О сборнике стихов Павла Манохина из Ижевска На гра

Наталья Сурнина 2
Стихи   каждого поэта  требуют  особого искусства вчитывания.    Нужно подождать тот день и час, когда они  станут для тебя открытой книгой со своими чувствами, мыслями, тревогами и ожиданиями.  Следует отложить книгу в сторону тогда,  когда глаз   бежит по  строчкам, словно это газетная информация.  Необходимо   дождаться такого совпадения  эмоциональной волны, когда  строки волнуют, останавливают,  заставляют отложить книгу и долго смотреть в окно, потом перечитать… Хорошо, если можно прочесть книгу поэта вслух, например,  в лесу. И вовсе не потому, что они  «о природе». Они могут быть написаны в городской квартире и  не иметь пейзажного сюжета.   Специальная обстановка, как минимум – отключить телефон и компьютер, чтобы не отвлекаться на внезапный звонок, не переключаться на  проблемы или болтовню, - такая   обстановка необходима. Как обманывает нас  умение читать, как увлекает нас на ложный путь  привычка держать в руке книгу! А  ведь книга стихов – не  текст, не чтиво, не развлечение для времяпрепровождения… Чудесные моменты постижения мысли,  совпадения переживаний дарит нам поэзия! Ради этого стоит   овладеть искусством чтения стихов.
Стихи Павла Манохина я читаю  почти ежедневно несколько лет.
Мне кажется, я приблизилась к пониманию  его творчества.
Вот его  недавняя книга «На грани». Внимательно прочтя её, я  дала бы ей другое название – «Пытаюсь выдумать себя…»
К числу творческих удач я бы отнесла стихотворение «Осадок». Считаю, что удалось автору передать  состояние героя,  раскрыть перед читателем его внутренний мир.
Есть чудесные, истинно поэтические строки: в стихотворении «Ручеек»
…вдруг очнешься на рассвете
Летящим над землей, как дым.
Не знаю, пережили ли  читатели сборника состояние полета,  видели ли землю  далеко под ногами,  просыпались ли в полете, но  красота и правдивость этих строк для меня несомненны.
Удачно начало стихотворения  «Жизнь»:
Жизнь прибила дождем обстоятельств
Пыль сомнений,  надежд перезвон.
Понравилось мне эта параллель дождя, прибивающего пыль, и    обстоятельств  жизни в этой   дождевой благодатной роли, когда дождевые звенящие струйки  и надежды  тоже  обновят. 
Планетарность, космизм строчек из стихотворения  «Пирамиды» имеет  в структуре бытовую,  житейскую основу(рассада, грядки),  а в  теме и  проблеме -  глубокие мысли, к которым автор постоянно возвращается:
Кто нас бросил  на шарик Земли
Разноцветной рассадой на грядки?
Почти все стихотворения названы именем существительным, среди них  много философских и моральных понятий: счастье, вечность, красота, равенство, создатель, время, свобода, душа, судьба.  Быть может, автору сборника важно  определить для себя  самые  трудные и глубокие понятия. Однако стихотворение  «Счастье»  скорее можно было бы озаглавить «Нечаянная радость», исходя из  его содержания.  Интересен прием, когда первое слово в стихотворении становится его заголовком. Вряд ли  это случайность.  По – видимому,  первая строка, первое слово и были толчком к созданию стиха.
Возможно, поэтому  так много в стихах  афористичных строк:
Всё, что случилось в жизни у меня,
Я никогда не назову ошибкой.

…равенства не будет
Таланта, права и вины.

И каждый думает, что лучше он, чем кто – то.
И только совесть шепчет людям: «Стоп».

…что есть божественность рая –
Лишь жалкая тень бытия.

Люди – минимум полжизни-
Христос страдал всего полдня.

Не осуждай идущих мимо
С великой тайною в груди.

Невозможно победить
Дух веры, правды и любви.

Счастлив, кто не думает о счастье…

Я не однажды смог на свет родиться.
Кто каждый раз стирает память мне?

В душе отчаянье и злость
За то, что вдруг меня не станет.

Жестокости своей не замечая,
Чужой души нам боль не распознать.
Обладая  удачной   словесной  оболочкой  и  легкостью   запоминания,  они все же отдают дидактизмом. Стремление давать ответы  преобладает в них над поиском истины.  Быть может, это оттого, что стремление понимать важнее для автора, чем  чувствовать?
Хотелось бы отметить цикл «И»: «Мадам», «Вы бесподобны», «Мало», «Миф», «Судьба», «Блаженство».  Я  убеждена, что ценность поэзии в живом искреннем чувстве, которое никогда не будет  похожим на то, что уже сказано другими…