Первый трижды Герой Союза ч. 4

Николай Мринский
«Кто в сорок первом-сорок втором годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел» - лётчик-ас Александр Иванович Покрышкин.

И всё-таки очевидно, что высоких качеств, стремления совершенствовать тактику действий, умения и мужества брать на себя ответственность командир 20-й сад летом 1941 г. не проявил. Не могли боевые лётчики дивизии уважать комдива и за то, что, посылая лётчиков на боевые задания, он не выслушивал их мнений. Сам перелетал с аэродрома на аэродром на УТИ-4, (спарке), которую пилотировал инспектор дивизии Сорокин, а по бокам прикрывали два И-15... Стало известно, что немцы заняли Минск. В Молдавии они по-прежнему наступали на Кишинёв и Бельцы, прорываясь к р. Днестр. Звенья уже выполнили по два вылета на штурмовку. Был сбит командир звена Виталий Дмитриев. Он выбросился из горящего самолёта и спустился на парашюте в расположение врага. Начштаба полка А.Н. Матвеев наконец-то вызвал Покрышкина на КП и поставил задачу на вылет. Предстояло определить линию фронта. Лётчик решил провести разведку, используя высоту и скорость полёта. Осматривая с высоты большое пространство, по пожарам, пыли на дорогах и по разрывам артснарядов определили линию фронта и благополучно вернулись на аэродром. К середине июля западная часть Молдавии уже была захвачена немцами и румынами. Шли бои за Кишинёв. Войска левого крыла Южного фронта с боями отходили к Днестру. Рано утром из дивизии получили задание разведать переправы через Прут. Вылететь должны были двумя парами, но в последний момент у одного из самолётов не запустился мотор. Вылетели втроём. А это означало, что при нападении «мессеров», Покрышкин один должен был сковать их боем и обезопасить пару Фигичева. Александр Иванович с начала войны, как и некоторые другие лётчики, был сторонником не тройки, а пары. Она лучше обеспечивает маневр в воздушном бою.

Полёт на разведку переправы в Унгены, в пекло зенитного огня, к месту близкого базирования мессершмитов в Яссах не сулит ничего хорошего. Однако боевое задание и в этой обстановке надо выполнять. Пересекли Днестр и вышли севернее Оргеева. По шоссе в направлении Кишинёва двигались небольшие колонны противника, состоящие из автомашин и артиллерии. Фигичев, а за ним и Лукашевич стали их обстреливать. Вскоре звено вышло на Прут, 70 км севернее Унген. Неожиданно, над рекой, пара Фигичева развернулась на юг и полетела по долине реки на малой высоте. В результате такого решения исключалось внезапное появление звена «мигов» в районе переправ и к тому же зенитчики издалека обнаружат цель и откроют организованный огонь. Так оно и произошло. Чтобы остаться в живых среди фейерверка пуль и снарядов надо было резко перейти на предельно малые высоты. Покрышкин направил самолёт вниз под трассы, прижался к воде и за счёт снижения догнал пару Фигичева, оказавшись левее её. В это время Лукашевич увидел впереди себя высокий выступ берега с деревьями, начал переходить в левый пеленг. Расстояние сократилось до нескольких метров и, чтобы не столкнуться, Покрышкин резко, метров на тридцать взял вверх и в этот момент прогремели три взрыва. Это зенитные снаряды попали в мотор «мига» и, он заработал с перебоями, самолёт затрясло, но полёт над руслом реки пока продолжался. С трудом набрав метров 70, Покрышкин потянулся за парой мл. лейтенанта Фигичева, но она быстро удалялась, хотя по неписанным лётным законом командир звена Валентин Фигичев должен был развернуться и сопровождать подбитый самолёт. Лётчик понимал, что долго не протянет и стал подбирать площадку для вынужденной посадки.

И вот уже стрелки указателей температуры масла и воды с максимальных показаний упали на ноль. Надо всё же тянуть до последнего, так как по дороге от Хуши на Кишинёв движется длинная колонна автомашин и орудий врага. Удаётся перетянуть через колонну и речку и следует резкий скрежет и удары - оборвались шатуны. С выключенным зажиганием, чтобы предотвратить пожар при ударе об землю, истребитель плашмя падает на лес. Лётчик, придя в сознание, с трудом выбирается из кабины и с повреждённой ногой, определив по солнцу и часам направление движения, уходит лесом, по полям кукурузы и винограда, к Днестру. Ночью Покрышкин шёл по Полярной звезде и уже к утру идти стал тяжелее - сильно болела нога. Выйдя к одному из сёл, увидел в поле косаря. Молдованин поделился крестьянской пищей и показал в селе сельсовет. По доброму никто не хотел помочь, пришлось пригрозить пистолетом и реквизировать пару лошадей с подводой. Двинулся в направлении ж/д станции Каушаны, на путях стоял состав с паровозом. Оказалась, что Покрышкину повезло - добрался до своих. Лишь на четвёртый день после злополучного вылета на переправу в Унгены Александр Иванович вернулся в свой полк, где его уже считали погибшим и в журнале записали - пропал без вести. Лётчики и техники разделили его вещи между собой. Такой порядок возник стихийно в полку – делить на память пожитки погибших. Покрышкин летать временно не мог, поэтому решил заняться анализом прошедшего периода своей боевой деятельности и действий сослуживцев. В тетради написал заголовок: «Тактика истребителей в бою» и начал записывать свои соображения и расчёты, делать схемы. Конечно, вся эта аналитическая работа увлекала Покрышкина, но не терпелось уже вернуться к боевым вылетам.

Вскоре такая возможность появилась и для Покрышкина уже готовили самолёт. Лететь он должен был в группе комэска Соколова на штурмовку аэродрома фрицев в Бельцах. И вот в воздухе уже первое звено, очерёдность взлёта следующей тройки. Полный газ, «миг» несётся по полосе, ещё секунды – и, наступит отрыв от земли. Но вдруг тишина ударила по ушам, а впереди луг с речушкой, где самолёт неминуемо скапотирует. Лётчик зажимает тормоза колёс и, не давая машине развернуться, останавливается на границе лётного поля. Ситуация непонятная, мотор прекратил работу на взлёте, т. е. «обрезал». Техники искали причину долго. Оказалось, что при замене центропланных бензобаков предохранительные клапаны были установлены неправильно. Поэтому горючее из центропланных баков не поступало в задний бак, из которого шло питание мотора. Незначительное количество горючего, просочившись через клапаны самотёком какое-то время обеспечивало работу мотора. Спасли Покрышкина несколько секунд, проработай мотор эти мгновенья, гореть бы ему в обломках. Устранили неисправность на самолёте относительно быстро. К этому времени вернулась группа Соколова, но без одного «мига». Удары по аэродрому в предыдущие дни наносились отдельными звеньями. Этот метод не мог принести ощутимые результаты, но растревожил немцев. В ожидании очередного налёта он подняли в воздух 18 истребителей и встретили группу Соколова над аэродромом. Завязывать с ними бой было нельзя. Поэтому «миги», сбросив бомбы с пикирования на стоянки вражеских самолётов, заняли оборону в воздухе и стали уходить в восточном направлении. От основной группы оторвался командир 3-й эскадрильи Назаров и его тут же атаковали «мессеры». На горящей машине лётчик врезался в землю.

Вечером снова ставили задачу - с утра штурмовать немецкий аэродром в Бельцах. Штаб дивизии продолжал выдерживать график. До начальников не доходило, что это безрассудно и ведёт к неоправданным потерям. С утра два звена подготовились к вылету для нанесения бомбового удара и последующей штурмовки пулемётным огнём. На самолёты Покрышкина и Дьяченко подвесили не бомбы, а крыльевые крупнокалиберные пулемёты БС, которые должны были подавлять зенитки и прикрывать наши штурмующие машины от немецких истребителей. Противника застали удачно - на аэродроме шла заправка. Взрывы, пламя, дым, но опомнились зенитчики и пара Покрышкина пошла в атаку на батареи «эрликонов». Часть из них замолкает на какое-то время, но зениток очень много и, они скрещивают трассы огня на наших истребителях. В это время выруливает на старт один Ме–109, но взлететь не успевает. Его прошивает очередью Александр Покрышкин. Немецкий лётчик не выскакивает из кабины – видимо ранен или убит, из «мессера» валит дым. «Миги», сделав последний боевой заход, на бреющем полёте взяли курс на свой аэродром. Пара Покрышкина продолжает подавлять зенитки и вот консоль крыла его самолёта уже пронзила пулемётная зенитная очередь, но машина в воздухе держится. Пора уходить и догонять группу. Но нарастает тревога – среди вылетавшей шестёрки не хватает двух машин. Возможно они, получив повреждения ушли раньше? После посадки выяснилось – самолёты комэска Соколова и его ведомого Овсянкина не вернулись. Не случилось это и в последующие дни. Александр Иванович Покрышкин был назначен командиром эскадрильи и стал готовить её к перелёту на аэродром Раздельная. Немецкие и румынские войска вышли на Днестр в районе г. Бендеры. Направление на Одессу было открыто.

С Раздельной эскадрилья Покрышкина вылетала на штурмовку колонн противника на дороге от Кишинёва к Днестру. Взаимодействовать стали с истребителями 4-го иап. Работали всей группой и без потерь и вот неожиданное задание. Предстояло прикрывать девятку Су-2 при бомбёжке ею восьми переправ на севере – в районе Могилёва–Подольского. Бомбардировщики сработали удачно, разрушив 4 моста и в это время вражеские зенитки открыли огонь. От прямого попадания крупнокалиберного снаряда разлетелся на куски самолёт ведущего наших бомбёров, остальные, круто снижаясь, стали уходить домой. Пятёрка Су-2 взяла курс на юг, и за ней пошло звено истребителей из Котовска. Тройка же Су-2 направилась на восток в сторону Умани и звено Покрышкина решило идти ей вдогон, чтобы сопровождать. На юге истребители увидели, что их коллег из Котовска атакует четвёрка Ме-109. Пара Покрышкина решает подойти на максимальной скорости на помощь и не успевает. Один И-16 сваливается к земле и взрывается. Другой - спешит навстречу «мигам» Покрышкина и его преследует пара «мессеров», ведущего удачно расстреливает Леонид Дьяченко. Другая немецкая пара устремилась к пятёрке Су-2 и вот уже они пристраиваются в хвост отставшему от строя и видимо подбитому нашему бомбёру. Су-2 шёл в 50 м над землёй, выпущенная по нему очередь вынудила его экипаж пойти на вынужденную, на пшеничное поле. Ведомого пары «мессеров» Покрышкин сбил, но и в его самолёт попал зенитный снаряд, который взорвался. Мотор остановился. Внизу пшеничное поле, а по просёлочным дорогам, поднимая клубы пыли двигаются вражеские колонны. Совсем неожиданно мотор взревел и самолёт рванулся вперёд. Покрышкин понял, что будет жить.

Продолжение следует в части  5               http://www.proza.ru/2018/07/06/920