Васькин омут

Юрий Проскоков
     Поезд Новокузнецк-Абакан завизжав тормозами, остановился. Юрка, переступая затёкшими от долгого сидения ногами, кряхтя, сошёл на небольшом полустанке с непонятным названием «Чартыковский».
  -  Ну, слава Богу, добрался – пробурчал он и, поправив рюкзак, зашагал в сторону видневшихся вдалеке силуэтов громадных тополей.
     Там, делая замысловатый изгиб, давным-давно пробила себе русло неширокая протока. В сумеречном свете раннего утра просматривались редкие домишки, разбросанные по деревне, похоже, безо всякого порядка – ни улиц, ни переулков. Где-то, недалеко во дворе, тявкнула собачонка, и ей тут же отозвался хор соседских собак. И опять всё стихло. Пахло навозом и недалёкой рекой, от которой уже пополз на прибрежные поляны, цепляясь за траву, редкий туман. Юрка передёрнул плечами:
  -  Прохладненько, однако, надо бы свитер пододеть, а то у воды вообще дуба дам.
     На берегу он быстро сообразил костерок, собрав сухой плавник, выброшенный на берег рекой, вскипятил чайку. Перед тем, как начать нехитрый свой завтрак, плеснул из кружки в воду – хозяину реки! Бросил кусочек хлеба в костёр -  хозяину земли! Не торопясь, прихлёбывая обжигающий губы чай, осматриваясь, бормотал:
  -  Ты смотри, ничего вроде и не изменилось, а ведь два года здесь не был, дела! Начинало светать, со стороны деревни послышалось пение проснувшихся петухов, мычание проголодавшейся за ночь скотины.
  -  Пора и в путь – подумал Юрка и, оттолкнув лодку, взялся за вёсла.
От воды пахнуло рыбой и сыростью.
  -  Не зря я, однако, свитерок пододел – подумал он – холодновато стало по утрам, да и то – август всё-таки.
Вскоре протока вынесла его к основному руслу реки, широкому в этом месте. От небольшого ветерка вода на плёсе рябила, переливаясь при свете восходящего солнца, золотистыми блёстками.
  -  Красиво-то как! – Загляделся на воду Юрка – Вот бы ещё и клёв хороший начался.
Впереди показались первые острова, на одном из которых он обычно останавливался на ночёвку. Причалив лодку к среднему, самому большому, утащил её на облюбованное за прошлые рыбалки, место. Немного приспустил, чтобы не лопнула от жары и, перевернув, накрыл ей рюкзак.
  -  Ну вот, порядок, теперь и порыбачить можно – взял удочку, мешок под рыбу и потопал в начало острова.
…  Шли третьи сутки, как Юрка приехал на реку. Рыбы было наловлено достаточно, и он спускался по течению до места, от которого недалеко было до ближайшей станции. Вот уже и «Змеиная протока» пройдена, (название себя оправдывало, в этих местах на скальных берегах было действительно полно змей). Впереди «Крестовый остров». Здесь, по рассказам местных жителей-рыбаков, похоронен дед-хакас. Могилу его, Юрка обнаружил совершенно случайно. Как-то,  зарыбачившись, возвращаясь уже в темноте к месту ночёвки с другого конца острова, он внезапно наткнулся на большой, полусгнивший крест посреди зарослей краснотала. По телу от увиденного пробежали мурашки, волосы на голове буквально дыбом встали от неожиданно возникшего зрелища. Юрка несколько секунд стоял оторопевший, затем, плюнув в сердцах, пробормотал:
  -  Вот чёрт, напугался креста, дурак! Как будто сроду креста не видел! – И, обойдя это неприятное место, побрёл дальше.
Ниже «Крестового острова», «Змеиная протока» сливалась с основным руслом, заканчивающимся «Прокуроровой косой». В этом месте когда-то, говорят, по большой воде, утонул прокурор со своей компанией – перевернулись на лодке. За косой начинался громадный и глубокий плёс, с пологим правым, и заросшим кустами краснотала крутым левым берегом. Подходило время обеда и Юрка решил остановится на слиянии, причалив к левому берегу. Едва ступив из лодки на небольшую гравийную отмель, он почувствовал запах дыма – на берегу кто-то жёг костёр! Вытащив лодку подальше от воды, пошёл на разведку. Вскоре, на небольшой полянке, в окружении кустов калины, увидел небольшой костерок и сидевших возле него мужичка и женщину.
  -  Здравствуйте, люди добрые, можно у вашего костерка присесть, не помешаю? – поинтересовался он.
  -  Присаживайся, пожалуйста, место не купленое – мужичок указал на подстилку из травы рядом с собой – чайку налить?
  -  Не откажусь – Юрка снял рюкзак, достал и свои припасы – вы тоже, угощайтесь. И, кстати, тут вот у меня фляжечка непочатая, не откажетесь? Меня Юрием зовут – протянул он руку мужичку.
  -  Василий – представился тот – а это жена моя, Лида.
Вскоре беседа лилась уже непринуждённо и свободно, словно знакомы они были давным-давно.
  -  Я здесь, с малых лет, на этой яме рыбачу – Васька махнул рукой в сторону плёса – рыбы тут всякой полно, без улова не бываю. Вот, и сегодня уже успел наловить, пойдём, покажу!
Они подошли к обрывистому берегу, Василий потянул за верёвку, привязанную к дереву, и извлёк из воды здоровущий садок, в котором трепыхолось с десяток крупных рыбин.
  -  Я мелочь не ловлю – пояснил он – только ельцов, на живца.
  -  А домой-то, почему не едите, если уже нарыбачились? – Поинтересовался Юрка.
  -  Да, Лида калины решила заготовить, я ей веток с ягодой наламываю, а она сидит, обирает, не с кустами же домой везти.
     Посидев ещё немного с новыми знакомыми, Юрка засобирался было уже распрощаться и плыть дальше, но Василий сделал  неожиданное предложение:
  -  Слушай, друг, ты домой не слишком торопишься, а то давай к нам в гости. Мы приглашаем – он посмотрел на жену – правда, Лидусь?
  -  Да, да, конечно – закивала та головой – едемте к нам, поближе познакомитесь с нашей большой семьёй!
  -  Да я, в принципе, в отпуске, торопиться некуда, вот только рыба не испортилась бы – засомневался Юрка.
  -  У нас погребок есть, очень холодный – Обнадёжил его Васька, да и подсоленная она у тебя, верно?
  -  А, поехали – махнул рукой Юрка – новые друзья – это всегда хорошо!
У Василия, оказывается, в кустах стоял спрятанный мотоцикл «Днепр» с коляской.
Закрепив рюкзак и лодку, все распределились по местам, и поехали. Василий оказался настоящим гонщиком. Они со свистом промчались по уже убранным полям, выскочили на междугороднюю трассу, и вскоре уже въезжали в большое село.
  -  Это наш совхоз, «Овцевод» называется – прокричал Васька – а вот и моё бунгало – он остановился около небольшого аккуратного домика.
     Юрка погостил у Василия пару дней, перезнакомившись за это время со всеми его родными и друзьями. Они с женой оказались очень гостеприимными людьми.
Провожали его на электричку уже целой толпой, наказывая напоследок:
  -  Не забывай нас, приезжай в гости с женой, только заранее телеграмму отбей, когда встречать, и где.
     Так началась его многолетняя дружба с большим семейством новых друзей, в тесной дружбе с которыми, прошло более тридцати лет. А всё благодаря нечаянной встрече на «Васькином омуте» - так впоследствии стал звать Юрка место встречи с новым, замечательным другом. Да и от многих рыбаков порой проскакивало в разговорах это название, видимо уже крепко прилипшее к плёсу – плёсу встречи хороших друзей!