Новое в обучении детей чтению

Евгений Солнечный
Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   О портале   Ваша страница   Кабинет автора

Бомба или как я учила Люсю читать
Светлана Словцова -Канакина
 (Из книги "Жизненные максимы")

 Люсе - четыре. Любимый мультик – «Маша и медведь». И поведение 
 такое же, как у Маши: мельтешит, крушит, не слышит взрослого.
 Имея ангельское личико.

 Увидев однажды как распадаются на части в Люсиных руках игрушки,
 бережно хранимые семьей много лет, я отказалась «пасти» этого
 ребенка в часы родительского шопинга. Пусть  просят других соседей.

 Но через год ко мне снова обратилась мама с просьбой научить Люсю
 читать. Мол, в саду уже многие дети читают, «а мы не можем  ее
 заставить».

 Я решила попробовать, а более всего - постараться Люсю понять.
 Интереса к чтению у девочки даже не маячило. Из народных сказок
 знала одну «Курочку Рябу» (к чести мамы, однажды рассказавшей 
 дочери на ночь сказку).  Но в основном дитя формировало себя
 фильмом «Звездные войны». И мечтала, как одна из героинь,
 носить в кармане атомную бомбу.

 Наши занятия каждый раз начинались с причитания: «Я не хочу…» 
 Правдами и неправдами, с помощью  игр  нам удалось научиться
 соединять  гласные с согласными.

 Честно говоря, я считаю, что читать ребенок должен научиться сам.
 Возжелав узнать о чем пишется в  красивых книжках с картинками.
 Но  Люся таким желанием не  горела. Тогда я ее спросила:

 - Ты считаешь, что детям не под силу выучить буквы самостоятельно?
 Сказала как отрезала:
 - Детей надо учить!

 Раз надо, будем искать подход: играем в школу, где ей доверена
 роль учительницы и где она учит кукол собирать из буковок
 слова, рассматриваем картинки, складываем из слогов подписи
 к ним. Иногда получается. Разобрали даже вопросительное
 предложение и даже его прочитали.

 Но однажды, переходя из маминых рук в мои, Люся на мамино
 напутствие заниматься хорошо, буркнула:
 - Все равно не буду!
 Я услышала, и мне стало интересно: на что пойдет маленькая
 девочка ради своей цели, какую игру затеет?
 Началось с обычного причитания: «Я не хочу…»

 И я решила отправить  Люсю домой, но горе-ученица уйти
 отказалась: дома ее ждали разборки с родителями.  И
 на  мои педагогические потуги не реагировала: крутила в
 руках карандаши, сломала указку, без конца лазила под
 стол и бегала в туалет.

 Поговорили за жизнь. А как еще узнать чем  забита бедовая
 головушка? Люся  призналась, что любит какого-то Вову и
 что он - вор. Я спросила:
 - А Вова знает, что так жить нехорошо?
 - Он знает.

 С этого дня я стала приглашать на занятия маму. Это сильно
 помогло. Под зорким маминым глазом Люся зачитала.

 Потом занятия стали нечастыми: то бабушка приехала, то день
 рождения, то в пробке простояли. Это или короткая Люсина
 память стерли наработанное, она вновь забуксовала – простого
 не могла прочесть.

 Проговаривает с усилием:
 - Ку-ри-ца.
 - Что получилось?
 - Петух!
 Мы с мамой смеемся. Люся (уже охотней) читает дальше:
 - Во-ва
 - Что получилось?
 - Вор-р-р!
 Нам уже не смешно, мама требует:
 - Читай снова.
 - Во-ва.
 - Что получается?
 - Вор-р-р!

 И смеется Люся заливается, но уже одна. Нравятся наши
 обалдевшие физиономии или свое «остроумие»? Мама бросает:
 - Ты что, дурочка? Как в школе учиться будешь?

 А Люсино «учиться не хочу» уже зацепилось за  минуту потехи,
 она читает  следующее  слово «Бо-ня», повторяет «Бомба!» и –
 снова заходится. Мне показалось - нервным смехом.

 С того дня от роли учительницы я отказалась:  стало жаль
 ученицу, да и себя тоже. Родителям недосуг вникнуть в
 проблемы ребенка,  а как это сделать постороннему человеку?
 Надеюсь, что Люська  перерастет, или перевлюбится в книгочея,
 или попадет в нормальный школьный коллектив.  А может, папа
 с мамой наложат  запрет на «Звездные войны» в великом желании
 сотворить дома такой мир, где не возникнет желания носиться с 
 бомбой за пазухой, и чтение в кругу семьи станет  приятным и
 привычным занятием.

 ISBN 978-5-906990-44-0


 Спасибо вам за творческие, педагогические поиски. Могу поделиться с вами ноу-хау в обучении чтению. Я учил не по слогам, а целыми словами, начиная с односложных: дом, дуб, гриб, чтобы не тратить потом время на отучение от чтения по слогам. Главная фишка в том, что рядом со словом выставляется егокартинка. Такой прием задействует сразу оба полушария мозга, что дает долговременную память. Другой, уже психологический, прием для побуждению к чтению, когда уже ребенок умеет читать. Нужно почитать какое-то время самому, а потом остановится на самом интересном месте и сказать: "А что дальше будет, ты узнаешь сама. Иначе, ты разучишься читать".

Евгений Солнечный   15.06.2018 23:18   •   Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания