.
ЦЕЗАРЬ
С днем рождения, Черныш.
ЧЕРНЫШ
Спасибо, Цезарь.
ЦЕЗАРЬ
А вот объясни мне. Ты, вроде, такой авторитетный кот. А днюху празднуешь в одиночку. У тебя что, совсем нет друзей? Это как-то грустно, знаешь ли.
ЧЕРНЫШ
До того, как ты это сказал, мне казалось, что все нормально.
ЦЕЗАРЬ
А теперь?
Черныш добросовестно размышляет.
ЧЕРНЫШ
Да пошел ты. Говорил я – собаки это зло.
ЦЕЗАРЬ
А хочешь – я стану твоим другом?
ЧЕРНЫШ
Спятил? Кот не может дружить с собакой.
ЦЕЗАРЬ
Это кто сказал?
ЧЕРНЫШ
Это закон природы. Меня другие коты засмеют.
ЦЕЗАРЬ
Боишься общественного мнения?
ЧЕРНЫШ
Да плевал я на общественное мнение.
ЦЕЗАРЬ
Тогда - не вижу препятствий. Зато прикинь: ты станешь первым в истории уличным котом, который дружит с собакой! О тебе  научные работы будут писать. Ты прославишься!
ЧЕРНЫШ
А ты умней, чем кажешься. Можно мне подумать?

ЦЕЗАРЬ (ЗЕВАЕТ)
Думай. А я пока покемарю. Разбуди, если еще жрачки принесут.
Засыпает. Спит, подергивая во сне ногой. Черныш смотрит на него со странным выражением.
ЧЕРНЫШ
Ну и чего мне с тобой, придурком, делать?
Цезарь жалобно скулит во сне. Черныш после некоторого колебания - неумело гладит его по загривку.
ЧЕРНЫШ
Дрыхни, уебок…

1. НАТ. ДВОР. УТРО.
Черныш спит на скамейке. Из-под скамейки торчит зад Цезаря – он спит там. Во дворе появляются трое Молодых котов. Они подходят к Чернышу «хулиганской» походкой.
1-Й МОЛОДОЙ КОТ (НАГЛЫМ ГОЛОСОМ)
Эй, Черныш!
2-Й МОЛОДОЙ КОТ(ЕЩЕ БОЛЕЕ НАГЛЫМ ГОЛОСОМ)
Эй, Черныш!
Черныш  садится.
ЧЕРНЫШ (ТРЕТ ГЛАЗА)
А, пацаны. Чего хотели?
3-Й МОЛОДОЙ КОТ
Базар есть к тебе.
ЧЕРНЫШ
Вот как? Базар? Ну что же. Базарьте.
Пауза. Молодые коты переглядываются. Видно, что им ссыкотно.
1-Й МОЛОДОЙ КОТ
Черныш, не прими за грубость, но правда такова…
2-Й МОЛОДОЙ КОТ (ВЫПАЛИВАЕТ РЕШИТЕЛЬНО)
Ты уже слишком старый! Тебе пора на пенсию!
Пауза.
ЧЕРНЫШ (БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО)
Слушаю, слушаю.
3-Й МОЛОДОЙ КОТ
Короче, если уйдешь сам, обещаем сытую спокойную старость в нашем дворе. Клыки тебе, конечно, придется сточить. И главное, никаких баб. Все бабы - наши. Сам понимаешь, таковы правила.
ЧЕРНЫШ
А если я не соглашусь?
1-Й МОЛОДОЙ КОТ
Тогда - прости. Мы тебя порвем. По законам улицы. Потому что нас больше, и мы сильнее.
ЧЕРНЫШ (ПОТЯГИВАЕТСЯ)
Так. И кто из вас, юных идиотов, начнет этот… так сказать, процесс?
Коты снова переглядываются.
1-Й МОЛОДОЙ КОТ
Мы вместе начнем.
2-Й МОЛОДОЙ КОТ
Точно. Вместе.
3-Й МОЛОДОЙ КОТ
Ага. По законам улицы!
ЧЕРНЫШ
Я понял. Но, прежде чем вы начнете, хочу вас честно кое о чем предупредить. Дело в том, что… Я завел себе собаку. Чисто в целях личной безопасности.
КОТЫ
Чего?!
1-Й МОЛОДОЙ КОТ
Не слушайте старика, старик блефует. Кот не может завести себе собаку. Это бред.
2-Й МОЛОДОЙ КОТ
Точно, старик бредит! Вперед, пацаны, порвем его!
ЧЕРНЫШ
Цезарь, просыпайся, у нас тут гости!
Из-под лавки вылезает Цезарь. Он с наслаждением потягивается.
ЦЕЗАРЬ
Как же славно я поспал! И сон такой видел замечательный: будто бы я еще щенок…
ЧЕРНЫШ
Потом расскажешь. Ты видишь этих пацанов?
Цезарь смотрит.
ЦЕЗАРЬ
Ага. Привет, пацаны. Какие дела?
«Пацаны» в ступоре.
1-Й МОЛОДОЙ КОТ
Слушай. Старик правду говорит? Будто ты его собака?
ЦЕЗАРЬ
Его собака? Ну раз говорит, значит правда. А что случилось? Хозяин, они что, желают  тебе плохого? Хочешь, я их порву? Ты только скажи.
ЧЕРНЫШ
Тихо, Цезарь, тихо. Они просто зашли меня поприветствовать. Пожелать доброго утра.
КОТЫ
Да… Точно… Доброго утра, Черныш. И тебе, как там тебя. Тоже доброго утра. (пауза) Ну, мы пошли короче.
Коты быстро ретируются. Пауза.
ЦЕЗАРЬ
Вот как значит? Я теперь – твоя собака? А я думал - мы друзья.
ЧЕРНЫШ
Ну конечно, мы друзья. Кстати, спасибо, что подыграл мне. Это было очень… ПО-ДРУЖЕСКИ.
ЦЕЗАРЬ
Не за что.
Пауза. Кот и пес стараются друг на друга не смотреть.
ЧЕРНЫШ
Глянь, у нас там со вчерашнего ужина ничего не осталось?
Цезарь достает из-под скамейки миску, там – несколько куриных ног. Цезарь бухает миску на скамейку.
ЦЕЗАРЬ
Завтрак, хозяин! (осекается) Черт, зачем я это сказал?! Само как-то вырвалось.
ЧЕРНЫШ
Не смущайся. Я же вижу, тебе это нравится.
ЦЕЗАРЬ
Ничего мне не нравится.
ЧЕРНЫШ
Не переживай, такова твоя природа. Ты - собака, собака не может без хозяина. Ей без хозяина плохо.
ЦЕЗАРЬ
Возможно, но хозяином собаки может быть только человек! Но никак не старый драный кот!
ЧЕРНЫШ
А я и не претендую.
ЦЕЗАРЬ
Вот и хорошо.
ЧЕРНЫШ
Да и ладно. Давай жрать.
Оба едят. Появляется Соня, симпатичная кошечка.
СОНЯ
Привет, Черныш. (видит Цезаря) Ой…
ЧЕРНЫШ
Соня, это мой друг Цезарь. Цезарь, это – Соня. Она… кошка.
ЦЕЗАРЬ (КИВАЕТ ЖУЯ)
Привет, Соня.
ЧЕРНЫШ
Ну, говори быстро, чего хотела.
СОНЯ
Хочу показать тебе твоих сыновей. Как велит эта… традиция.
ЧЕРНЫШ
Ну да, ну да, традиция. Ох уж эти традиции (подмигивает Цезарю)Ну и где они? Желаю видеть так сказать свое потомство, будь оно неладно.
СОНЯ
Черныш, я тебе прошу.
ЧЕРНЫШ
Да, да, извини.
СОНЯ
Дети, выходите, папа хочет вас видеть!
Появляются два подростка, они выглядят смущенными.
1-Й ПОДРОСТОК
Привет, папа.
 2-Й ПОДРОСТОК
Привет, папа.
ЧЕРНЫШ
Здорово, пацаны. Как житуха?
1-Й ПОДРОСТОК (ИСПОДТИШКА ПИНАЕТ БРАТА)
Все путем, папа.
 2-Й ПОДРОСТОК (ПИНАЕТ В ОТВЕТ)
Ага, все путем.
ЧЕРНЫШ
Деретесь?
СОНЯ
Они дерутся, Черныш, вот просто постоянно! Только отвернешься, или этот того рвет, или тот –этого.
ЧЕРНЫШ
Вот и молодцы, парни. Так держать. Папа вами гордится.
1-Й ПОДРОСТОК (ПИНАЕТ БРАТА)
Спасибо, папа.
 2-Й ПОДРОСТОК (ПИНАЕТ В ОТВЕТ)
Спасибо, папа.
СОНЯ
Ну, пойдемте, дети. Попрощайтесь с отцом.
 1-Й ПОДРОСТОК
Пока, папа.
 2-Й ПОДРОСТОК
Пока, папа.
ЧЕРНЫШ
Давайте, валите.
Соня уводят котят.
ЧЕРНЫШ
Мерзавцы. Только и мечтают, как вырасти и меня порвать.
ЦЕЗАРЬ (В УЖАСЕ)
Что ты говоришь?! Это же твои дети!
ЧЕРНЫШ
А утром, те, что приходили меня свергнуть, это кто был, как думаешь?
ЦЕЗАРЬ
Что?!. Да не может быть!
ЧЕРНЫШ
К сожалению. Все трое - мои сыновья. От разных мамаш, правда. Вроде бы.
ЦЕЗАРЬ
Твои сыновья хотели тебя порвать?! Но ведь это… ужасно! Все-таки кошки – такое варварское племя…
ЧЕРНЫШ
Кошки – это просто кошки. Не требуй от нас того, чего мы не можем.
Пауза.
ЦЕЗАРЬ
А у меня вот – нет детей.
ЧЕРНЫШ
Поздравляю. Значит, тебе легче, чем мне.
ЦЕЗАРЬ
А если я… мечтаю о сыне?
ЧЕРНЫШ
Боюсь, мне этого не понять.
ЦЕЗАРЬ
Знаешь, какой сон мне снится иногда? Будто я мчусь по огромному такому зеленому газону. У меня в зубах мячик. А рядом мчится он – мой сын. Я бросаю мяч - сын его ловит. И тут же бросает мяч мне. И мы оба смеемся…
Черныш видит слезы на глазах приятеля.
ЧЕРНЫШ
Друг, так  это… Какие проблемы? Ты вроде ничего такой парень. В смысле, по собачьим меркам. Даже красавец, возможно. Что, мало сучек бегает на улице? Любая будет рада…
ЦЕЗАРЬ
Ну да, это у нас без проблем. Но видишь в чем дело. Я тебе соврал, когда рассказывал, почему меня выгнали из дому. Там все было по-другому.
ЧЕРНЫШ
Внимательно слушаю, друг.
ЦЕЗАРЬ
Я принадлежу к новой породе, ее недавно вывели в Америке где-то. Я был очень дорогим щенком. Хозяин меня купил в расчете, что будет продавать мое потомство. Меня водили несколько раз на случки. Случки это…
ЧЕРНЫШ
Я знаю, что такое случки. Это когда хочешь не хочешь, а пока барышню не оприходуешь, от тебя не отстанут.
ЦЕЗАРЬ
Вот именно. Короче. Все проходило как надо, но вот беда: «барышни» от меня никак не хотели беременеть. Меня повели к ветеринару. И он сказал, что у меня что-то там не так. Короче, я не могу быть отцом.

Пауза.
ЧЕРНЫШ
И за это, значит, тебя…
ЦЕЗАРЬ
Вот именно. Хозяин сказал мне на прощанье: извини, это просто бизнес. Остальное все правда.
ЧЕРНЫШ
И про сквер?
ЦЕЗАРЬ
Да.
ЧЕРНЫШ
И про поводок?
ЦЕЗАРЬ
Да.
ЧЕРНЫШ
И про обоссаные лапы? (пауза) Извини. Просто не смог удержаться.
Перебивка.
Пустой двор. Заходит мужчина. Вешает на столб объявление: Пропала собака. За любую информацию –большое вознаграждение. На фото – Цезарь.
Под скамейкой спит Цезарь. Сон Цезаря: он и молодой пес бегут по газону, бросая друг другу мячик. Оба весело смеются.


2. НАТ. ДВОР. ДЕНЬ.
На газоне расположилась кошка Соня. Она лежит кверху животом, сложив руки «зайчиком» и кокетливо поводя задницей. На скамейке неподалеку сидят Черныш и Цезарь.
ЦЕЗАРЬ (НА СОНЮ)
Чего это она?
ЧЕРНЫШ
Кокетничает. Это не для нас, это для людей. Хочет, чтобы ей  пузо почесали.
ЦЕЗАРЬ
Она понимает, что выглядит как шлюха?
ЧЕРНЫШ
Ты говоришь о матери моих детей, между прочим.
ЦЕЗАРЬ
Да брось ты. Тебе же наплевать и на нее, и на детей.
ЧЕРНЫШ
Ну да, наплевать. Но дело не в этом. Ты знаешь, о чем мечтает каждая дворовая кошка? Она мечтает о доме. Она мечтает, чтобы кто-нибудь из людей взял ее к себе.
ЦЕЗАРЬ
Даже ты мечтаешь?
ЧЕРНЫШ
Честно говоря, бывают минуты слабости. Особенно зимой.
ЦЕЗАРЬ
Кто ж ее возьмет, грязную такую. Ей бы помыться сначала.
ЧЕРНЫШ
Кошки не могут мыться сами. Ну вот просто не могут. Она возможно и рада бы сама себя вымыть… Но чертова природа не позволяет. Конечно, если добрый человек возьмет ее домой, помоет, обсушит… Вот тут он и увидит, какое она сокровище на самом деле…
ЦЕЗАРЬ (ЗАДУМЧИВО ЧЕШЕТ ЗА УХОМ)
Да. Здесь есть какой-то парадокс. Получается, пока она не вымоется, люди ее не оценят и не возьмут к себе. Но они ее оценят, только если сначала возьмут к себе, а после -  вымоют. Но они не станут ее брать к  себе и мыть, потому что она – слишком грязная.
ЧЕРНЫШ
Вот-вот. Для собаки ты неплохо формулируешь.
ЦЕЗАРЬ
Это так печально.
ЧЕРНЫШ
Жизнь вообще жестокая штука. А этот паразит здесь зачем?!
Во дворе появляется 1-й кот, тот, что был зачинщиком «революции». Он хромает, как кажется, на обе ноги сразу. Соня убегает. Кот, жутко хромая, подходит к Чернышу.
КОТ
Черныш… Беда…
ЧЕРНЫШ
Что еще?
КОТ
Волонтеры…
Кот падает, словно ему подрубили ноги.
Перебивка.
Молодой кот, сидя на скамейке, жрет сгущенку из банки. Рядом - Черныш и Цезарь. Кот рассказывает.
КОТ
Я в соседний двор ходил, в гости там к одной… Они пришли рано утром. У них были сети. И такие палки длинные с петлями. Они стали хватать всех подряд. Поймали, кого смогли найти. И засунули в машину такую с клеткой.
ЧЕРНЫШ
А ты что делал в это время?
КОТ
А меня двое придурков этих  у помойки зажали, в тупичке. Ты не подумай, я сражался как тигр. Одному рожу расцарапал, другому руку прокусил… Но они были сильней. И меня тоже поймали. И в эту клетку кинули…
ЧЕРНЫШ
Дальше…
КОТ
Дальше? Нас привезли в приют. Сначала всех вымыли. Потом… эм… и рассадили в клетки. Но мою плохо закрыли. И я сбежал.
ЧЕРНЫШ
Кажется, ты чего-то не договариваешь.
КОТ
Все я договариваю.
ЧЕРНЫШ
Ну-ка встань.
Кот встает.
Черныш оттягивает ему штаны, заглядывает туда. Страшно орет от увиденного.
ЧЕРНЫШ
А-а-а-а!!!
Отпускает резинку штанов. Снова оттягивает штаны, словно не поверив в первый раз глазам.
ЧЕРНЫШ
А-а-а-а!!! (пауза) Так это правда. Они и правда делают это с нами!
Молодой Кот начинает плакать.
КОТ
Да. Так и есть. Меня уложили на стол такой… Сделали укол… Я хотел разорвать их на куски, сбежать… Но сразу уснул. Проснулся  - они уже все закончили…
Пауза. Черныш ласково и успокаивающе поглаживает Кота по загривку. Видно, что он размышляет.
ЧЕРНЫШ
Знаешь что, сынок. Здесь тебе оставаться нельзя.
КОТ
Нельзя?! Но почему?!
ЧЕРНЫШ
В нашем дворе живут коты. Коты! А ты теперь кто? Уж точно не кот.
КОТ
Но я - кот!
ЧЕРНЫШ
Короче так. Дорога тебе одна: обратно в приют. Может, кто-то из людей возьмет тебя к себе домой.
КОТ
Но я не хочу быть домашним! Я –дикий! Я злобный! Я – анархист, в конце концов!
ЧЕРНЫШ
Уже нет. Пойдем. Провожу тебя. И побыстрей давай, а то наши увидят.
Черныш уводит Кота. Останавливается, подходит к Цезарю.
ЧЕРНЫШ
Цезарь, ты можешь пообещать мне кое-что?
ЦЕЗАРЬ
Все, что угодно, друг!
ЧЕРНЫШ
Если со мной когда-нибудь сделают такое… Ты должен будешь меня задушить. Пообещай!
ЦЕЗАРЬ
Но друг…
ЧЕРНЫШ
Пообещай!!
Пауза.
ЦЕЗАРЬ
Ну, хорошо. Я обещаю. Откушу тебе башку к чертям, если что. Доволен?
ЧЕРНЫШ
Ладно.
Черныш и Кот уходят. Цезарь ложится на скамью, лицом вверх. Задумчиво смотрит в небо. Внезапно садится, принюхивается.
ЦЕЗАРЬ
Померещилось.
Ложится. Принюхивается. Снова садится. Встает. Делает круг, продолжая принюхиваться.
 Появляется Мона, молодая симпатичная сука. Она тоже принюхивается. Цезарь и Мона, не замечая друг друга, ходят кругами, пока не сталкиваются. Оба кричат. Пауза.
МОНА
Цезарь?
ЦЕЗАРЬ
Мона? Откуда ты здесь взялась?
МОНА
Тебя искала.
ЦЕЗАРЬ
Меня? Зачем?
МОНА
Когда ты пропал, наши решили, что ты догхантерам попался. Или что-то такое. И больше мы тебя не увидим. А потом слух прошел, вроде как ты жив, и трешься в этом районе. И я решила посмотреть - а вдруг и правда.
ЦЕЗАРЬ
Мона, я жив.
МОНА
Я очень рада. Ты мне всегда нравился.
ЦЕЗАРЬ
А почему я этого не замечал?
МОНА
Потому что ты тупой пес.
ЦЕЗАРЬ
Тупой пес? Погоди. Меня совсем недавно кто-то так называл. А, Черныш, мой друг.
МОНА
Что за Черныш?
ЦЕЗАРЬ
Это кот местный.
МОНА
Ты что, дружишь с котом?
ЦЕЗАРЬ
Ну да. А что такого?
МОНА
Нельзя дружить с кошками!
ЦЕЗАРЬ
А я дружу.
МОНА
Я бы на твоем месте был осторожней. Всем известно, что кошки – лживые и ненадежные твари. Им нельзя верить.
ЦЕЗАРЬ
Я уверяю, ты ошибаешься. Черныш не такой. Он…
Мона обнимает Цезаря.
МОНА
Да хрен с ним, с Чернышом. Скажи, ты хоть рад меня видеть?
ЦЕЗАРЬ
Конечно рад. Ты же такая красотка!
Начинается музыка. Следует балетно - тацевальный номер «Собачье танго» - одновременно смешной, абсурдный и чувственный.
 

Танго бездомных псов –
Топот, объятья и сальто.
Улица прячет лицо
В темных складках асфальта.
Брошенный мельком взгляд
Бесстыдникам не помеха,
Танцуют они, и по ветру летят
Клочья собачьего меха.

Танго ночных тревог,
Танец собачьей страсти.
Пусть полудог брутален и строг,
Невеста зато рыжей масти!
Танго бродячих псов,
Где свет фонарей метался.
И город, все двери закрыв на засов,
Сквозь окна следит за танцем.

МОНА (В КУЛЬМИНАЦИИ ТАНЦА)
Цезарь, я хочу от тебя щеночков!
Появляется Черныш. И сразу начинает истошно орать.
ЧЕРНЫШ
Люди добрые! Что же это делается?! Собачий разврат прямо у нас во дворе! Ох, выколите мне глазы,  чтобы мне этого не видеть! Отрежьте мне ухи, чтобы мне этого не слышать! О горе мне горе! Как дальше жить после такого?!
Появляется Бабка с палкой.
БАБКА
Черныш, что случилось? (замечает Цезаря и Мону) Ах вы, паскудники! Другого места себе не нашли? А ну-ка вон отсюда! Пошли, пошли!!!
Бабка лупит Цезаря и Мону своей палкой - и выгоняет их со двора.
БАБКА (ГРОЗИТ ВСЛЕД ПАЛКОЙ)
Еще раз вас тут увижу -участкового вызову! С пистолетом! Чтоб пришел - и вас пострелял, паскудников!
Бабка подходит к Чернышу. Гладит его.
БАБКА
Чернышик, котик, испугался, бедный?
ЧЕРНЫШ (ТРЕТСЯ ОБ БАБКУ)
А ты как думаешь, кошелка старая? Я  чуть не обосрался со страху! Захожу, понимаешь,  в свой родной двор – а тут такое!
БАБКА
И мяучит-то как жалобно! Ох, мой бедный! Знаешь что. А давай-ка, котик, я тебя к себе заберу. У нас во дворе - вишь, как опасно стало.
ЧЕРНЫШ
Ну наконец-то сообразила. Давай, старая, тащи меня в свое гнездо.
Бабка, поднапрягшись, поднимает Черныша на руки - и тащит  его прочь. Черныш прижимается к бабке, как к спасительнице.

3. ИНТ. КОМНАТА БАБКИ - ВЕЧЕР.
За окном воет метель. На широком подоконнике дрыхнет Черныш, время от времени блаженно потягиваясь. Бабка, сидя в кресле, смотрит телевизор и пьет чай из большой кружки. Экрана телевизора не видно, но слышны голоса актеров.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Михеев!
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Алла Львовна?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Мне кажется, Михеев, ты меня больше не любишь!
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Вы ошибаетесь, Алла Львовна, я люблю вас ничуть не меньше, чем прежде!
БАБКА (ОТХЛЕБЫВАЕТ ЧАЙ)
Вот засранец! Любит он, как же! А она и рада уши развесить!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Михеев, помнишь мои серьги с бирюзой? Те, что куда-то пропали?
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Серьги? Ничего про это не знаю.
БАБКА
Не знает он! Глаза раскрой, дуреха!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
А как это вышло, что вчера  эти серьги я увидела на Нинке, официантке?
БАБКА
Неужель не поняла еще? Два плюс два сложи!
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Любимая, прости меня! Это была трагическая случайность!
БАБКА
Как же, случайность! Надо же, серьги ейные спер - и полюбовнице подарил!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Уходи, Михеев. Сейчас уходи.
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Алла, ты что, меня гонишь? Из-за сережек?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Дело не в сережках. Ты чувства мои предал, Михеев! Любовь мою предал!
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Тогда, прощай, Алла.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Прощай, Михеев.
Слышно женское рыдание. Финальная музыка. Растроганная Бабка сморкается в большой платок. Щелкает пультом, экран гаснет. Бабка обращается к Чернышу, дремлящему на подоконнике.
БАБКА
Черныш, а вот скажи мне.
Черныш приоткрывает один глаз.
БАБКА
Когда это ты холодильник научился открывать?
Черныш закрывает глаз.
БАБКА
Нет, ты слушай, когда с тобой разговаривают!
ЧЕРНЫШ (САМ СЕБЕ)
Ну вот, понеслось.
БАБКА
Вчера в холодильнике лежало 12 сарделек. Я сама считала. А сегодня смотрю – уже 10! Значит, ночью кто-то пару сарделек – того. Прихватизировал.
ЧЕРНЫШ
Понятия не имею, о чем ты.
БАБКА
Да не «мяу», а совесть надо иметь! И не смей мне отворачиваться! А если кому-то тут что-то не нравится, он может валить туда, откуда пришел, держать не стану!
Черныш отворачивается,  смотрит в окно. Там - заснеженный двор. Вдруг во дворе появляется Цезарь. Он ползет по снегу через двор, за ним тянется кровавый след. Цезарь забирается под скамейку - и там замирает.
 Пауза. Черныш спрыгивает с подоконника. Идет к запертой двери. Снова возвращается на подоконник, пытается задремать, но снова вскакивает. Идет к двери.
ЧЕРНЫШ
Гулять хочу. Бабка, слышишь? Гулять хочу!
БАБКА
Да ты спятил? Куда тебя несет на мороз?
ЧЕРНЫШ
Гулять хочу! Гулять хочу!
Бабка идет к двери.
БАБКА
Да иди, иди, полоумный! Смотри, назад запросишься, не пущу!
Открывает дверь, Черныш выскальзывает наружу.
БАБКА(ВСЛЕД)
Долго не ходи – замерзнешь! Я тут тебе щелку оставлю, если что!
4. НАТ. ДВОР. ВЕЧЕР.
Черныш подходит к скамейке. Под ней - Цезарь. Кажется, он без сознания. Черныш нерешительно треплет его за загривок.
ЧЕРНЫШ
Эй! Цезарь!
Цезарь с трудом приоткрывает глаза, приподнимает голову.
ЦЕЗАРЬ (РАВНОДУШНО)
А, это ты…
Кажется, снова теряет сознание. Черныш, паникуя, снова теребит его.
ЧЕРНЫШ
Цезарь, слышь, ты не помирай, погоди…
Цезарь не реагирует, отчего Черныш паникует еще больше.
ЧЕРНЫШ
Тупой пес, что это ты надумал? (тормошит) Не дам тебе здесь сдохнуть, не дам!
ЦЕЗАРЬ
Это ты кого счас тупым назвал?!
С трудом садится.
ЧЕРНЫШ (РАДОСТНО)
Жив, жив бродяга… А я уж подумал…
ЦЕЗАРЬ
Жрать есть чего? Два дня крошки не нюхал…
ЧЕРНЫШ
Да, да, ты посиди, я принесу…
Черныш исчезает. Цезарь разглядывает рану у себя на плече, пытается закрыть ее ладонью, охает от боли.
После небольшой паузы - появляется Черныш. Он тащит за собой здоровенную связку сарделек.
ЧЕРНЫШ
Подойдет?
ЦЕЗАРЬ
Еще как!
Начинает жадно есть.
ГОЛОС БАБКИ
Ах ты чертов котяра! Надо же, все сардельки упер, до одной! Можешь теперь домой не приходить, не пущу!
ЦЕЗАРЬ
Это она из-за сарделек так?
ГОЛОС БАБКИ (ОНА СЛОВНО БЫ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС ПСА, КОТОРЫЙ СЛЫШАТЬ НЕ МОЖЕТ)
И не в сардельках тут дело! Ты чувства мои предал, гад хвостатый! Любовь мою предал!
ЦЕЗАРЬ
Слушай, мне очень жаль.
ЧЕРНЫШ
Ерунда. Я – дворовый кот, в конце концов. Всегда бы им, и всегда останусь.

Перебивка.
Черныш и Цезарь лежат рядом, прижавшись друг к другу. Их заметает снег.
ЧЕРНЫШ
Ты прости меня, пес. За то, что подставил тебя, когда вы тут с подругой…  Понимаешь, я здорово приссал тогда. Испугался, что и меня эти поймают… Которые котов калечат.  Мне надо было отсидеться где-то.
ЦЕЗАРЬ
Ладно, забыли. Я все понимаю.
ЧЕРНЫШ
Расскажешь, что с тобой случилось?
ЦЕЗАРЬ
Да ничего особенного. На нас соседняя банда напрыгнула. Их было больше намного. Наших - кого ранили, кого и вовсе загрызли. Кто остался -  по всему городу разбежались. А я вот, сюда приполз. По старой памяти.
ЧЕРНЫШ
По старой памяти. Понятно. Ладно, давай спать.
Кот и пес, потесней прижавшись друг у другу, закрывают глаза. Идет снег.
5. НАТ. ДВОР. УТРО.
Светает. Кот и пес так и спят, прижавшись к друг другу. Внезапно Цезарь начинает говорить во сне, скорее - бредить.
ЦЕЗАРЬ
Кошки, они тоже разные бывают. Понимаешь, сынок? Очень важно найти в жизни правильную кошку. Ты ищи ее, сынок.
Просыпается Черныш. Смотрит на Цезаря.
ЧЕРНЫШ
Цезарь, что с собой? Ты что, бредишь?
ЦЕЗАРЬ
Что-то плохо мне, сынок. Совсем плохо. Скажи, ты запомнил насчет кошек? Сынок, ты запомнил?
ЧЕРНЫШ
Да, папа, я запомнил…
ЦЕЗАРЬ
Вот и молодец. Смышленый, весь в папку…
Теряет сознание.
ЧЕРНЫШ
Цезарь! Ты слышишь меня? Цезарь! (никакой реакции) Знаешь, ты отдохни пока, я сейчас. Я быстро!
Убегает.
6. НАТ. УЛИЦА –ДЕНЬ.
По тротуару чередой идут прохожие, кутаясь от холода. Между ними мечется Черныш.
ЧЕРНЫШ
Помогите! У меня там, во дворе, друг умирает… Совсем плохо ему… Я вас прошу. Пожалуйста, пойдемте…
Прохожие не реагируют. Идут две девочки-подружки, обе едят мороженое.
ДЕВОЧКА 1
Смотри, какой котик! Хочу его погладить!
ДЕВОЧКА 2
Дурочка, это уличная кошка. Уличных кошек нельзя гладить. Можно подхватить какую-нибудь гадость.
ДЕВОЧКА 1
Но он так жалобно мяучит! Наверное, голодный! Котик, хочешь мороженое?
ЧЕРНЫШ
Какое нафиг мороженое?  Я же говорю, друг у меня… Ну ладно, давай.
Съедает мороженое одни глотком. Бросается к другим прохожим.
ЧЕРНЫШ
Помогите! Ну я вас прошу! Люди вы или нет? У меня там, во дворе, друг умирает… Лучший друг… Хоть и собака…
7. НАТ. ДВОР. УТРО.
Цезарь так и лежит под скамейкой. Глаза его закрыты.Он тяжело с хрипом дышит. Подходит Черныш.
ЧЕРНЫШ
Прости друг. Они меня не понимают. Так что, помощи ждать неоткуда. Ты слышишь? (пауза) Знаешь, что? Я сейчас лягу рядом с тобой. И буду здесь, пока все не кончится. Это все, что я могу для тебя сделать.
Чернышу кажется, что Цезарь что-то шепчет в ответ.
ЧЕРНЫШ
Что ты сказал?
ЦЕЗАРЬ (ХРИПЛО, С ТРУДОМ)
Этого достаточно.
Кот ложится рядом с псом, закрывает глаза. Кажется, друзья дремлют. Во дворе появляются Волонтер 1 и Волонтер 2. У них в руках – длинные палки с петлями на концах. Волонтер 1 замечает кота и пса.
ВОЛОНТЕР1
Смотри! Тут еще двое под скамейкой!
ВОЛОНТЕР 2
Кошки?
ВОЛОНТЕР2
Не, собаки вроде. Погоди.  Не может  быть! Да ты сам посмотри!
Волонтер 2 смотрит.
ВОЛОНТЕР 2
В жизни такого не видел! Сфоткаешь меня с ними?
Волонтер 2 достает мобильник
ВОЛОНТЕР 2
А потом - ты меня!
Волонтеры фотографируют друг друга на фоне спящих кота и пса.
ВОЛОНТЕР 1
Готово. Ну что, обоих берем?
ВОЛОНТЕР 2
Давай. Ну что, ребята, вперед, к новой жизни?
Волонтеры накидывают петли на шеи кота и пса- и волокут их прочь. Те упираются изо всех сил и хрипят. Наконец, псу удается освободиться. И первым делом он кидается на Волонтера, который пленил кота.
ВОЛОНТЕР 1
Ах, черт, он мне ногу прокусил, сволочь!!!
ЦЕЗАРЬ
Беги, Черныш, беги!!!
ВОЛОНТЕР 2
Плюнь ты на кота, тащим этого!
 Коту удается сбежать. Оба Волонтера, чертыхаясь, берутся за Цезаря - и уволакивают его прочь.
8. ИНТ. ОПЕРАЦИОННАЯ – ВЕЧЕР.
На операционном столе с закрытыми глазами лежит Цезарь. Его осматривает Ветеринар. Сестра заполняет бланк.
ВЕТЕРИНАР
Имеем песика. Песик… (открывает Цезарю рот, смотрит зубы)трех-четырех лет. Судя по выпирающим ребрам, регулярно недоедал. Имеет рваную рану в районе правого предплечья. Рана крайне запущенная, воспаленная. Есть подозрение на перелом. (слушает легкие Цезаря стетоскопом) В легких хрипы, подозрение на двустороннюю пневмонию. Требуется долгое дорогостоящее лечение, невозможное в условиях приюта. И не гарантирующее полного выздоровления.
СЕСТРА (ЖАЛОБНО)
Иван Мефодьич…
ВЕТЕРИНАР (ВЗРЫВАЕТСЯ)

Что- «Иван Мефодьич»?!!Думаешь, мне песика не жалко? Еще как жалко! Поэтому. Из соображений гуманности  - считаю целесообразным песика усыпить. Чтобы не длить страдания животного. Марина, записала?
СЕСТРА
Записала.
ВЕТЕРИНАР
Давай!
Сестра протягивает бланк ветеринару. Тот его подписывает. Берет большой шприц. Обращается к Цезарю.
ВЕТЕРИНАР
Прости, бедолага. Обещаю, больно не будет.
Втыкает шприц Цезарю в ляжку.
9. ИНТ. КОМНАТА – ДЕНЬ.
Комната, полная солнечного света. Цезарь лежит на подстилке, его плечо тщательно перебинтовано. Цезарь  открывает глаза, с изумлением озирается. Видит рядом поилку и миску с едой.
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
Все правильно. Рай для собак должен выглядеть именно так: светло, тепло, полно чистой воды и жрачки. Интересно только: рай для кошек  - он тоже здесь где-то? Хотя, о чем это я: Черныш вряд ли попадет в рай. А с другой стороны, откуда мне знать? Я ведь просто тупой пес… (блаженно растягивается на подстилке) Ну как же тут хорошо… (принюхивается)Только непонятно, отчего здесь так знакомо пахнет?! (пауза) Я вспомнил. Никакой это не рай для собак! Это мой дом! Дом, где я вырос! А значит, где-то здесь должен быть мой хозяин! Хозяин…

Появляется Хозяин.
ХОЗЯИН
Цезарь, ты очнулся?! Как же вовремя я успел тебя разыскать, еще секунда, и конец бы тебе!
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
Никогда не понимал, что он говорит. Но сейчас голос вроде добрый. Хозяин… Давно я его не видел… Наверное, стоит его расцеловать… Стоп. Как же я забыл! Он же предал меня! Никаких поцелуев, я зол на него, зол и обижен!
Цезарь отворачивается от хозяина.
ХОЗЯИН
Цезарь, псина ты моя, ты все еще дуешься? Ты прав, я очень перед тобой виноват. Но кто ж мог знать, что доктор тогда ошибся, и ты вовсе не бесплоден! Я, когда это  узнал, сразу бросился тебя искать по всему городу! И в конце концов - я тебя нашел, глупая ты моя псина!

ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
Бла-бла-бла, бла-бла-бла. Не пойму, прощения просит, что ли? Ладно. Собаки долго зла не держат.
Цезарь и Хозяин обнимаются.
ХОЗЯИН
Ну вот и славно. А теперь я хочу кое-кого тебе показать. Никуда не уходи.
Хозяин уходит, и снова появляется. Он ведет на поводке девочку - собаку. (Лилу)
ХОЗЯИН
Цезарь, познакомься, это  Лила.
Цезарь и Лила обнюхивают друг друга.
ЛИЛА
Привет, папа.
ЦЕЗАРЬ
(пауза) Что ты сейчас сказала?!!
ЛИЛА
Говорю, привет папа!!!
У Цезаря закатываются глаза, он хлопается в обморок.
10. УЛИЦА – ДЕНЬ.
Цезарь сидит на газоне. На его морде – блаженная улыбка. Лила тут же играет с мячиком и болтает без умолку.
.
ЛИЛА
Папа, а почему лужи  мокрые?
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
У меня есть дочь. У меня есть дочь.
ЛИЛА
Папа, лови мячик. А почему, если долго смотреть на солнце - хочется смеяться, а если на луну-то плакать?
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
У меня есть дочь. У меня есть дочь.
ЛИЛА
Папа, знаешь что, я нашла дохлую крысу, хотела с ней поиграть, но мне сказали, что это «фу».
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
У меня есть дочь. У меня есть дочь.
ЛИЛА
А еще у меня был свой собственный жук, но я его нечаянно съела. Папа, а почему у тебя такие большие яйки?
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
У меня! Есть! Дочь!

11. ИНТ. КОМНАТА – ДЕНЬ.
Цезарь валяется на подстилке, рядом Лила.
ЛИЛА
Ты помнишь мою маму? Ее зовут Кармелита.
ЦЕЗАРЬ
Честно говоря, не очень.
ЛИЛА
А я помню. И ужасно по ней скучаю.
ЦЕЗАРЬ
Доченька, песинька моя, зато у тебя теперь есть я. И нас уже никто не разлучит. Мы – семья, понимаешь?
ЛИЛА
Семья. Папа, я люблю тебя.
ЦЕЗАРЬ
Я тоже люблю тебя, Лила.
Раздается звук открываемой ключом двери прихожей. Появляются Хозяин и Девушка.
ХОЗЯИН
Ну вот она, можете посмотреть. Ее зовут Лила.
ДЕВУШКА
Лила! Ой какая миленькая!!!
ХОЗЯИН
А это – ее отец, Цезарь Акцион. А маму ее зовут Кармелита Специя. Документы прилагаются. Плюс справка о прививках.
ДЕВУШКА
Можно, я ее поглажу?
ХОЗЯИН
Конечно.
Девушка тянет руку к Лиле.
ЦЕЗАРЬ
Даже не думай, коза!!!
ДЕВУШКА
Ой, он на меня рычит!
ХОЗЯИН
Цезарь, фу, нельзя!
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
Нельзя? Почему нельзя? Что происходит вообще?!
ДЕВУШКА
Решено, я ее беру.
ХОЗЯИН
Отлично. Будут проблемы –звоните. Идите, я его придержу на всякий случай.
Хозяин надевает поводок на шею Лилы, передает поводок Девушке.
ДЕВУШКА
Пойдем, Лила! Тебе будет хорошо у меня!
Ведет Лилу из комнаты.
ГОЛОС ЦЕЗАРЯ
Что?! Куда ее уводят? Почему?! Нет! Нет!!!
ЛИЛА
Папа! Папа!
Цезарь отчаянно рвется вслед, его с трудом удерживает Хозяин.
ЦЕЗАРЬ
Доченька!!!
12. НАТ. ДВОР – ДЕНЬ.
Черныш лежит на скамейке. Он совсем уже старый, подслеповатый и седенький. Его кормит с ложечки все та же Бабка, тоже изрядно одряхлевшая.
БАБКА
Ну Чернышик, ну котик, фаршик такой меееленький! Проскочит, и не заметишь! Его даже жевать не надо! Ну, скушай еще чуть-чуть! Хоть ложечку!
Черныш вяло жует.
ЧЕРНЫШ (САМ СЕБЕ)
Что случилось с этим миром? Куда делся его сок? Раньше мир был таким сочным. А сейчас его словно промололи и выжали. И я теперь кормлюсь этим отжатым дерьмом. Морщусь, давлюсь, но жру. Скажите, какой в этом смысл?
БАБКА
Не хочешь больше? Нет?
ЧЕРНЫШ
Бабка, я устал.
Закрывает глаза.
БАБКА
Ну, поспи, котик, поспи. Может, сил наберешься…
Черныш приоткрывает один глаз.
ЧЕРНЫШ
Ну нет, бабка, это вряд ли.
Вздохнув горестно, Бабка уходит. Черныш дремлет.
Появляется Цезарь. Он отлично выглядит, весел и жизнерадостен. Видит Черныша, сразу направляется к нему.
ЦЕЗАРЬ (РЯВКАЕТ)
Привет, котяра!
Черныш продолжает спать. Цезарь трясет его.
ЦЕЗАРЬ
Черныш, живодеры идут! Будут всем котам яйки резать!
Черныш с трудом открывает глаза. Садится.
ЦЕЗАРЬ
Ну вот, так лучше! (раскрывает объятия) Привет, друг!
ЧЕРНЫШ
Я что, тебе знаю?
ЦЕЗАРЬ
Черныш, ты чего? Это же я, Цезарь!
ЧЕРНЫШ
Собака что ли? Собакам тут нельзя. Здешний кошачий пахан это не одобрит.
ЦЕЗАРЬ
Опять снова здорова. Черныш, проснись! Это же ты – кошачий пахан!
ЧЕРНЫШ
Ну да. Я – пахан. А ты кто?
ЦЕЗАРЬ
А я – Цезарь, тупой пес! Твой друг!
 ЧЕРНЫШ
Псы - они  все тупые. Такая уж их природа. Собственно, поэтому  ты не можешь быть моим другом.

ЦЕЗАРЬ
Но я твой друг! Помнишь, я спас тебя от живодеров! А еще - ты украл для меня сардельки! И тебя бабка тогда за это из дому выгнала!
Пауза. Взгляд Черныша проясняется.
ЧЕРНЫШ
Сардельки?.. Цезарь, так это - ты что ли?!
ЦЕЗАРЬ
Ну наконец-то. Привет, Черныш!
ЧЕРНЫШ
Привет, Цезарь!
Обнимаются.

Перебивка.
Цезарь и Черныш сидят рядом. Видно, что кот несколько ожил. Он с интересом слушает рассказ приятеля.
ЦЕЗАРЬ
…Помнишь, как я мечтал о сыне?
ЧЕРНЫШ
Ну да, ну да.
ЦЕЗАРЬ
Теперь у меня сыновей этих и дочек столько… Я даже сам всех не вспомню.
ЧЕРНЫШ
Ну что же, прими поздравления. Сбылась мечта, значит?
ЦЕЗАРЬ (МРАЧНО)
Ну вроде как сбылась. Только я ж детишек этих своих - не вижу совсем. Привет – пока, вот и весь разговор. И с детишками, и с мамашами ихними. У меня все их морды, лапы, запахи в башке перемешались… Устал я, Черныш, от жизни такой, очень устал…
ЧЕРНЫШ
Сочувствую. А сюда-то зачем приперся? Или снова хозяин выгнал?
ЦЕЗАРЬ
Хозяин? Нет, он с меня теперь пылинки сдувает. Я сам сбежал, когда мы  гулять ходили. Очень вдруг захотелось узнать, как ты тут живешь.
ЧЕРНЫШ
Как я живу. Ты что, сам не видишь, как я живу. Зубы вон повыпадали, башка трясется, в глазах туман…  Старый я стал, дружище. Такой старый, что от самого себя тошно. Иногда даже думаю: вот бы пришли живодеры с петлями своими. Так я бы сам им сдался: вот я, берите меня, тащите куда-нибудь в яму, к прочей падали…
ЦЕЗАРЬ
Да что ты говоришь такое, друг?!
Рано тебе в яму, ты же все-таки пахан здешний, самый главный кот в округе!
Пауза.
ЧЕРНЫШ
Слушай, Цезарь, что я подумал. Ты можешь кое-то для меня сделать?
ЦЕЗАРЬ
Да что угодно, друг!
ЧЕРНЫШ
Помнишь, ты обещал, что если живодеры меня поуродуют, ты меня придушишь?

ЦЕЗАРЬ
Ну да. Помню. Только при чем тут живодеры. Тебя же они не уродовали!

ЧЕРНЫШ
Жизнь меня поуродовала, Цезарь. Хуже любых живодеров. Ну так что? Сделаешь это для меня?  Устал я, понимаешь? Так  устал.
Цезарь молчит, не зная, что сказать. Черныш начинает кашлять. Кашляет все сильнее и сильнее, задыхаясь и стеная. Потом долго старается отдышаться.
ЧЕРНЫШ
Вот, видишь? И ты допустишь, чтобы твой друг так страдал? Ты это допустишь?
ЦЕЗАРЬ (ТОРОПЛИВО)
Ладно. Ладно, Черныш. Будь по-твоему. И правда, я же обещал…
ЧЕРНЫШ (ПОЧТИ РАДОСТНО)
Вот и славно. Я так благодарен тебе, дружище.
Пауза.
ЦЕЗАРЬ
Ну  и когда мы…
ЧЕРНЫШ
Тянуть не будем.  Но сначала я должен с делами закончить. Ты помнишь Соню?
ЦЕЗАРЬ
Ту немытую кошку? Конечно.
ЧЕРНЫШ
Найди ее, скажи, пусть всех наших здесь соберет. Хочу увидеть их напоследок…


13. НАТ. ДВОР – ДЕНЬ.
Черныш на скамейке, рядом - Цезарь. Собрались кошки.
ЧЕРНЫШ
Спасибо всем, кто пришел. Долго я вас не задержу. Все вы меня знаете, и знаете, как я к вам отношусь. Честно говоря, мне на вас всех плевать с высокого тополя. А вам - плевать на меня. Так уж мы, кошки, устроены, это у нас в крови. Вы признавали меня главным потому, что я всегда был самым сильным, самым смелым, самым отчаянным из вас. Ну и, конечно, самым хитрым. Но теперь всему этому конец. Я уже слишком стар для всего этого дерьма. Вам нужен новый лидер. Я хочу объявить о своем преемнике. Который позаботится о вас, когда меня не станет.
Мучительно закашливается. Кошки терпеливо ждут, когда Черныш снова сможет говорить.
ЧЕРНЫШ
Я долго думал, кто из вас, достаточно нагл, силен и безжалостен, чтобы быть достойным этой роли. Это была непростая задачка. Все здешние коты наглые, сильные и безжалостные, такими вас воспитала улица. Но сегодня я понял, что традиции пора менять. Я хочу, чтобы новый ваш лидер был другим. Был добрым, заботливым и преданным. И я знаю только одного такого кота. Вернее, он не совсем кот. Даже - совсем не кот. Честно говоря –это пес. Его зовут Цезарь, и он – мой лучший друг. Кошки! Я хочу, чтобы после меня - вашим главным котом стал пес Цезарь!
Ошеломленное молчание всех присутствующих.
ЧЕРНЫШ (ЦЕЗАРЮ)
А теперь – делай то, о чем мы договаривались!
Цезарь медлит. Видно, что он так же ошеломлен, как все остальные.
ЦЕЗАРЬ
Вот подлый котяра! Нет, на такое я не подписывался! Ну какой из меня кот? Тем более- главный?! Короче, я не собираюсь во всем этом участвовать.
Хочет уйти.
ЧЕРНЫШ
Постой. Ответь на один вопрос. Куда ты сейчас пойдешь?
ЦЕЗАРЬ
Как - куда? Домой, к хозяину. Он там меня уже ищет, наверное.
ЧЕРНЫШ
Домой? К хозяину? Что, не терпится продолжить крыть незнакомых сучек? И смотреть, как уходят в чужие семьи твои дети?
ЦЕЗАРЬ
Ну а что я должен делать?! Я такой же, как другие собаки, такая у меня судьба!
ЧЕРНЫШ
А я тебе предлагаю изменить свою судьбу! Посмотри на этих бедолаг…
Черныш жестом показывает на котов и кошек, стоящих и сидящих вокруг.
ЧЕРНЫШ
Они напуганы и растеряны. Им нужен тот, кто их поддержит в трудную минуту, кто защитит их от превратностей судьбы. Тот, кто терпеливо выслушает их в минуты душевного смятения. Им нужен настоящий друг! И этим другом можешь стать ты! А они - станут твоей семьей, той семьей, которой у тебя никогда не было!
Черныш заходится  в кашле.
ЧЕРНЫШ
Цезарь, я не могу заставить тебя делать то, чего ты не хочешь. Но я прошу тебя - просто подумай. Подумай. А я пока подремлю – давно я не говорил таких длинных речей…
Черныш ложится на скамейку, закрывает глаза.
Пауза. Появляется Сынок. Это молодой крупный пес. Он сразу подходит к Цезарю. Рассматривает его.
СЫНОК
Так-так -так. Так-так-так. Большой, башка кирпичем, взгляд глуповатый. (оглядывается) И дружит с кошками. Все правильно. Ты - Цезарь?
ЦЕЗАРЬ
Я-то - Цезарь. А вот ты кто?
СЫНОК
Меня зовут Сынок. Я - свободный пес в большом мире.
ЦЕЗАРЬ
Сынок? Странное имя для собаки.
СЫНОК
Так меня звала моя мама.
ЦЕЗАРЬ
Мама?
СЫНОК
Мона. Ты помнишь Мону, Цезарь?
ЦЕЗАРЬ
Мона… А, Мона! Рыжая такая полукровка! Странно, но ее – я прекрасно помню. Когда-то давно мы танцевали с ней в этом дворе.
СЫНОК
И дотанцевались…
ЦЕЗАРЬ
О чем ты говоришь, Сынок?
Пауза. До Цезаря начинает что-то доходить.
ЦЕЗАРЬ
Сынок…
СЫНОК
Да, Цезарь?
ЦЕЗАРЬ
Мона она что… Твоя мама? А я, тогда, получается…
СЫНОК
Мама говорила, что ты обаятельный, но туповатый. Туповатый – вижу. Насчет обаяния – хрен знает.
Пауза.
ЦЕЗАРЬ
Что с ней? С Моной? Она жива?
СЫНОК
Попала под машину. Уже давно.
ЦЕЗАРЬ
Жаль. Это она рассказала тебе обо мне?
СЫНОК
Ну да. Она всегда хотела, чтобы я тебя нашел.
ЦЕЗАРЬ
Ну вот, ты меня и нашел. Сынок. Черныш, ты помнишь Мону? Черныш?

Черныш не отвечает, он лежит неподвижно, и, кажется, не дышит.
Цезарь подходит ближе.
ЦЕЗАРЬ
Черныш…
ЗТМ
Цезарь сидит на скамейке. Рядом лежит неподвижный Черныш. Мимо одна за другой проходят кошки, каждая целует Черныша в щеку, потом - уходит. Но вот Цезарь остается наедине с другом.
ЦЕЗАРЬ
Эх, Черныш… Старый кот, не побоявшийся подружиться с собакой. Спасибо, что избавил меня от необходимости откусывать тебе голову… Это было очень… ПО-ДРУЖЕСКИ.

Пауза. Появляется Сынок.
СЫНОК
Цезарь, пойдем, нам пора.
ЦЕЗАРЬ
Пора? Куда пора?
СЫНОК
Куда угодно. Мы же - свободные псы в большом мире.
ЦЕЗАРЬ
А как же он?
Показывает на Черныша.
СЫНОК
Цезарь, прости, но это просто дохлый кот. Я понимаю, тебе неприятно это слышать. Но тут уже ничего не изменишь.

ЦЕЗАРЬ
Сынок… А почему ты все время говоришь эту фигню… Про… свободных псов в большом мире?
СЫНОК
Потому что это правда.
ЦЕЗАРЬ
Может для тебя и правда. А я… У меня все еще есть хозяин.
СЫНОК
У тебя есть хозяин? Ты так в этом уверен?
Пауза.
ГОЛОС ЧЕРНЫША
Иди, Цезарь! Плюнь на все, и иди с ним!

Цезарь подскакивает от неожиданности. Смотрит на Черныша. Тот по-прежнему неподвижен.
ЦЕЗАРЬ
Сынок, ты это слышал?
СЫНОК
Ты о чем, старик?
ЦЕЗАРЬ
Черныш сказал сейчас, чтобы я шел с тобой.
СЫНОК
Старик, мертвый кот не мог тебе ничего сказать. Потому что он мертвый.
ЦЕЗАРЬ
Но я сам слышал… (машет рукой)Ладно. Раз так, прощай Черныш. (повышает голос) Прощайте и вы, здешние коты и кошки. Мне жаль, но я не смогу стать вашим Главным Котом. Мы, я и сын, уходим туда, в большой мир. Как и надлежит свободным псам. (Сынку) Пойдем.
Уходят.
СЫНОК
Цезарь, а ты пробовал пиво?
ЦЕЗАРЬ
Нет.
СЫНОК
А зря. Это прикольно. Делается так. Находишь банку, типа такой. (показывает) Выливаешь остатки в миску или что-то в этом роде. И пьешь. Лови, старик!
Бросает банку Цезарю, тот ловит. Бросает обратно.
ЦЕЗАРЬ
Ха-ха, не зря тебя «Сынком» назвали, тупую банку поймать не можешь… И перестань называть меня стариком. Меня это злит.
СЫНОК
Как скажешь, старик.


Отец и сын смеются,  пропадают вдали


КОНЕЦ