Клад

Сашико Кокошик
Клад

Сашико Кокошик

                «Унывать не следует. И в скорбных
                переживаниях сокрыта милость Божия. Не 
                постижимо для нас строит Господь жизнь нашу.»                преп. Никон






  Кузьма Салий, несмотря на многодетную семью, насчитывающую четверых уже взрослых  детей,  имел зажиточное хозяйство. Шло первое десятилетие Советской власти, у него была своя земля,  свои лошади, коровы, свиньи, сельскохозяйственная техника,  а так же  небольшая мельница.  Он был одним из богатых и уважаемых жителей станицы, к которому постоянно обращались  односельчане за услугами его большого  и востребованного всеми хозяйства. Дела шли отлично, каждый член семьи занимался своими  конкретными обязанностями  и  ничего не предвещало беды.

Еще  11.06.1918 года, декретом ВЦИК, по инициативе В.И.Ленина, были созданы Комитеты бедноты (Комбеды), они представляли орган Советской власти на селе и когда туда был вызван Кузьма, он не придал этому большого значения.
 В рамках надвигающейся  коллективизации и во исполнение соответствующих декретов, Комбед обязал Кузьму сдать часть своего личного хозяйства во вновь создающийся в станице колхоз.

 В расстроенных чувствах, уставший и обессиленный вернулся  Кузьма поздним вечером домой. Ничего не говоря родным, он молча достал стоявший в старом дубовом шкафу глиняный горшок, доверху наполненный царскими золотыми червонцами и пятирублевками, запер всех в доме  снаружи и ушел с лопатой в темноту. Не прошло и часа, как он вернулся обратно, лег на кровать, а ночью его тело парализовало и к утру он помер. Не один месяц и даже год искали его родные спрятанное золото, были разрыты все предполагаемые места, проверены колодцы, но поиск был безрезультатным..

  Степанида, после смерти матери, с которой они жили в маленькой глиняной мазанке, выделенной Сельсоветом, осталась одна,  с двумя  детьми. Замужем она никогда не была, а детей нагуляла от разных отцов, с хромым конюхом и   одноруким учетчиком,   еще во время войны, когда работала дояркой в колхозе. Раньше она жила в Поволжье, но дом разбомбили немцы и они с матерью были вынуждены перебраться на юг.

 Что бы хоть как-то выжить и прокормить сыновей, учащихся в школе,  она подрабатывала шитьем. Швейная машинка «Зингер», которая осталасть в доме от преждних хозяев,  работала исправно и  приносила хоть и небольшой, но всегда не лишний доход. За символическую плату, она обшивала соседей, которые часто расплачивались  продуктами, со своих домашних хозяйств,  стараясь ей преодолеть тяжелую бедноту.

Когда дети засыпали, Степанида зажигала свечу, становилась на колени на земляной пол и усердно, со слезами на глазах,  молилась стоящим в углу иконам Спаса Нерукотворного  и  Казанской Пресвятой Богородицы.

   Иконы были необычные, они единственные уцелели в доме после бомбежки, а достались Степаниде еще от ее бабки с дедом, которые пешком ходили паломниками в Оптину пустынь. Там ее деду удалось спасти иеромонаха- иконописца, на которого падали строительные леса и дед успел оттолкнуть его в сторону и таким образом спасти от смерти.  Падая, леса задели ногу деда, и с тех пор он остался хромым но живым. В знак благодарности,  настоятель подарил деду икону Спаса Нерукотворного, а его жене, бабке Степаниды - икону Казанской Божьей Матери.

- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Спаси меня и моих детей, дай нам  сил и здоровя, защити нас!
- Богородица Дева радуйся!.. Каждую ночь, шептали губы Степаниды, звучащие из сердца слова.

  После чтения молитв, на душе  всегда становилось легче, тяжелые мысли уходили и Степанида засыпала.

Дети быстро росли, старательно помогали матери, а в свободное время рисовали. У Александра, старшего и младшего на два года Юрия, были свои большие, купленные Степанидой  альбомы с чистыми листами. Имея только школьные азы рисования, их рисунки выделялись от других учеников высокой техникой написания. Даже школьные учителя рисования, сразу же обратили внимание на них и советовали после окончания школы поступать в художественные училища. Степанида, сделала для себя вывод — талант достался детям от ее прадеда Игната, который еще будучи крепостным, писал картины даже для своего барина.
Одним карандашом они легко могли изобразить как портреты любого соседского мальчишки так и животных, пейзажи, цветы...

- Отче наш, иже еси на небеси... В очередной раз зашептала Степанида.
- Помоги мне поднять на ноги детей, дай сил и средств!.
 
- Степанида!, то ли во сне, то ли наяву, услышала она свое имя.
- Все будет тебе, но для этого, рядом с домом, ты должна посадить яблоню,  точно  на том месте, где сейчас растет куст шиповника.

Удивленная услышанным, Степанида еще долго повторяла про себя, чтобы не забыть, что и где надо сделать..

  Яблоню на базаре, Степанида выбирала долго. Все продавцы расхваливали свои саженцы, но Степаниде  хотелось, чтобы дерево было уже не маленькое, дающее  крупные  и  вкусные сладкие плоды, к тому же раннее.

 Когда Степанида, в выходной день,   принесла домой яблоню и заставила детей выкапывать шиповник, что бы на его месте ее посадить, они были несколько удивлены, но мать есть мать, ей виднее. Обкопав куст шиповника, под руководством матери, сыновья быстро извлекли его из земли и пересадили в другое место. Корень яблони был значительно больше корня шиповника, поэтому пришлось углублять лунку и делать ее более просторной.
 
Когда лунка была уже почти готова, и осталось вынуть еще пол штыка земли, лопата уперлась во что-то твердое. Ткань, в которую  был  завернут предмет была истлевшей, но его содержимое осталось невредимым. Вынув скомканную старую газету, закрывающую сверху глиняный горшок, Степанида и дети увидели  в нем сверкающие золотые монеты....

 Картины Александра и Юрия, заслуженных  художников России,  отличались, особым академическим письмом и были всегда востребованы. Возможно свой след в этом оставили  Флорентийская школы художеств и Академия изяшных искусств, в которой каждый смог пройти практику и стажировку, после окончания Ростовского художественного училища имени М.Б.Грекова и  Московского академического художественного училища памяти 1905 года.

Степаниды уже давно не было. Последние годы  она жила  в большой шикарной городской квартире, но ей больше нравилось нянчить внуков то у одного то у другого сына. Портреты матери, старательно отображенные масляными красками на холстах в дорогих багетах, красовались в квартирах  каждого сына на передних планах....

  Когда в столице появилась информация, о готовящейся выставке-продаже картин знаменитых братьев, среди истинных ценителей их письма возник нешуточный ажиотаж. Каждому хотелось иметь в своей коллекции хоть одно их произведение. Учитывая многочисленные заявки  желающих приобрести картины, организаторы выставки приняли решение осуществить их продажу через аукцион.

В назначенный день, огромный зал выставочного комплекса, был переполнен. Несколько десятков картин, разных жанров и форматов, были выставлены на торги. Сами братья не присутствовали, но перед началом, их представитель передал всем участникам их искренние  признания, и вручил комиссии конверт, который необходимо было вскрыть, сразу по окончанию торгов.

 Когда была продана последняя картина, а цены каждой исчислялись суммами с пятью  и более нулями, когда улеглись переполнявшие многих эмоции, когда утих дошедший до предела накал страстей, комиссия вскрыла конверт и прочла его содержимое.

«Многоуважаемые  дамы и господа! Мы рады приветствовать  вас и искренне признательны всем участникам  и ценителям нашего искусства. Сегодняшнему дню предшествовали долгие годы напряженного труда и длинная вереница удивительных событий,  имя которым Воля Судьбы.
Мы не были бы теми, кем стали сейчас, без нашего родного, и уже  небесного покровителя, нашей дорогой матери — Степаниды Емельяновны.
И сейчас, мы исполняем ее последнюю волю, полученную каждым из нас в отдельности, но в одно и тоже время с ее картин.
Все причитающиеся нам средства, полученные от сегодняшнего мероприятия, мы просим передать   для содержания, развития, и  благоустройства  Оптиной пустыни.
Да хранит всех вас Господь!
Искренне ваши,
Юрий и Александр»

Число, подписи, нотариальное удостоверение.

Июнь 2018 г.