Часть3 Колька - гад

Валерий Болдин 2
            КОЛЬКА – ГАД!   

Жаль, что в жизни всё получается не так, как  хочется: Думаешь одно, а получается совсем другое.   
 
 – Слыхала,  што твой внучок-то натворил?  Вот учудил, так учудил:  коня чуть не утопил, сам едва не потонул и Шурку Нюркиного за собой тянул, да мальчишки его спасли.
У бабушки к таким рассказчикам было своё отношение:

 – Это кто тебе такое  наплёл?

 – Так Колька  и «наплёл!»
 
 – Внук Васьки-пастуха  што ли?

 –Дак, он самый и есть.  Своими глазами всё видал.
      
 – Ладно,  Марья, ступай домой.  Вовка проснётся так  сам  и расскажет чё к чему.

 – Дак, он што ли   дома?

 – Дома, дома. Спит, как убитый.

Я не спал. Я всё слышал и был   ошарашен неожиданной новостью:

 – Бабушка, – это Колька – лысый  рассказал,  будто я  выпустил коня из стойла?

– Ну, рассказал и што?   Чево ты так переполошился?

– Бабуля, он же всё наврал.  Я не думал коня выпускать, я хотел сам войти к нему в стойло на спор, вот и всё.  Зачем он наврал?  Это же подло! Это так подло!  Подлее чем… чем…   Честное слово,  я просто задыхался от негодования и никак не мог подобрать нужных слов. Почему, почему он это сделал?   

– Кто его знает?  Не задалась у него жизнь с малолетства.   Отец с войны пришёл,  да недолго в деревне пожил:  в город уехал,  Говорил, что на заработки, а сам так и не вернулся.

– Мой папка тоже не вернулся, но я же не мщу   кому попало.

– Сравнил редьку с репкой! Твой с войны  не вернулся, а этот пришёл да к другой уехал. Мамка-то  Колькина  извелась вся от горя, заболела,  как  свечка таяла, таяла да  и  померла. Колька  малой ишо был, вот дед и забрал его к себе. А после отец Кольку в город увёз, да не прижился он там, подрос и обратно  в деревню возвратился: не смог  простить  отцу мамкину смерть.  Так и живёт у деда,  а про жизнь в городе,  и вспоминать не хочет.
 
–  Понятно, почему Лысый на весь свет взбеленился.

– Мало ли как у человека жизнь сложилась, зачем же её другим портить:  зря   на человека наговаривать – это тоже не  дело. Хорошо хоть конь не утоп  –  сидеть бы  Нюре в тюрьме, да и тебе бы  – не поздоровилось.
 
– Бабуль! Но я  же спас его.

– Спас-то, может и спас.  Только это всё одно, что дом сперва поджечь, а после загасить, и  притом самому едва не сгореть на пожаре. Это не геройство, а глупость ребяческая. А ты вроде бы ужо и не дитё малое,  пора бы и в разум входить.

   Бабушка отошла в угол с образами, покрестилась, пошептала, снова перекрестилась, а потом сказала:

– На конный двор  больше не ходи. Нюра сердита на тебя. Пусть маленько успокоится. Шурка-то у неё один, вся надёжа только на него. А ну, если б утонул, тебя глупого спасая!
 
Мне  даже стало обидно:
 
–Бабушка, а если бы я…?

– Молчи!  Я даже  думать об этом не желаю. Господи, и откуда такие дурни берутся?

Бабушка снова перекрестилась и уголком платка сняла с носа слезинку. Я понял, что только что брякнул глупость, подошёл и обнял её за плечи.

–Ладно, ладно, – сказала она. –  Вам бы всё хиханьки, да хаханьки, а мне за вас отвечай. Завтре мать за тобой приедет.

       «Завтре» раненько утром, пока не проснулось солнце, мы с мамой молча, шагали по тихой, пустынной улице и мне казалось, что даже окна сонных домов смотрят на меня  с укоризной.  Мама была сумрачной и задумчивой. Я знал о чём   она  думает и меня это  сильно огорчало.  Помню, с каким восторгом она рассказывала подругам о моих  милых пустячках:  «Идём с Вовочкой по аллее,   вдруг  он остановился, присел и пальчиком в песочек тычет. Спрашиваю: что ты там нашёл? А он отвечает: «божью коровку». Смотрю – букашка эта  кверху лапками лежит, перевернуться не может, а он её на пальчик взял и говорит: « Божья коровка, улети на небко….» Она и улетела».   Рассказывает, а у самой глаза   светятся, мол, вот у меня какой добрый сынок растёт.  А теперь я  не букашку –   я целого коня спас, и что?  Она сердится, а я плетусь заней, как нашкодивший  щенок и не решаюсь с ней заговорить.  Шурка тоже разговаривать со мной не захотел – поверил  Лысом, а тётя Нюра  сказала, чтобы духу моего на конном дворе больше не было и это было обиднее всего.
 

                КТО ВЗРОСЛЕЕ?

          Зимой я перечитал множество книг из серии ЖЗЛ  –  жизнь замечательных лошадей, – так я назвал подборку книг о лошадях,  взятую в центральной библиотеке. 
– Похоже, что ты коневодом хочешь стать? – не то в   шутку, не то всерьёз спрашивала мама.
– Ага. Хочу, –  в таком же тоне отвечал я.
Конечно же, меня интересовали и другие вещи. В тринадцать лет я начал ощущать себя почти взрослым, и по утрам тайком от мамы подбривал под носом едва заметный пушок, чтобы скорее выросли усы, а по ночам, укрывшись с головой одеялом, при свете фонарика читал взрослые книги.
     Летом мама отправила в Елань  одного: «Ты уже большой, – говорила она, – хватит тебя за ручку водить». К счастью навьючивать на меня рюкзак с про-дуктами не стала,   сунула в него кое-что из одежды и деньги для бабушки: « Смотри, не потеряй!»   
  День был  нежаркий, путь от Билимбая до Елани я преодолел легко.  Дома меня уже ждала бабушка.
    Беспокоило только одно: лишь бы тётя Нюра не прогнала меня с конного двора прочь,  не простив моё  прошлолетнее легкомыслие.   Она не прогнала. Увидев меня, она широко заулыбалась. Её улыбку я бы узнал в огромной городской толпе. Поправив косынку на голове, она  смерила меня одобрительным взглядом и сказала:
– Вырос-то как! Совсем большой стал. Жених прямо! Ну, подойди, я тебя обниму.
 Я не сопротивлялся, хотя терпеть не мог эти телячьи нежности.   Она обняла, похлопала меня по спине:
 –   Ладный парень! –  сказала она. –  Ещё чуток подрастёшь – добрым работником  станешь. Шурка! –  крикнула она в сторону конюховки, – глянь-ко, кто к нам пришёл!

   Из конюховки вышел Шурка.  Всё тот же белобрысый Шурка: разве что волосы  стали чуть темней. Так ведь лето всё впереди  –  солнце снова их выбелит так, что и бровей не видно будет…. И всё же,  что-то в нём изменилось, но что –  я понять не мог.

   – Я думал – ты не приедешь, –  сказал Шурка.
 
– Почему?

– А чё тут делать? – скукота!  Кино раз в неделю привозят и то  старьё какое-то,
 –  сказал он и махнул рукой.

– Глянь  на него – скучно ему! В деревне от этой хвори работа лечит, – сказала тётя Нюра,  седлая Буяна.

–  Я быстренько на подсобный хутор сгоняю. Говорят,  туда  наша кобыла  Пермянка  приблудилась - забрать надо.

Я тайком любовался ею, когда она, оседлав Буяна,  села на него верхом. И даже в застиранной мужской рубахе  и  в потёртых армейских штанах   казалась мне необыкновенно  красивой.
 
–  А вы запрягайте кобылу, поезжайте к речке да начерпайте бочку воды – вот вам и веселье,  – сказала она, слегка дёрнула повод, цокнула языком, и  Буян тут же сорвался с места.
Тётя Нюра оказалась права: пока черпали воду  в  бочку сами набрызгались,  накупались,  надурачились вволю…

–  Мы с мамкой   раненько на покос едем, для полевой кухни  провизию повезём: квас, хлеб, картошку и всё такое. Там колхозная бригада сено заготавливает.  Хочешь – с нами? –  Спросил Шурка.

–   А я что там делать буду?

–  Робить: сено ворошить, чтоб скорее просохло. На твою  бабу-Клаву трудодни запишут.

– Если бабушка отпустит!

Дома за столом я рассказал бабушке о встрече с Шуркой:

–   Что-то в нём изменилось, но не знаю что.  –  Сказал я.
 
– Время бежит – не догонишь, –  сказала бабушка и вздохнула. Рядышком-то  живёшь, дак ни чё не замечаешь, а как долго не видишь, так всё видать. Вот и ты, вроде как повзрослел чуток. 
  И тут я понял,  в чём  Шуркин  секрет: у него глаза  повзрослели,  Глаза мальчишки, а взгляд…

– Бабушка, как ты заметила, что я повзрослел?
– Повыше стал. Покрепче…

– А глаза?

– Поумнели  вроде чуток.

– Ай, бабушка! Я серьёзно, а ты…

– Я тоже – серьёзно.

–  А кто больше повзрослел – я или Шурка?

–  Я тебе так скажу: деревенские  ребятишки раньше трудиться начинают,   стало быть, и  взрослеют раньше.   
 
–Бабушка, завтра  утром Шурка с тётей Нюрой на колхозный сенокос едут, можно я с ними поеду?

–  Поезжай, да гляди, не балуйся там.  Учись работать.  Старайся быть полезным.
   
 – Бабушка, я бы хотел быть полезным тебе. Когда мы поедем на наш покос?

– Спасибо, внучек! Но за меня уже три моих сыночка на войне отпахали.   Наш-то председатель мне кажное лето воз сена привозит, говорит: – Это тебе сынки твои накосили.

– Бабушка, а где они сейчас?

– Война взяла, – сказала  бабушка и надолго замолчала.  И представилась  мне вдруг  война страшной пустоглазой  старухой, которая косит людей и гребёт под себя огромными граблями….  Косит и гребёт, как траву на сенокосе.
 Бабушка тяжело поднялась, подошла к комоду,     и достала из  него коробку:

– Старший – Иван погиб, еще на границе в начале войны. Средний – Алёшка – в сорок третьем остался под Сталинградом.    Вот всё что от них осталось: награды за их жизнь.   Она открыла коробку.   Я  ждал, что увижу в  ней  кучу орденов  и медалей, но вместо этого увидел  аккуратно сложенные бумаги.
 
–  Посмертно давалась  только орденская книжка или удостоверение к медали, – пояснила бабушка.  –  Одну - единственную награду получил при жизни млад-шенький  сынок – Серёженька. Он  умер  в госпитале  уже после войны. Доктор сказал, что  осколок, который сидел в нём три года,  прорвал ткань сердца, и  не стало последнего моего сыночка. Вот ведь как оно бывает. –  Она протянула мне коробочку, в которой лежала медаль с профилем Сталина и с надписью «Наше дело правое — мы победили».
Я посмотрел на медаль, и мне вдруг стало ужасно стыдно за себя и за пацанов:  не зная   цены этой медали, мы на медяки играли ими в «чику об стенку». Придурки!
 
       Бабушка подошла к сундуку, открыла его, достала  из него видавшую виды фляжку и сказала:
    Однажды, уже после войны к нам в дверь постучал солдат, мама твоя открыла, они долго говорили, мама  плакала….  Уходя, солдат оставил фляжку, сказал: «Передай её своему сыну, когда подрастёт.  Скажи, что  эта фляжка его отца, и, что  его отец погиб смертью храбрых».
 
     Я взял в руки  помятую, видавшую виды фляжку, и  непонятное волнение охватило меня.  Как наяву, увидел  израненного, но ещё живого отца, лежащего  средь  неживых бойцов.  Я пытаюсь влить в него из этой фляжки  последний глоток жизни, чтобы спасти его и никак не могу. Не получается: вода течёт мимо сжатых губ и стекает на землю…
  И вдруг я почувствовал себя страшно одиноким. Мне хотелось заплакать, но бабушка встала со скамьи, подошла и ласково положила свою ладонь мне на голову.   Я схватил её руку, прижался к ней щекой:   
  — Бабуля, когда я вырасту и стану совсем взрослым, я буду таким, же сильным и смелым как мой папа.

                продолжение следует