Студенчество

Виктор Литвиненко 2
               Завершена срочная служба, наконец-то я дома. Поскольку гражданской одежды у меня пока что нет, вышиваю по двору с ребятами во флотских белсах и фланели с гюйсом. Родители на работе, средний брат служит срочную службу на Урале, младший в школе. Жду возвращения родителей  в квартире соседей. Дождался.
               Мама у меня была весьма деятельным человеком, поэтому на следующий день, с утра, мы отправились в обувной магазин на Хрещатике, где не без помощи знакомого продавца, приобрели цебовские туфли стоимостью 28 рублей. Я поделился с мамулей планами о получении высшего образования. Её реакция была мгновенно-положительно-одобрительной. Мало того, она предложила без лишних хлопот, поступить в институт пищевой промышленности, ректором которого был наш дальний родственник. Я объяснил ей, что не собираюсь поступать по блату и тем более не допущу её унижения в роли просительницы, да и поступать я надумал в Киевский политехнический институт, котировавшийся на уровне  Баумановки.
              После тщательного полугодового штудирования школьной программы, которая несколько изменилась за три года, сдачи экзаменов и собеседований, я был зачислен на подготовительное отделение факультета сварочного оборудования  этого престижного ВУЗа.
              Год спустя я студент-первокурсник. Общеобразовательная программа, лабораторные, коллоквиумы, семинары, экзаменационная сессия. Первый неуд на экзамене по физике. Шпаргалки были изготовлены в форме гармошки, пользоваться ими было весьма удобно, но не судьба. Как только я подобрал интересующий меня материал, преподаватель бодрой походкой направился к месту моей дислокации с требованием показать руки. Руки, которые к этому моменту уже ничего не держали, были показаны. Преподаватель назвав меня фокусником, пригласил к экзаменационному столу и прогнал по всему курсу физики от начала до конца. Резюме его было кратким – не могу понять, как можно знать материал через раздел, а вам пока пара и пересдача. Через неделю, к нашему с преподавателем удовольствию курс физики был сдан с экзаменационной оценкой четыре (он с сожалением сказал: если бы не пересдача, было бы ''отлично"). Именно после этого инцидента я зарёкся когда-либо пользоваться шпаргалками.   
               Второй курс – высшая математика, теория вероятностей и прочие прелести. Высшую математику я сдал с первого раза, особо не напрягаясь, о чём  не без сарказма сообщил на вечере выпускников (пять лет окончания школы) школьной математичке, которая пообещав мне ещё в седьмом классе тройку в аттестате, таки выполнила своё обещание.
               Третий курс – специальность, сопромат, начертательная геометрия, программирование, колхоз, расставание с девушкой с которой были вместе 3 года и готовились к свадьбе. Загулы, освоение скоро чтения. Будучи на третьем курсе, сдав сопромат, я женился в день празднования 1500-летия Киева. Началась семейная жизнь. После пар на стационаре, я направлялся в студенческое конструкторское бюро, после чего на Подол, где исполнял обязанности ''ночного директора'', проще сторожа вневедомственной охраны завода. На следующую ночь я оберегал скарб швейного училища, находившегося всё на том же Подоле, сутки спустя переходил на охрану строительно-монтажного управления. Ночные дежурства благоприятно повлияли на успеваемость в институте, а также размер стипендии, которая не была Ленинской, но была повышенной. Успешно сдана сессия. Наш институтский поток направляется в колхоз для уборки сахарного буряка. Всё по накатанной схеме, выдёргивание буряка из земли, отламывание зелёной шевелюры, складирование на кучи. Очень ''интеллектуальная'' работа, но в принципе расслабляющая. После трудового дня – на места отдыха, в выделенных для этой цели классах местной школы. Своеобразные развлечения, заключавшиеся в поимке живой мыши, выготовки для неё ошейника с поводком из нитки и соответственно выгул мыши на поводке по комнатам девчонок.   
               Четвёртый курс – учёба, военная кафедра, КВНы, культурные студенческие посиделки в общаге, рок группа АС/DC, ежевечерние купания Доченьки, подготовка утреннего творожка, ежевечерняя стирка пелёнок, разгрузка вагонов на товарной станции и вновь учёба. Четвёртый курс позади, впереди военные сборы и колхозная жизнь.
               Закончено обучение на военной кафедре, я – командир учебного взвода. Вся студенческая братия, во главе отцов-командиров, направлены на военные сборы в славный город Черкассы. Военные шатры нашей роты разбиты в парке, близь воинской части, где нам предстоит нести караульную службу. Караульная служба – дело не благодарное, особенно когда охраняешь склады вооружений. Я, как начальник караула, при смене караульных ощущал нервозность со стороны сменяемого, по этой причине старался выявить своё присутствие заранее, патроны то в Калаше боевые. По окончанию сборов и сдачи экзаменов – погоны лейтенанта ПВО. Далее колхозный фронт. 
               Село Чоповичи Житомирской области. Колхоз специализируется на выращивании томатов и производстве растительного комбикорма. Вокруг – леса. Именно в этом селе я услышал самый чистый украинский язык, с еле заметным местным диалектом - замена в некоторых словах буквы о на у. Главным условием работы на томатных полях являлось наличие соли, по этой причине у каждого околхозненного студента в кармане имелся спичечный коробок с солью. Спустя некоторое время наступило пресыщение помидорные раем. И мы с одногрупником  занялись более интеллектуальной деятельностью – стали операторами установки по производству растительного комбикорма. Поскольку последняя машина со скошенной травой прибывала как правило к часу дня, в начале третьего мы были свободны и предоставлены местному озеру, в котором водилась уйма карасей. Возвращаясь в студдомик лесом, умудрялись собрать килограмм-другой белых грибов, благо возле этого села было действительно грибное место. Вечером студенчество собиралось воедино, на костра пеклись караси и грибы, кто-то добывал спиртное, кто-то обглотавшись седуксена никак не мог переступить, а вернее перелезть через дверной порожек. Отбой, все улеглись под яркий свет луны. Утро, как было заведено, начиналось композициями Пинк Флойд из концерта ''обратная сторона луны", подъем, завтрак, работа.
               Вот и последний курс института. Научный коммунизм, марксистко-ленинская этика и эстетика, преддипломная практика в институте Патона, защита диплома, коротая прошла без неожиданностей  и на отлично.      
               Студенческая жизнь позади.