Подростку, который пишет рассказы и стихи-11

Елена Соломбальская
ПРАВКА, ИЛИ РУТИННАЯ РАБОТА

   Написала я стихотворение для детей. Вот его черновик:

                ПОДАРКИ ДЛЯ ЖИРАФА

Мы решили шарф связать для жирафа,
Чтоб в метель, пургу, мороз взял из шкафа.
И на шею чтоб надел очень срочно!
От ангины шарф спасёт – знаем точно!

Крикнул брат: "Вяжите лучше манишку!"
А второй со смехом: "Да. И штанишки!"
Дед с дивана: "И носочки свяжите!"
Так готовы, как вязать - подскажите.               

Взяли спицы мы с сестрой, шерсть в клубочках.
Кошки сразу тут как тут: мама с дочкой.
По квартире не пройти, хоть скачите!
Разноцветные кругом нитки, нити.

А родители домой возвратились
И, конечно, заруга… объяснили,
Что жирафу не нужны те подарки.
Он же в Африке живёт. Там ведь жарко!               

   Отследив недочёты, чуть не ужаснулась. То, что я заметила:
1) В первом катрене дважды повторяется слово «шарф». 2) Четыре однокоренных слова: связать, вяжите, свяжите, вязать. 3) Три банальные рифмы: жирафа – шкафа, манишку – штанишки, подарки – жарко. 4) Шесть согласных подряд: «…рсть в кл…». 5) Две глагольные рифмы: свяжите – подскажите, возвратились – объяснили. 6) Слова, которые называют сорняками, втычками для удержания размера: же, ведь.

   Первая мысль была такая: «И это всё исправлять? Да легче выкинуть». Вторая: «Ещё редактор не видел. После моей правки надо те недочёты, которые он найдёт, убирать». Третья мысль: «Ладно, выкинуть на любом этапе успею. Надо начать правку». После первой стихотворение выглядит так:

                ВЯЗАНИЕ

Мы решили шарф связать для жирафа,
Чтоб в метель, пургу, мороз взял из шкафа.
И на шею чтоб надел очень срочно!
Шерстяная вещь спасёт – знаем точно!               

Мы с сестрой достали спицы, клубочки.
Кошки сразу тут как тут: мама, дочки.
По квартире не пройти, хоть скачите!
Разноцветные кругом нитки, нити.

А родители домой возвратились
И, конечно, заруга… объяснили:
В жаркой Африке совсем нет метели.
Что ж, связали шарфы нам. И надели!
               
   Что я сделала? Смотри: 1. Чтобы убрать второе слово «шарф», заменила «от ангины шарф» на «шерстяная вещь». 2. Полностью убрала второй катрен, кардинально решив проблему не только с однокоренными словами, но и с одной банальной, и с одной из двух глагольных рифм. 3. Полностью заменила концовку, избавившись от второй банальной рифмы. 4. Заменила словосочетание «шерсть в клубочках» на «клубочки», при этом для рифмы в следующей строке изменила число существительного с единственного на множественное: «дочки».  5) Оставила одну глагольную рифму, что допустимо. 6) Избавилась от «сорняков», заменив строки на другие. 7) Заменила название.

   Всё? Нет. Одной правкой не обойтись. 1) В первом катрене два раза встречается слово «чтоб». 2) Появился речевой штамп «в жаркой Африке», придётся искать новый вариант. 3) Концовка самой не нравится. Желательно подобрать новый вариант. 4) Размер по схеме тоже придётся выверять после всех изменений.

   А когда сделаю это всё, то редактор посмотрит строгим взглядом и скажет… Дальше интрига. Он скажет или: «Исправьте здесь, здесь и вот здесь». Это порадует очень! Значит, текст не безнадёжный! Или так: «Ошибок нет. Но текст слабый». Есть у меня папка для такой выбраковки. На ней написано: «Не выкидывать и не публиковать». Тогда его туда. Вот я показала тебе рутинную работу по правке одного текста для детей. Изначально это стихотворение слабое, но делаю попытки его вытянуть.

   А как же проза? Ой, там правка напоминает игру «Хали-хало». На выбывание. Начинаю с прополки, удаляя слова-"сорняки": ведь, же, однако, кстати, уж, к примеру... Сокращать при этом рассказы на четверть – только вперёд! Заменять длинные слова короткими. Разделять длинные предложения на несколько покороче. Избавляясь от избытка местоимений, не забывать, что предложения могут быть неопределённо-личными и безличными. Варьировать знаки препинания внутри сложноподчинённых и сложносочинённых предложений при помощи точки с запятой, двоеточия, тире. Числа писать не цифрами, а словами. Как можно реже использовать аббревиатуры. Почти никогда не заключать слова в скобки. Если нет прямой речи, крайне редко использовать кавычки. Так что полюби, кроме сочинения произведений, правила русского языка и рутинную работу. Любишь кататься…

                Продолжение следует.