Часть 1 Приезжай к нам, Вова!

Валерий Болдин 2
            Автор: Болдин Валерий Николаевич


                НА ДЕРЕВНЮ К БАБУШКЕ



      В деревню я ехал без всякой охоты: 
– Что мне там делать? Со скуки помирать?  Здесь друзья, велосипед, а там …

   Но с мамой не поспоришь:

 – Не надышался ещё  дымом из трубы?  Глянь в окно:  вон они родимые коптят небо и днём   ночью,  а у тебя лёгкие слабые.  Тебе здоровый чистый воздух нужен. Город калечит, а деревня лечит.  К тому же  там красиво: лес, пруд и все такое….
– Ага.   Будет там красиво! –  я же знаю бабушку, как закудахчет –  « Вовочка в лес не ходи – заблудишься, на пруд не бегай – утонешь ... »,  того и гляди, булавкой к юбке пристегнёт. 
–Не пристегнёт: большой уже.   
   Паровоз, катил мимо каких-то построек, потом пошли поля и холмы, похожие на взбитые подушки.
Наконец станция – Билимбай.
Небольшой деревянный вокзал утонул в зелени акаций, видна только давно не крашеная крыша, да чёрная труба над ней. 
– Подожди меня здесь, – сказала мама, поставив к забору чемодан и сумку. – Гляди за вещами, никуда не отходи, я скоро.
   Паровоз    со свистом   выпустил пар,  дал оглушительный  гудок и, пыхая   дымом из трубы, отправился дальше.         
   Мама вернулась раздосадованная:
 –Придется идти пешком, сынок, – сказала она. – Ни одной попутной машины нет.   
   Она взяла чемодан, я – сумку и мы пошли.
   Миновав поселок, мы шагали по бесконечно  длинной дроге, идущей через поле, на котором ни деревца или кустика. Солнце жарит вовсю!   Уже через полчаса  ходьбы я проклинал  мошкару и сумку, которую едва волочил за собой.   Страшно хочется пить. Рубашка взмокла, пот струится по спине, затекает под ремень и дальше вниз. Я  чуть не плачу от усталости и  досады на маму за то, что потащила меня в эту чёртову деревню. Честное слово,  еще немного и я   свалюсь   посреди  дороги, и пусть мама тащит  меня на себе  до самой деревни.
   И тут я услышал   скрип  колёс,   оглянулся и увидел лошадь, запряженную в телегу, а на телеге, свесив ноги, сидит старик.
– Далёко идёте? – спросил он, поравнявшись с нами.
– В Елань, – ответила мама.
– Замаялись,  поди-ко,  пёхом  на  себе  таку  тяжесть тасшить.   Садись ужо, подвезу што ли…
– Да мы уж сами как-нибудь…
– Не бойсь! – Сказал старик, – забесплатно  до-везу.

   Мама, обычно ловкая и проворная, тяжело взобралась на телегу. Я устроился рядом. Дорога, наконец-то, пошла лесом. Верхушки елей пиками вонзались в небо, и солнце то появлялось, то снова скрывалось за ними. Воздух стал чуть-чуть прохладней, а лёгкий ветерок вновь пробуждал интерес к жизни.
– Устал?  спрашивает  мама, – и глаза становятся ласковыми, теплыми и родными.
– Не очень – отвечаю я. Маму почему-то развеселил мой ответ, она обняла меня одной рукой, а другой убрала с моего лба мокрые волосы:
  – Герой ты мой!
 В такую минуту хорошо сидеть рядышком, прижавшись щекой к её плечу и ни о чём не говорить. 
Телега, скрипя  колёсами, не спеша переваливалась через всякие  неровности, а серые от пыли кусты и деревья, уныло тащились мимо меня со скоростью усталой лошади.
      Старик остановил лошадь у мостика через овраг, взял ведро и стал спускаться вниз. Мы последовали за ним. По дну оврага бежал чистый и звонкий ручей. Я лег животом на землю и, опираясь руками в каменистое дно, стал пить воду прямо из ручья. Мне всегда казалось, что вода не имеет вкуса, а сейчас я понял, что вкуснее этой воды ничего на свете нет.
– Осторожней пей, – сказала мама  – вода  студёная - чего доброго, заболеешь ещё. Старик зачерпнул  ведром воду, напился сам и направился  к телеге, чтобы  напоить  лошадь,  и пока он занимался кобылой,  мама побродила по краю овражка и набрала горсть  недоспелой  белобокой земляники.
- На-ко, съешь. – Сказала она и высыпала ягоды в мою ладонь.
Дальше дорога уже не казалась такой нудной. Напившись воды,   лошадь, бежала веселее, и  вскоре показались первые дома деревни.    
  Деревня небольшая: одна улица с пыльной  дорогой,  со следами тележных колёс и лепешками от прошедшего стада. В два ряда стоят дома: один магазин, закрытый на огромный висячий замок и клуб из почерневших брёвен.  Бабушкин дом стоял в конце улицы, а дальше опять лес.
    Бабушка не слышала, как мы вошли.  Она стояла, склонившись над широкой скамьей, уставленной крынками.
  Дверь за нами хлопнула, она повернула голову, по-смешному взмахнула руками: Господи! Приехали, родинки мои! – сказала она и  заплакала. А чего плакать? Приехали же!

                Глава 2
                ОХОТА НА ВОРОН.

    Пока мы с мамой умывались с дороги, бабушка хлопотала, накрывая на стол.  Бабушка, сухонькая, но проворная, она так и снуёт от печки к столу, от стола к печке.  Я   смотрел на её маленькие руки  и удивлялся их умению и ловкости. И вот, как по волшебству на столе появились  дымящаяся картошка в чугунке, зелёный лук, курятина в лапше  и горячий, духмяный хлеб, который   бабушка сама выпекала в печи. 
   После обеда мама прилегла отдохнуть, так как утренним поездом должна вернуться домой, а я, напичканный домашними кренделями, вышел на крыльцо. По двору разгуливал ужасно гордый петух. И чего гордится? Дурак потому что!  Мама говорит: «умный гордым не бывает». Это она про меня, когда я по пустякам   задираю нос.  Возле сарая копошились куры, а в темноте  курятника, словно взывая о помощи,отчаянно кудахтала курица-наседка.  Любопытство подтолкнуло меня к курятнику, и не успел я заглянуть в него, как  вдруг, совершенно неожиданно, петух, налетел на меня, как ястреб на цыплёнка и стал дубасить  крыльями по голове  и  при этом норовил  долбануть клювом в затылок, будто я ему соперник какой. Представляете: сидит этот  дятел  у меня на загривке, машет крыльями и орёт во всё горло. Дурак дураком! А я  бегаю по двору как сумасшедший, стараюсь  избавиться от налётчика как могу и, наконец, мне это удалось. Петух решил, что   на сей раз мне достаточно, слетел с моего загривка   и, гордясь   победой,  отправился в курятник.    Вообще-то я вроде бы не трус,  но,  если честно,  я  ужасно боялся этого петуха.  Наверное, кто другой на моём месте поддал бы ему разок  сандалией в клюв  –  и всё,  а  я  тихонечко бочком, бочком добрался до ворот, открыл калитку  и выскочил на улицу.  У-уф!
 

       Напротив нашего двора  лежало заросшее дикой травой поле, через которое вниз до берега пруда сбегала тропа.   Вокруг – ни души. Только две вороны скучали на плетне.
Ненавижу  ворон.  Само слово  «ворона»  вызывает отвращение,  если разделить его пополам,получится два слова: вор  она. Одним словом – воровка!
  А если честно, мне наплевать, что они там  воруют.  Просто хотелось  выместить на них злость за нанесенное мне очумелым петухом оскорбление.  Я подкрался близко, близко. Так близко, что разглядел клюв, красный внутри.
– Бей вора! – крикнул я, вскочил и швырнул в них камень.  Но камень просвистел  мимо и упал в огород.  Вороны каркнули и, лениво взмахивая растрёпанными крыльями, полетели к одинокой берёзе, что росла за бабушкиным огородом. Я встал, отряхнул землю с колен и вдруг увидел белобрысого мальчишку с чёлкой до самых бровей.  Он стоял на краю дороги и с нескрываемым любопытством наблюдал за мной 
    – Вороны хищницы, – сказал я, пытаясь оправдать бессмысленность своего поступка. – Они  яйца  воруют из птичьих гнезд.
Я хотел завязать с ним разговор, а он, стоял, засунув руки в карманы штанов,  и молчал.
– У нас в городе недавно слон сдох, – продолжил я.
– Представляешь? Привезли в цирке показывать, а он взял, да и сдох.
– А у нас в конюшне кобыла ожеребилась, – неожиданно сказал он. – Хошь поглядеть?
 – Хочу, – ответил я.
– Тебя как зовут?
– Вовка, а тебя?
– Шурка. Пошли?
– Подожди, я сейчас, – сказал я, вбежал в дом, скинул сандалии, завернул до колен штаны и расстегнул ворот рубашки. Теперь я выглядел примерно так же как Шурка.  Мне казалось, что это мне поможет  скорее найти с ним общий язык.
– Чё   босой-то пошёл? По земле  –  не  по избе шлёпать.

– Я, как ты.
–  Мне привычно.  А у тебя ноги белые, сразу видно – городской.
  По дороге на конюшню я шёл и бороздил ногами пыль так, что вскоре мои ноги стали такими же «деревенскими» как у Шурки.
  Конный двор стоял на краю деревни.  В конюшне тихо и прохладно. Проходя мимо стойла, заколоченного под самый потолок, я услышал  звуки, от которых мне стало немножко  не по себе: в темноте что-то фыркало и дышало. Люди так не дышат.
 И вдруг раздался  страшный удар в дверь стойла, я невольно отпрянул, и моё сердце чуть не остановилось от страха. 
– Не пужайся,  –  сказал Шурка. –  Там племенной стоит, копытом в дверь бьёт – на волю просится.
Моё молчание он понял по-своему и пояснил:
–  Племенной – это конь-производитель, от которого жеребята  появляются.  Не конь,  а зверь.  Пацаны дразнят его: пуляют  сухим горохом, а он бесится так,  што вся конюшня ходуном ходит, а им того и надо.
  Вверху над стойлом висела ржавая конская подкова, а ниже  прибита дощечка с корявой  надписью.  Несмотря на полумрак,  я, всё же  прочитал слово –  БУЯН.
– Это его так зовут? –   заглядывая в щель между досками, чтобы, хотя бы одним глазком увидеть   «зверя» –  спросил я.   
– Ага.  В клубе как-то  кино  про войнушку показывали,    «Смелые люди» называется, так  там  коняка был  –   Буян…
 – Знаю. Я это кино тыщу раз видел.  Кинуха – что надо! Его даже сам Сталин любил, – сказал я, У Шурки глаза сделались круглыми, как у совы.
– Ты откуда знаешь?
– Все знают. За это кино, всем  артистам  Сталин  премию дал.
 – И Буяну тоже?
– Его отборным овсом кормят. Говорят, он теперь в цирке  выступает.
  – Здорово! А наш Буян похож на него, правда?
  – Правда. Только  тот Буян весь белый был, а ваш не то чёрный, не то бурый.
–  Вороной, –  сказал Шурка. Его конезавод отбраковал, а бывший председатель  его  ещё  маленьким взял   и сюды привёз. –  Буяном назвал,  штоб  всё как в кино.
 – Получилось?
 –  А то!   Может ишо и  лучше вышел,
–  Ну, это ты загнул, –  говорю я, –  лучше того  Буяна во всём мире коня нет. Он не просто конь – он друг, Боевой товарищ Васи Говорухина – героя фильма.
Шурка даже рот раскрыл, удивляясь моим познаниям. Ещё бы! Откуда ему знать, что все пацаны   нашего двора заболели этим фильмом. Все, и я в том числе, хотели быть такими же бойцами,  как Вася Говорухин и иметь такого друга, как Буян.
  Шурка  отошёл к стойлу, над которым тусклый свет от лампочки едва  рассеивал мрак.
 Маленький жеребеночек жался к  животу лошади и вздрагивал всем телом.
–  Сынок нашего Буяна. Не без гордости сказал он.
–  Нас боится? – почему-то шёпотом спросил я.
–  Нет, не нас.
–  А  кого?
– Так.  Всего. 
       Ворота конюшни заскрипели и окрылись. В конюшню ворвался ослепительный свет.
 – Шурка, ты, што ли  там? – спросил женский голос.
– Ага.
–  Своди коня к реке, напои. С поля пришёл.
– Ладно.
– Кто это? – спросил я.
– Мамка моя.
–  А чего она здесь?
–  Конюхом  тут робит. Хошь, вместе коня поведём?
 – Спрашиваешь. Конечно, хочу. А мамка твоя разрешит?
– Разрешит. Айда за мной.
     Мы вышли из конюшни, К столбу посреди двора был привязан   конь с обвислым животом и с прогнувшимся острым хребтом.    Неподалёку стояла телега, которой совсем недавно здесь не было.
    Шурка подвел коня к телеге и с телеги взобрался на коня: 
 – Садись сзади, – сказал он. Я не решался.
– Не бойся, тихонько поедем.
– Я и не боюсь. Еще чего!  Тоже мне – конь! Не конь, а ерунда какая-то. Обыкновенная колхозная кляча.  Я  влез на телегу, долго примеривался и, наконец, каким-то образом оказался у Шурки за спиной.
    Конь пошёл. Мы с Шуркой в такт шагам по-качивались на его спине. Но вдруг Шурка ударил коня пятками в бока и тот рысцой припустил от конюшни в сторону  реки. С каждым шагом меня  подбрасывало вверх, отрывая и снова  возвращая на костлявый хребет. Бедный мой зад! При этом каждый раз я норовил свалиться с коня на землю. За что мне это? Я ухватился за Шурку так, что если бы   я упал , то  только вместе с ним.     Наконец, конь перестал меня мучить,  остановился у реки  и. склонив голову,  стал пить воду.
Обратно ехали шагом.
     У конюшни уже собралась целая ватага деревенских пацанов.  Они сидели на краю телеги и смотрели в нашу сторону.  Для меня наступал ответственный момент: я  должен был что-то сделать такое,  чтобы сразу завоевать их уважение. Но что я могу, сидя на этой кляче позади Шурки?  Не дожидаясь, когда конь остановится, я эффектно, как мне казалось, спрыгнул с коня на ходу.  Спрыгнул я красиво, а вот приземлился не очень: под ногу подвернулся сухой ком земли, и я, самым дурацким  образом, растянулся в пыли, рядом с коровьей лепёшкой. Я ожидал взрыва хохота, но его почему-то не последовало. И, слава Богу! Терпеть не могу, когда надо мной смеются. Кое-как, я дохромал до телеги.
–   Дайте парню место. –  Сказал Шурка, они тут же  потеснились и я сел рядом.  Острой боли в ноге я уже не чувствовал, но продолжал кривиться и с шумом сквозь зубы втягивать воздух, как это мы часто делаем, когда нам действительно бывает больно. За
этим кривлянием, я прятал ощущение, которое причиняло мне  муку куда большую, чем боль физическая – на героя я никак не походил. Обидно.
  – Ты чё без обуток-то ходишь? – спросил стриженый наголо  парень справа
 Я глянул на его резиновые сапоги с отрезанными голенищами, он это заметил и вытянул ногу:
 –  На, гляди! Я в этих ботах и по кочкам болотным  и в лес  и в поле  могу,  а ты босой  куды?
– Я думал что…
– Думал, что в деревне  «деревенщины» живут? Вы там у себя в городе-то в блескучих ботиночках шастаете,  а туточки можно и  так   шкандыбать.
 Парень  сплюнул и погано  выругался  в  адрес  всех городских ребят. И где он таких слов нахва-тался?
– Ты чё к парню вяжешься. – Вступился за меня Шурка   – я тоже босой по земле хожу и чё? Зато, ноги не преют.  Ты бы свои-то прелые мыл  хоть иногда, а то лошади от тебя  шарахаются?
Лысый спрыгнул с телеги и двинулся к Шурке:
–  Это от кого лошади шарахаются? Ты лучше своей мамке  скажи, пусть она тебе нос утрёт. Думашь, коли она тут робит, так ты уж и – кум королю!
– Ты её  не тронь, а то…

– А то што будет?

Лысый двинулся на Шурку.   Я соскочил с телеги и как бы нечаянно встал рядом с Шуркой.     Лы-сый остановился,  смерил меня  прищуренным  взглядом, криво усмехнулся:
– Чё, нога уже не болит?
Странно, но нога и вправду вдруг перестала бо-леть.

   – Ладно, поглядим ещё, от кого лошади шара-хаться будут, –   процедил  он, циркнул слюной мне под ноги и отошёл.
Лысый мне  жутко не нравился: мало того, что матерится   так ещё и плюётся через дырку в зу-бах.  Видать не зря ему зуб вышибли.

 Из конюховки вышла Шуркина мать:

–Эй, босота,  марш по коням!

Новое для меня слово «босота» я понял не сразу, но быстро догадался, когда  пацаны    с криками  попрыгали с телеги и опрометью, сверкая босыми пятками, бросились в конюшню.
 
– Шурка,    гляди, чтоб ноги у коней были спутаны как надо: разбредутся – утром не собрать.  А ты чей? – спросила она меня.

– Внук бабы Клавы Скорыниной,– ответил за меня Шурка.

– Баский парнишка, - сказала она и улыбнулась.
Я уже слышал это дурацкое  слово от бабушки.  Оно
мне по ушам, как ножом по стеклу.  Баский   –   значит,  красивый.  Что я, девчонка что ли.

– Поедешь с нами? – спросил Шурка.

– Я бы хотел, – не очень уверенно ответил я.

– Попробуй. Я рядом буду. Бери Косуху, она кобыла смирная.  Глаз у неё косой, оттого она осторожная, но пугливая: руками сильно не размахивай.  Шурка придержал Косуху, пока я взбирался на неё с телеги.
 
– Сиди крепче и поводья уздечки держи в натяг.   
– Держись за хвост, городской! – посмеивались ребята. 
   Надо сказать, что на городских ребят они смотрели, как на избалованных маменькиных сынков: неженки и хлюпики, которые ничего не умеют. Больше всех глумился Лысый: « Ты бы  сперва  на козе ездить поучился,  не то опять  свалишься носом в коровье дерьмо».


 

              КОЧКИ –  ЦВЕТОЧКИ

    От конюшни кони, раздувая ноздри и швыряя копытами землю,   галопом скакали до плотины. Дальше шли шагом: плотина старая, брёвна давно прогнили и передвигаться по ней было небезопасно, тем более на моей косоглазой кобыле. Косуха, загнув голову и, глядя на дорогу одним глазом,  шагала медленно и осторожно. Внизу шумно бурлила вода.  Боясь, что закружится голова, я старался не смотреть вниз.  Шурка был рядом и, сдерживая свою норовистую  кобылу,  терпеливо давал мне советы:

–  Колени крепче сжимай и поводок не расслабляй, держи в натяг. 

     Плотина, слава богу, кончилась, Шурка отпустил поводья,  и лошадь под ним тут же пустилась вскачь, догонять умчавшийся табун.  Моя Косуха тоже рвалась бежать следом, но я, тянул на себя поводья уздечки и кричал: - « Стой! Тпрр! Тпрр!» Косуха, задрав
 вверх голову, часто перебирая ногами, рвалась вперёд.  Но я  сдерживал  её, как мог.  Вдруг, откуда  ни возьмись, подскакал  Лысый, взмахнул рукой и изо всей силы хлестнул мою лошадь гибким прутом по холке: «Держись, городской!»  крикнул он и поскакал вдогонку всей ватаги.   Косуха вскинулась, как  ужаленная   и   помчалась, сама не зная куда.  Каким чудом я удержался на ней, понять не мог, но помню, что прилип к ней всем телом и видел только, как земля со страшной быстротой уносится из–под копыт косухи.  Косуха вдруг свернула с дороги и помчалась по поляне в сторону овражка. Перескочив через ручей, и продолжая  бег, она попала в заболоченное    место.  Наверное, я удержался бы на ней, если бы Косухе не взбрындило взять  и  споткнуться о кочку.   Проклятый день!  Как  каскадёр я  перелетел через голову лошади,  перевернулся в воздухе,  упал,  и  мокрые  кочки тут же остановили моё дальнейшее движение. 
Шурка не сразу заметил моё отсутствие  и вместе с другими пацанами,  увлечёнными скачкой, скрылся за поворотом. Острые как бритва  стебли травы  обожгли щеку и  плечо.  Я долго лежал, уткнувшись лицом в мокрую траву, и ревел, но не от боли, а скорее от досады на себя и на Косуху. Если б она не споткнулась, я бы не упал. Странно, но  Косуха не умчалась прочь, а  стояла  рядом, вздымая бока и,  раздувая 
  ноздри. Потом склонила голову, и я ощутил на спине ее дыханье. И вдруг меня охватило бешенство:
-Скотина! – заорал я. –  Кляча косоглазая! Из-за тебя  я свалился, как последний тюфяк.   Я перевернулся на спину, с ненавистью ткнул ей пят-кой в  губы: –  Косуха вскинула голову, но продолжала стоять, не  двигаясь с места, и вид у нее был жалкий и виноватый. Я встал, сорвал лопух, прижал его к щеке, а когда отнял – увидел кровь.
 Я протянул лопух  Косухе:
– На, полюбуйся, что натворила!

  Косуха взяла лопух губами, подержала и отпустила. Лист упал на траву, а Косуха  ещё ниже склонила  голову. Я обхватил ее шею руками, жалость к себе куда-то исчезла, зато  проявилось  острое чувство вины перед Косухой, я гладил её шею  и  шептал:
– Прости ... Я сам упал. Сам не удержался. Я удержусь. Вот увидишь, удержусь.
   Я взял Косуху под уздцы, подвел к большому пню  и, преодолев нахлынувшую боязнь,   взобрался  ей на спину .
   Пацаны ждали меня. Не слезая с лошадей, они сгрудились на поляне и смотрели в мою сторону, и  когда я появился верхом на Косухе, они с гиканьем,    с криками поскакали ко мне навстречу и закружили вокруг меня.
–  Упал што ли? – Спросил Шурка, заметив мои ссадины.

– Ага. О кочку споткнулся – сказал я и глянул на Лысого. 
– Кочки – это только цветочки, ягодки впереди! – сказал Лысый.
 Иногда не знаешь, как лучше поступить: то ли в драку, то ли просто послать подальше.   Но, глянув на Лысого, я вдруг понял, что к драке с ним  не готов –здоровый гад! Чуть ли не наголову выше меня. Я решил отшутиться:
– Смотри, не объешься ягодок: понос прошибёт, штаны стирать придётся! - сказал я.
Ребята дружно хохотнули,
  Лысый глянул на меня так, что у меня  спина похолодела:- « Ну, кажется, начинается!» – Подумал я,  но Лысый вдруг улыбнулся:
  –  Жив  –  и слава богу! –   Сказал он и миролюбиво хлопнул меня по плечу,  так, что я едва удержался на лошади.
–Держись, ковбой! – сказал он, – Это тебе не город.
 
   Когда я вернулся домой, мама так и села, увидев меня.
– Боже мой,   что с тобой случилось ?   

– Пустяки, – ответил я.

Я еще не мог объяснить то чувство, которое переполняло меня, но пережитое «крещение»   было важней моих синяков и ссадин: они сойдут, рубашку зашьют, а  оно  останется навсегда. Но мама его не заметила:
 – Домой! Завтра же домой! – сказала она.  И всётаки я остался в деревне.

  Кто знает? То ли молодое деревенское утро со здоровым румянцем восхода, и   далёкий перезвон  бубенцов на шеях, пасущихся за прудом лошадей,  обворожили маму, но, так или иначе, взяв с меня слово, писать ей каждый день,  чмокнула меня в щеку и уехала в город одна.
И в то время, когда мама дремала в переполненном  вагоне, я, сломя голову, летел напрямик через поле туда, где все еще паслись кони.
– Эге-гей! – вопил я. – Я остаюсь, ко-о-ни!
И эхо, заблудившись в соснах, с восторгом отвечало: «Ко-о-ни!»
            
 
 



    
                продолжение следует