Сколько весит Колобок?

Сергей Богаткин
Пришел мне в голову прелюбопытный вопрос: "А сколько мог весить Колобок из известной всем детской сказки?"

И решил я перечитать эту сказку и порассуждать.

"Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две."

Две горсти это сколько? Горсть-это сколько помещается в ладони, сложенной в "лодочку". В нее помещается 1-2 столовые ложки сыпучего продукта. Причем эта мера может с возрастом меняться и более-менее стабилизируется после 25-го года жизни. Так как речь идет о старухе, давайте сделаем допущение, что у нее средний объем горсти и равен 1,5 столовых ложки.

Далее-столовая ложка равна по объему трем чайным ложкам, а объем чайной ложки-5 миллилитров или 2,85 грамм. (Если переводить объем чайной ложки под муку, то надо умножить на коэффициент 0,57).

В итоге получается, что старуха наскребла 25,65 грамм муки. (2,85гр.х3х1,5х2).

Читаем сказку дальше.

"Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила."

Тут проблема в том, что описанный в сказке рецепт приготовления колобка очень упрощен и не позволяет приготовить колобок по рецептуре русского хлеба. Но все равно возникает резонный вопрос-сколько сметаны было использовано?

Просмотрев рецептуру изготовления теста со сметаной, я пришел к выводу, что сметана добавляется в муку в разных соотношениях: от 1:1 до 1:4. (Если не прав, дамы пусть меня поправят). Но я возьму для ответа вариант 1/4 от количества муки. А значит сметаны старуха добавила 6 грамм.

Я не буду учитывать в ответе, например, количество масла, которое впиталось в колобок в процессе жарки, пренебрегу потерей веса при приготовлении. А потому сделаю вывод, что приблизительный вес колобка из русской народной сказки "Колобок" был ~ 30 грамм.

Маленький какой-то Колобок получился, легкий. Хотя у лисы пасть тоже невелика, чтобы проглотить его одним махом:)

[С-Петербург. 2018]