Путешествие. Они и мы

Ионесса
 Всё началось с развода.

Моя подруга вышла замуж и уехала в Швецию. За рубеж её погнала не какая-то неведомая сила или там политические взгляды, или безработица, или безденежье. Нет, всё намного проще: у сына Тимофея наступил переходный возраст. А у современных детей он наступает, практически, лет в девять-десять. И длится, ой, даже боюсь предположить, вернее, что меня закидают камнями, ну, в смысле, разными словами. Помните такую пословицу: слова сказанные - ветер, написанные -камень? Но, придётся сказать, раз начала говорить: в общем, как раз до возраста, когда уже пора "спешиваться с коня", а "детка" еще и в седле не была... К счастью, таких значительное меньшинство в нашей стране.

После развода с мужем, Светлана элементарно не могла справиться с воспитанием сына одна. Учился он посредственно, дома дерзил, воровал деньги. А жить, "губа не дура", с малолетства хотел красиво. Всё время ему новые гаджеты подавай! А они и немалых денег стоят, и очень быстро устаревают. И ещё сыну немедленно понадобилось новое транспортное средство - мечта всей Тимкиной жизни. Не подумайте, что машина. На неё у Светланы денег не было, да и какой автомобиль - ребёнку всего двенадцать лет! Кстати, уходя, его папа забрал все под накопленные в семье деньги, то ли на автомобиль, то ли на лодку. Тогда он всё время путался, как сейчас говорит Света, в "показаниях". Мама жалела Тимофея, отец ушёл из семьи в тот момент, когда сын больше всего нуждался в отцовской поддержке.И, испытывая перед ребёнком огромное чувство вины за развод, мать сразу побежала в магазин... и купила сыну велосипед, который приглянулся по её деньгам. Но, как оказалось, этот поступок был опрометчивый, потому что модель должна быть, чуть ли не каждые полгода, всё круче и круче! Тима бурно отреагировал на сообщение о разводе. Он тоже испытывал чувство вины перед родителями, возможно, это его плохое поведение? "Сигналы", что он тоже нуждается в утешении, он подавал своеобразно: после гонок на велосипеде, приходил домой грязный, и поев, не раздеваясь, заваливался в чистую постель, даже не снимая грязные вонючие носки. Однажды, замечание матери, что нужно встать и, хотя бы раздеться и помыться, вызвало у него такую ярость... Мать же не понимала его, Тимофей любил и отца, и её! Просто, смириться он не мог и найти причину, почему это произошло, почему отец его бросил?! Тимка вскочил и побежал на кухню, откуда мать "вещала плохое радио" и, схватив, первое, что попалось ему под руки, а это была открытая банка с рыбными консервами в масле, вылил её содержимое на бедную голову моей подруги!
Были, были минуты примирения. Порой, обвинения из уст сына звучали то в адрес отца, то снова матери. Сын, настолько умело научился пользоваться комплексом вины взрослых, что манипулировал ими обоими. Походы к психологу ничего не давали им.Окончательно "добил" подругу случай. Сын был после операции, ещё на костылях, попросил мать съездить с ним в "Макдональдс" в соседний город. Она пообещала, но позже, когда Тима поправится. Так сынок, не дождавшись обещанного, украл (и нашёл же - в туалете за бачком!)деньги и отправился с друзьями "кутить". Всех друзей накормил, напоил, одарил жвачками, а себе купил очередную видео приставку. Светка с ног сбилась, когда бегала по городу, искала, а ему ничего- прибыл вечером счастливый!

Прошло два года. Наступил момент: отчаявшись, Света решила объяснить ребёнку причину развода. А она была элементарной: папа не хотел работать, он получал частичную военную пенсию, которую копил, и жил в их семье в своё удовольствие. Он заявил Светке перед разводом: ты хотела ребёнка, вот , пожалуйста... У него был, кажется, даже не второй брак, и дети в каждой семье. Тимофей тоже уже стал кое-что соображать к тому времени, да и привык к полному отсутствию отца. И наконец, они смогли с сыном спокойно поговорить. Света спросила Тиму, не будет ли он против, если она попытается найти "папу" для него, а себе - мужа? Ребёнок не возражал против замужества мамы.
На родине ещё за пару лет Светлана так ничего и не нашла. Хорошие мужчины были все разобраны давно, при жёнах дома. А те, которые приходили на свидание знакомиться по её объявлению, "не подходили". Приходили, это не совсем точно сказано! Женихи прибегали в спортивных трусиках, совмещая тренировку и свидание, мимоходом, не теряя времени. Приезжали на авто, и пригласив, сесть в машину, выясняли, какое ещё "добро" есть у невесты, кроме сына. Брали номер телефона и ... исчезали. Туда им и дорога. Приходили и дедушки, которые хотели просто общения, и молодые, которые хотели Не просто. И те, о которых я писала выше, ну маленькие такие, которые до старости сами щ...и, в общем, вы меня поняли, они всегда нуждаются в материнской заботе и опеке.
Светка настолько устала ходить по свиданиям, сил больше не было...

Помогло брачное агентство. К тому времени уже появился в нашей стране интернет. Ларс как-то так быстро нарисовался в поле её зрения. Был он похож на какого-то известного американского актёра, Светка никак не могла вспомнить, как его имя. Приехал сюда в Крым, погостил. Подруга показала ему Южный берег Крыма. Уехал, прислал посылку, в которой, кроме духов и бижутерии, лежал толстый шведско-русский (и наоборот) словарь! С намёком: учите, дети, язык. Собирались они с сыном недолго, взяли всё самое необходимое, поскольку её муж сказал: "Остальное купим здесь". В общем, всё нажитое оставили дома. Уезжали они в конце лета и практически попали в глубокую осень, так как жил он на севере страны. Там по утрам уже были первые заморозки.

Но то ли ее муж Ларс не рассчитал своих сил, в смысле финансов, то ли запросы их оказались "слишком" для него. Или он попросту был не богат... Пришлось им с Тимой собирать в лесу ягоды и сдавать их на комбинат по переработке, благо он был в этом городке. Так у них появились какие-то карманные деньги, и они покупали еду. Сыну было 15 лет, растущий организм требовал своё. Светка не могла позволить себе ничего лишнего, даже комнатные тапочки ей пришлось сшить всей семье самой. И мужу тоже. Хотя до их приезда, он ходил дома без обуви. То ли Светка затосковала, то ли ничего лучшего не могла придумать, но она решила, что Ларс должен прислать приглашение в Швецию мне. А я привезу им самые необходимые и любимые вещи и продукты. И сюрпризы, тем более, что у нее летом был юбилей! Я сопротивлялась, у меня была куплена на апрель путевка в Польшу и Чехию, а осилить сразу два путешествия за границу...ой ли ... Хотя я помнила, как моя прибалтийская подруга еще в 90-х, когда у них открылись границы в четыре скандинавские страны, с восторгом говорила о своих впечатлениях о Швеции: "Я побывала на другой планете!". Меня подмывало тоже улететь на другую планету, но я держала себя "в уздах". Но, когда я вернулась из своего первого путешествия, меня уже ждал конверт с приглашением. Там было написано по-английски, что он берет расходы на себя только 50% (мне перевели), я должна была купить билеты в оба конца и там потратить свои деньги на жизнь с 50-ти процентной скидкой.

Светка бомбила меня междугородными звонками (мобильный не был заправлен): приезжай, я тебя прокормлю, привези мне гречки несколько килограмм, здесь не жаренная и дорогая, шоколадные батончики. А Тимке - мивину - это типа доширак, дети обожают есть эту вермишель сухой, его гитару, начинку от системного блока и русскую клавиатуру от компа. В общем, дожали они меня. Собралась, запаслась перечисленным, а её мужику купила пару блоков сигарет, самых дешёвых, с фильтром, но таких убойных, что называется. Пусть швед попробует, что русские курят. Ну и набор к юбилею: водку, коньяк в красивой сувенирной коробке и самое вкусное (на мой вкус) полусладкое мускатное шампанское. Наше крымское. Одна девочка, она переводчик и часто бывает за границей, так вот она рассказала мне, как безопасно перевезти спиртное самолетом в сумке. Я взяла пятилитровую пластиковую емкость, обрезала по плечики и поставила туда бутылки, переложив их мягкими вещицами, правда, коньяк туда не поместился, но всё равно экономия места в сумке.

 Светка всё время по телефону мне трещала: учи английский, но я была так самонадеянна, практически в тех странах, где я была-говорила по-русски. И меня там понимали, а я каким-то неведомым образом понимала, что мне говорят. Странно, конечно. Как-то с юности у меня в голове застряло, так говорил один мой приятель, что с иностранцами в чужой стране главное знать одну фразу:
I am very hungry (А эм вэри хангри). Что по-русски означает: я очень голоден. Он считал, что чужеземцы очень сердобольны и не оставят, если человек оказался в беде ... Но я никогда не бываю голодной и поэтому со мной ничего такого не случится.
Продолжение - http://www.proza.ru/2018/06/17/1271