Стихи каждого поэта требуют особого искусства вчитывания. Нужно подождать тот день и час, когда они станут для тебя открытой книгой со своими чувствами, мыслями, тревогами и ожиданиями. Следует отложить книгу в сторону тогда, когда глаз бежит по строчкам, словно это газетная информация. Необходимо дождаться такого совпадения эмоциональной волны, когда строки волнуют, останавливают, заставляют отложить книгу и долго смотреть в окно, потом перечитать… Хорошо, если можно прочесть книгу поэта вслух, например, в лесу. И вовсе не потому, что они «о природе». Они могут быть написаны в городской квартире и не иметь пейзажного сюжета. Специальная обстановка, как минимум – отключить телефон и компьютер, чтобы не отвлекаться на внезапный звонок, не переключаться на проблемы или болтовню, - такая обстановка необходима. Как обманывает нас умение читать, как увлекает нас на ложный путь привычка держать в руке книгу! А ведь книга стихов – не текст, не чтиво, не развлечение для времяпрепровождения… Чудесные моменты постижения мысли, совпадения переживаний дарит нам поэзия! Ради этого стоит овладеть искусством чтения стихов.
Стихи Павла Манохина я читаю почти ежедневно несколько лет.
Мне кажется, я приблизилась к пониманию его творчества.
Вот его недавняя книга «На грани». Внимательно прочтя её, я дала бы ей другое название – «Пытаюсь выдумать себя…»
К числу творческих удач я бы отнесла стихотворение «Осадок». Считаю, что удалось автору передать состояние героя, раскрыть перед читателем его внутренний мир.
Есть чудесные, истинно поэтические строки: в стихотворении «Ручеек»
…вдруг очнешься на рассвете
Летящим над землей, как дым.
Не знаю, пережили ли читатели сборника состояние полета, видели ли землю далеко под ногами, просыпались ли в полете, но красота и правдивость этих строк для меня несомненны.
Удачно начало стихотворения «Жизнь»:
Жизнь прибила дождем обстоятельств
Пыль сомнений, надежд перезвон.
Понравилось мне эта параллель дождя, прибивающего пыль, и обстоятельств жизни в этой дождевой благодатной роли, когда дождевые звенящие струйки и надежды тоже обновят.
Планетарность, космизм строчек из стихотворения «Пирамиды» имеет в структуре бытовую, житейскую основу(рассада, грядки), а в теме и проблеме - глубокие мысли, к которым автор постоянно возвращается:
Кто нас бросил на шарик Земли
Разноцветной рассадой на грядки?
Почти все стихотворения названы именем существительным, среди них много философских и моральных понятий: счастье, вечность, красота, равенство, создатель, время, свобода, душа, судьба. Быть может, автору сборника важно определить для себя самые трудные и глубокие понятия. Однако стихотворение «Счастье» скорее можно было бы озаглавить «Нечаянная радость», исходя из его содержания. Интересен прием, когда первое слово в стихотворении становится его заголовком. Вряд ли это случайность. По – видимому, первая строка, первое слово и были толчком к созданию стиха.
Возможно, поэтому так много в стихах афористичных строк:
Всё, что случилось в жизни у меня,
Я никогда не назову ошибкой.
…равенства не будет
Таланта, права и вины.
И каждый думает, что лучше он, чем кто – то.
И только совесть шепчет людям: «Стоп».
…что есть божественность рая –
Лишь жалкая тень бытия.
Люди – минимум полжизни-
Христос страдал всего полдня.
Не осуждай идущих мимо
С великой тайною в груди.
Невозможно победить
Дух веры, правды и любви.
Счастлив, кто не думает о счастье…
Я не однажды смог на свет родиться.
Кто каждый раз стирает память мне?
В душе отчаянье и злость
За то, что вдруг меня не станет.
Жестокости своей не замечая,
Чужой души нам боль не распознать.
Обладая удачной словесной оболочкой и легкостью запоминания, они все же отдают дидактизмом. Стремление давать ответы преобладает в них над поиском истины. Быть может, это оттого, что стремление понимать важнее для автора, чем чувствовать?
Хотелось бы отметить цикл «И»: «Мадам», «Вы бесподобны», «Мало», «Миф», «Судьба», «Блаженство». Я убеждена, что ценность поэзии в живом искреннем чувстве, которое никогда не будет похожим на то, что уже сказано другими…