16 июня- память блгв. царевича Димитрия Угличского

Галина Николаевна Николаева
       Дни памяти благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского (†1591):
       28 мая
       5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
       16 июня – Перенесение мощей
       2 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

       Святой благоверный царевич Димитрий - сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его жены царицы Марии Феодоровны Нагой ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1582 г. Он явился последним представителем московской линии дома Рюриковичей. По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 октября) и Димитрий (26 октября) - по дню его крещения.
       После смерти царя Ивана Грозного взошел на престол его старший сын — христолюбивый царь Фёдор Иванович.
       Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович был полностью погружен в духовную жизнь, и Борис делал всё, что хотел; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что все в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминают в церквях. Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.
       Для этого Борис решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью — вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

       Древний Углич был в то время «велик и многонароден». По свидетельству угличских летописей, он имел 150 церквей, в том числе три собора, двенадцать монастырей. Всех жителей было сорок тысяч. На правом берегу Волги возвышался Кремль, обнесенный крепкой стеною с башнями, где предстояло жить будущему царю. Судьба, однако, распорядилась иначе.
       Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича (ссылаясь на то, что православная церковь считает законными только три последовательных брака), и, запретив поминать его имя во время богослужений. 
       Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал жестокий нрав и суровость Иоанна Грозного. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не навредило ему. 
       Тогда, решившись на явное преступление, Борис стал искать убийц. И нашел в лице дьяка Михаила Битяговского, его сына Данилы и племянника - Никиты Качалова. Подкупили также мамку царевича Василису Волохову и сына ее Осипа.

       Утром 15 мая 1591 г. мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Тот тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». Волохов ударил его ножом в шею, но гортани не захватил. Кормилица, видя гибель государя, упала на него, стала кричать. Данилко Волохов бросил нож, побежал прочь, а сообщники, Данилко Битяговский и Микитка Качалов, избили кормилицу до полусмерти. Царевича зарезали, словно агнца непорочного и сбросили с крыльца.
       При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками.
       Об убиении царевича было донесено в Москву, и сам царь хотел отправиться в Углич для расследования, но Годунов под разными предлогами удерживал его. Борис Годунов послал в Углич своих людей во главе с князем В. И. Шуйским для судебного разбирательства и сумел убедить царя в том, будто его младший брат, играя "в тычку", был захвачен припадком падучей (эпилепсией) и во время него сам случайно наткнулся на нож. 

       Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве. Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича были кто казнены, кто сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что присоединённую к Российскому государству Сибирь. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови». 
       Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище.
       Однако пятнадцать лет спустя после убийства царевича, уже будучи царем, Шуйский перед всей Россией свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием.

       В Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Ростовского Филарета. Когда открыли гроб царевича, по собору распространилось «необычайное благовоние», и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой — орехи», в таком виде его и постигла смерть.
       3 июля 1606 г. он был причислен к лику святых. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля - фамильной великокняжеской и царской усыпальнице, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его".
       Сразу после смерти царя Федора Иоанновича появились слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Во время царствования Бориса Годунова эти слухи усилились, а к концу его царствования в 1604 году о якобы живом царевиче заговорили все. Передавали друг другу, что в Угличе якобы зарезали не того ребенка, а настоящий царевич Дмитрий идет сейчас войском из Литвы, чтобы занять причитающийся ему по праву царский престол. Началось Смутное время. Имя царевича Дмитрия, ставшее символом «правого», «законного» царя, приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.

       В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I (небогатый и незнатный галицкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев, который постригся в монахи в одном из русских монастырей и в монашестве принял имя Григорий), выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия. В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; неказистый наружностью, он был отнюдь не глупым человеком, имел живой ум, умел хорошо говорить и в Боярской думе легко разрешал самые трудные вопросы; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном, но, как только его 17 (27) мая 1606 года убили, отказалась от него и заявила, что её сын несомненно погиб в Угличе.
       1606 году явился Лжедмитрий II (Тушинский вор), а в 1608 году во Пскове — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка).
       С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича Романова вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и Русской Православной Церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Ее же придерживался в свое время и А.С. Пушкин. В своей драме «Борис Годунов» он заставил царя Бориса мучиться от раскаяния за совершенное преступление. И вот 13 лет кряду царю снится убитое по его приказу дитя, а юродивый бросает ему в лицо жуткие слова: «… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича…».

       Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами. 
       Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре.
       После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор Кремля.
       С XVIII века образ царевича Димитрия помещён на гербе Углича, а с 1999 и на флаге города. Также была построена «Церковь Димитрия на Крови», воздвигнутая на месте его убиения.
       В 1997 году учреждён Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внёсшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия с надписью «За дела милосердия». Ежегодно в Угличе 28 мая проводится православный праздник День Царевича Димитрия.
       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 году статус Всероссийского православного детского праздника.
       «Радуйся, святый страстотерпче княже царевичу Димитрие».

       «Среди сонма православных святых, - говорит в своей проповеди иеромонах Силуан (Межинский), - есть также почитаемые и дети. Все, наверное, знают Артемия Веркольского, семь эфесских отроков. И в их число входит поминаемый ныне святой благоверный царевич Димитрий Угличский. И он почитается именно как мученик нельзя сказать, что прямо, что за веру православную, но он царского рода. А как представитель царского рода он отвечает за весь православный народ. Поэтому действительно можно сказать, что он пострадал за веру православную.
       Он является одним из самых известных наших святых — сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. К большому сожалению вот, сколько сейчас разговариваем с людьми и обнаруживаем такую вещь, что люди совершенно не знают и не хотят знать своей истории. Куда смотрят взрослые, они ничего не делают для этого и даже не проверяют знания своих детей. Вы взрослые, вы еще что-то может, знаете. Я разговаривал с детьми от десяти до двадцати лет. Они вообще ничего не знают. И вот даже сегодня спросите у своих детей, знают ли они, кто такой святой царевич Димитрий, просто ради интереса. Дай Бог, чтобы вы услышали от ваших детей, что они действительно знают кто это такой. А это наша история.

       Что с нами делают? У нас убивают историю. Люди, не интересующиеся своей историей, не имеют будущего. И поэтому смотрите, что делает наш президент? Он стал главой географического общества, он развивает историю. У нас открыта библиотека Ивана Грозного. Она напечатана, в интернете она есть. Люди все это знают и изучают. Поэтому мы, как православные христиане, не должны забывать о своей истории, потому что это наши корни, это именно православные наши корни. И основываясь на них, у нас есть надежда на наше будущее, и не только на «мое будущее», но и будущее всей нашей страны.
       Многие умники, если почитать все, что пишут, говорят, что царевич сам себя зарезал в приступе эпилепсии. Но назовите мне хоть один случай, когда больной эпилепсией сам себя зарезал, причем перерезав себе горло. Такого я не слышал, и думаю, что вы такого тоже не слышали. То есть, против России врали, врут, и мы спокойно это знаем, всегда будут врать все наши враги. И если бы это было так, если бы царевич сам себя зарезал, то не было бы такого святого, то не было бы его канонизации спустя всего лишь шести лет после его смерти. Не было бы многочисленных исцелений.
       Ведь вся Россия, все эти века с 1600-го года молится святому благоверному царевичу Димитрию и просит у него помощи во многих проблемах, особенно у него просят помощи в глазных болезнях. Матери просят святого благоверного царевича Димитрия молиться о своих детях. И он действительно помогает.

       А что же было тогда? Смерть царевича Димитрия ставила точку в истории московской династии Рюриковичей. И с этого момента начинается самая страшная пора в истории нашего Российского русского государства, когда много лет раздирали нашу страну всякие самозванцы и войны. В эти смутные годы Россия потеряла до половины населения своей державы. Половину населения потеряли в Гражданской войне. Это колоссальная цифра. То есть люди шли за одним правителем, который объявлялся самозванцем, потом за другим. Убивали друг друга. То, что мы видим сейчас в соседней стране, то же самое было и в смутное время. Насколько это страшно! И даже, исходя из опыта, как долго это продолжалось больше 12 лет, даже не верится, что в соседней стране это закончится быстро. Потому что то, что назревает веками, невозможно решить в один день.
       Еще во времена правления Годунова стали известны случаи исцеления страждущих возле гробницы маленького Димитрия. Особенно исцелялись часто страдающие глазными заболеваниями. По народным замечаниям святой Димитрий неоднократно являлся людям и предупреждал их о предстоящих опасностях. Известен рассказ старца, которому явился Димитрий и предупредил его о том, что в скором времени на Руси появится множество самозванцев под его именем.
      При мощах святого царевича Углического Димитрия принято молиться о благополучии и здоровье детей. В этот день стоит молиться не только об исцелении детей, но и всех своих родных и близких. Мы обращаем свои молитвы и просим его защитить нас от всех видимых и невидимых врагов, которые пытались, пытаются и будут всегда пытаться уничтожить нашу великую страну. Но никогда им не удастся этого, потому что с нами Господь. Аминь».

       Тропарь, глас 4: 
       Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

       Тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 3
       Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, имея в себе праведныя твоя мощи, благоверне царевиче Димитрие, яко цвети благоуханнии, пребываеми во святем храме, просвещение подают душам и телом нашим. Тем радостно тя восхваляем, и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: моли Христа Бога даровати нам велию милость.

       Ин тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 1
       Всеоружеством Духа благодати вооружен быв/ и необорим столп и утверждение отечеству своему показася, яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв и в жертву непорочну Господеви принесеся. И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием, источавши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие. Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, слава Действующему тобою всем исцеление.

       Кондак, глас 8: 
       Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн (виноградная лоза), прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

       Кондак, глас 4
       Яко пресветлая звезда, явился еси днесь в царствующем граде Москве, благоверне царевиче Димитрие, сияя праведными своими мощми. К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем: радуйся, всекрасне душею, благородне Димитрие, яко приял еси от Бога велий сей дар и венец нетленный.

       Величание Благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому
       Велича;ем тя, святы;й благове;рный царе;виче Дими;трие, и чтим святу;ю па;мять твою;, ты бо мо;лиши за нас Христа; Бо;га на;шего.

       Молитва благоверному царевичу Димитрию

       О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико;
       сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы;
       всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа,
       Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

       СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЖЕ-МУЧЕНИЧЕ ДИМИТРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС,



       Источник:
http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_
svjatykh_razdel/view/id/1125919
https://www.optina.ru/sermon/carev_dimitrija_2016/