Исцели себя одиночеством - глава шестая

Надежда Опескина
     Несколько дней лил дождь, из дома нос было не высунуть. Август оплакивал свой уход, передавая  права сентябрю. Ирина и баба Зина прятались в своих избах. Дождь навевал сон и они отсыпались перед трудами ратными. Приходила пора картошку копать, а там и ягода сентябрьская поспевала.
    
     Ирина даже жалела о полном порядке в доме, глядя на своё припухшее от сна лицо. Столько времени она никогда не спала. Под шум дождя спалось сладко. Душа ещё не тосковала, а что там будет впереди, она не думала.
    
     В субботу, в банный день, небо прояснилось и выглянуло солнце. Дел в доме не было и Ирина решила пройтись к заветным корягам. Истосковалось сердце по молчаливым встречам, но дела отвлекли. Потом пришла баба Зина, принесла большой каравай хлеба подового с хрустящей корочкой. Банька приняла их, помогая смыть сон. Попарившись и отужинав, баба Зина пошла отдыхать. Ночь была лунная, светло как днём. Ирина решила пройтись до пригорка, полюбоваться красотой при лунном свете. Редкие облака плыли по синему небу.
    
     Издалека она увидела Степана. Не приходил сюда раньше. Сидел под одиноким деревом, освещённый лунным светом. Поза его говорила о многом. Так человек сидит, погрузившись в мысли, тоскуя о прошлом. Замечала она и за бабой Зиной такое, а после та ей рассказывала о своих размышлениях в такие минуты. Горькими были те размышления. Сердце Ирины сжалось от боли, своё вспомнилось. Тихо подошла, прислонилась спиной к дереву.
    
     - Спасибо что пришла, Ирина! Сегодня самый тяжёлый день в моей жизни. В этот последний день августа, двадцать лет тому назад, разделила её судьба на до и после. За пятнадцать тюремных лет искал в своей душе ответы и не находил.
     Рано родители покинули этот мир, погибли на трассе, мне в ту пору десять лет было. Дед приехал и забрал к себе, бабушки уже не было. Лето жил у него, а на зиму в интернат он меня отвозил, забирая только на каникулы. Самыми счастливыми были те годы для меня. Дед многому научил, золотые руки у него были. Говорил всегда со мной, как с равным.
     Поступил я после школы в институт, далеко от этих мест, на юге, в Ростове. Про деда не забывал. Появлялись свободные деньки, летел к нему на крыльях. Ждал он всегда. Никто мне не говорил о нашем с ним сходстве. Это теперь, разглядывая пожелтевшие фотографии, чудом сохранившиеся в разорённом кем-то доме, вижу себя в разные года жизни, лицо в лицо похожи.
     Пришло время влюбиться. Встретил свою будущую жену в магазине, рядом с институтом. Красотка пышногрудая, глаз не оторвать, тремя годами меня старше. Продавцом она там работала. Многие мои товарищи ей в любви объяснялись, кто от сердца чистого, кто за полкило колбаски из-под прилавка. Время дефицита было.
А выбрала она меня. И закрутила жизнь нас в хороводе. Я один в городе, а у неё родни не счесть. Родители, братья, сёстры, тётушки, дядюшки. Приняли меня настороженно, не понравился я им - пришлый, не свой, не местный значит.
     Со временем притёрлись. Мои успехи в делах помогли. После института попал на хорошее предприятие, быстрый карьерный рост, большая зарплата. Жизнь наладилась.
     Любил я жену пуще своей жизни, трёх сыновей мне подарила. Жила, как у Христа за пазухой, работу бросила. Всё у нас было. Дом светлый на шесть комнат, две машины во дворе. Каждый год мир с ней смотрели. На деда времени не оставалось.
     В конце июля решила она ремонт дома закатить. Не перечил, нанял бригаду молдаван, материалы завёз. Бригадиром у них местный мужичонка был, чернявый такой и вертлявый. Мне даже показалось, что знакомы они с моей жёнушкой. Увидела она его и вся в краску. Стоит, молчит, наш разговор слушает, глаз не поднимая.
     Ремонт быстро сделали и хорошо. Ушли рабочие, а как ни приеду случайно домой, бригадир чаи распивает в гостиной. Вроде только пришёл, какие-то мелочи устранить. Сыны на учёбу с утра, старший в институт, средний в колледж, а младший, пятнадцати лет, в школу. Сидят вдвоём, беседы ведут и бутылочка винца на столе с закусочками. Весёлые оба, с улицы смех их слышен.
     Приехал я в тот день домой, тишина на первом этаже. Решил, что жена в саду цветами занимается, так всегда было раньше. Поднялся в кабинет, документы взять, вдруг слышу, из нашей спальни смех доносится мужской. Открыл сейф для ружей, взял  Сайгу, зарядил и пошёл к спальне, решив - вор залез. Не думал увидеть то, что довелось... Он на подушках возлежит, она ублажает его... Успела оглянуться ...
Часто мне снятся её взгляд и наглая, пьяная ухмылка на губах...
     Положил ружьё на пороге спальни и вызвал милицию, скорая им была не нужна.
И покатилась моя жизнь под откос. Родные жены цепко сынов моих к рукам прибрали. Сыны сторону матери приняли, хотя опера им всё доподлинно рассказали, против моей воли. От адвоката я отказался. Что было доказывать? Дали на полную катушку. Старшим опекунство не потребовалось, только меньшому. За три года его долю родственники промотали. Где мои дети и что с ними теперь, не знаю. Они свой выбор сделали. На жизнь им досталось многое, поделили и разлетелись в разные стороны.
     На суде многое мне открылось. Бригадир тот её парнем был, со школы любовь у них была, но потом разошлись пути-дороги. Он женился на молдаванке. В Молдавии служил, там и жить остался после женитьбы. А тут такая встреча...
     Отсидел я пятнадцать лет от звонка до звонка. Времени предостаточно было поразмышлять. Сам не ждал от себя такой реакции в тот миг. Две пули унесли две жизни. За что я их казнил и по какому праву? За любовь? Что мне досталось после, что сыновьям? Четыре искалеченные жизни. А дед? За что ему такое пережить? Он душу в меня вложил, а умер в одиночестве. Соседи и те отвернулись. Дед убийцы.
     Все соседи разъехались куда глаза глядят. Некоторые дома свои рубленные в другие места перевезли, не забыв прихватить кое-что и от дедовского дома. Нашлась добрая душа. Всё самое дорогое моему сердцу сложила в сундучок и спустила в подвал. Награды деда, фотографии, письма, икона, завёрнутая в холстину - такое наследство досталось мне от деда. Его последнее письмо, неотправленное, дошло до меня благодаря этой доброй душе. Знать бы кто это.

     Степан замолчал. Ирина плакала тихими слезами, боясь всхлипнуть. Теперь её жизнь казалась безоблачной, по сравнению с жизнью этого чужого человека. Ночь, луна, висящая белым диском на синем небе, дерево, ставшее надёжной опорой для спины, тишина - дарили необыкновенное ощущение счастья. Хотелось взлететь и лететь над этими просторами, любуясь с высоты. Неожиданно где-то рядом взлетела птица, поднялась в небо. Полёт её был прекрасен. Казалось ещё миг и она достигнет луны. Её силуэт долго был виден на диске луны. Невольно залюбовавшись им, Ирина не заметила, как ушёл Степан. Он словно растворился в лунном свете.

     Ирина шла домой тихим шагом. Баба Зина сидела на лавочке у своего дома.
   
     - Вы почему не спите, баба Зина? Вам плохо? - кинулась к ней Ирина.

     - Не спится, девонька! Луна сегодня особенная. В такую ночь многим не спится. Видела, как ты ушла, сижу жду, а сама прошлое вспоминаю. Тяжко было жить после ухода мужа. Вот в такую же лунную ночь взяла я верёвку, пошла на пригорок к одинокому дереву... Тогда меня из петли дед Степана вынул. Накричал, по щекам отшлепал, приведя в чувство. И с той ночи стала я к нему ходить в гости. Порядок в избе наводила, когда видела, что он ушёл и батогом дверь подпёр. Старше он был меня, но красив необыкновенно. Стали встречаться. Никогда не была я так счастлива, как в те годы. Десять лет пролетели в счастье. А потом эта беда с внуком Степана. Недолго горел мой Степанушка. Хоронила сама, недалеко от дома, соседи даже не подошли. Они к тому времени дома свои в другие места перевозили.
Пришла раз на могилку его, а дом разорён. Окна и двери сняты, мебелишка вывезена, по полу фотографии разбросаны, в углу икона одиноко висит. Он за ней награды свои хранил. Не поднялась рука у извергов на икону ту. Собрала в старый сундучок, спустила в подвал и там хламом забросала. Надо внуку подсказать, - сказала баба Зина, вытирая набежавшие слёзы.

     - Он нашёл, баба Зина! Сегодня мне сказал об этом. Виделись мы на пригорке у дерева. Добрыми словами вспоминал человека, сохранившего эти реликвии. Пойдём спать, дорогая моя соседушка, - ответила Ирина и пошла к своему дому.

     Луна висела высоко в синем небе, наполняя мир белым светом...

Продолжение следует:
http://www.proza.ru/2018/06/17/1547