История о демонах -пишачи, ворующих сновидения

Владимир Архипов 4
                Посвящается homo floresiensis с острова Флорес
  «Кто познает тайну сна, познает тайну мозга» Мишель Жуве

    Великий Фанман, курунг бнам  Бапнома подчинил своей воле  десять  прибрежных царств, в том числе  Цзю-ду-цзюань, Тун-сун, Цзю-че, Тянь-сун и Чин-лин. По его повелению  вдоль реки Тонлесап , берущей начало в озере Тонлесап  и в дельте Меконга строились оросительные и водопроводные каналы, возводились города и храмы посвященные богу Вишну. Торговые суда и караваны вели торговлю с  Индией,  Китаем,  Римской империей, Персией, Великой Арменией и странами Ближнего Востока.
 Однако курунг не был удовлетворён содеянным. Будучи сам из касты воинов и полководцем до вступления на кхмерский престол, вознамерился он стать чакравартина -повелителем  мира.
     Уже мало было ему контроля над морской торговлей на всём пути от Индии до Китая. Мечтал он весь Индокитай присоединить к Бапному и сравняться величием с самим основателем Лунной династии Каундинья. Каундинья  не был кхмером. Он прибыл  с юга, повинуясь духу предков, подарившему ему свой лук и велевшего ехать в Бапном. Дух же и привёл Каундинью туда на торговом корабле.
      Фанман призвал своего верного адмирала  Асоурона  стать стрелой, выпущенной из его лука и повелел ему на двух кораблях посетить все острова Индокитая  и уведомить местных варваров, что отныне их царь -  чакравартина Фанман.
  Далее велел он своему слуге Асоурону установить на каждом большом острове  статую священного быка – Прэах-Ко, дабы китайцы и индийцы не смели посягать на эти земли. Местное население не обижать. Вести торговлю, описывать острова и образ жизни аборигенов. Ежели кто будет препятствовать строительству Прэах-Ко и откажется признавать власть повелителя мира, то действовать исходя из обстановки: слабых –покарать, сильных –записать. Позже  Фанман планировал выслать военный флот и наказать непокорные острова. 
   Асоурон преклонил колена перед повелителем, поцеловал прах попираемый ногами  Фанмана и отправился в свою долгую разведку по островам Индокитая.
   Много диковинного встретил Асоурон и его спутники  на островах. Они видели маленьких чёрных носорогов, прячущихся в густых джунглях.  Видели лесных людей, живущих на деревьях,  с длинными усами и покрытых густой рыжей шерстью. Встречали ящериц величиной с крокодила, охотящихся на антилоп.  Видели джунгли, в которых водились медведи  величиной с собаку, карликовые слоны и соколы, величиной с воробья, охотящиеся за насекомыми. Асоурон и его спутники встречали  самые большие в мире красные цветы, столь же прекрасные насколько ужасно было исходящее  от них зловоние, напоминающее запах тухлого мяса. Они видели цветы, которые охотились на животных и могли проглотить и съесть не только ящерку или маленькую птичку, но даже средних размеров крысу. Они видели самого длинного в мире царь-змея, раскрашенного подобно леопарду  с жёлтыми кругами и белыми глазами на шкуре, длиною в шесть или семь кхмеров, если положить их наземь одного за другим.
Оробевшие спутники  Асоурона требовали прекратить экспедицию и возвратиться назад в родную  Вадхьяпуру  на берегу священной реки Меконг.  Но разве мог Асоурон ослушаться своего повелителя и повернуть назад?  Иногда он размышлял-хватит ли его жизни на выполнение задания?
Что ж, если не хватит,  кто-то другой вернётся домой и вручит повелителю его путевые записи.
     Военная удача сопутствовала Асоурону и его спутникам. Племена варваров на больших островах избегая столкновений с кхмерами  уходили и прятались в джунглях  и не препятствовали возведению  Прэах-Ко.
После этого кхмеры оставляли дары для вождей варваров, чтобы те не рушили священных быков. Возможно, некоторые из вождей после отъезда кхмеров и рушили Прэах-Ко, но навряд ли отказывались от украшений и гончарных изделий, оставленных им в дар. Эти вещи должны были послужить доказательством того, что стрела Фанмана пролетала над островом.
На малых островах, если они были обитаемы (а многие были просто необитаемы), население встречало их очень дружелюбно, устраивало пир и предлагало своих юных дев для утехи мореплавателям.  Мужчины помогали строить Прэах-Ко , а вожди обещали быть верными слугами  властелина мира.
 Остров, на котором обитали демоны,  ничем не отличался от соседних островов. Плоская прибрежная линия, покрытая пляжами, низкорослыми джунглями и саваннами, переходящими в плоскогорье и вулкан, возвышающийся почти в центре острова. В джунглях и саваннах –обилие цветов. Цветы покрывали даже голые скалы, превращая их в замысловатые синие храмы или коралловые рифы, растущие над морем.
Остров был длинным, богатым дичью и зверьём. Многочисленные разнообразные фрукты свисали с ветвей. Птицы, сами похожие на цветы кружили над  фруктами. 
Странно было,  что в таком райском месте не было следов обитания людей. 
После того, как команда пополнила запасы свежей пресной воды, решено было Асоуроном поставить Прэах-Ко в бухте и плыть дальше.
   Первыми демонов увидели кхмеры с рабами, отправленные за камнями для строительства. Сначала они подумали, что это –дети. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это были два человека, взрослых, ростом чуть выше  половины роста человека. Они не были карликами и уродцами, которых так ценят цари некоторых стран. Сложены они были правильно, хотя несколько отличались от обычных людей. Большие круглые головы с приплюснутыми широкими  носами,   зачёсанными назад волосами, широким ртом и большими чёрными глазами. Несмотря на маленький рост,  аборигены обладали развитой мускулатурой и только набедренные повязки скрывали их срамные места.
Они не испугались при виде людей и не убежали. Казалось, что они специально ждали их. Главный надсмотрщик, не ожидавший такой встречи и не и не имеющий с собой подарков для варваров, отдал свой меч одному из надсмотрщиков и с протянутыми голыми руками, показывая, тем самым, что у него нет оружия, а намерения его чисто дружеские пошёл навстречу аборигенам.
Крохотный размер этих людей не очень смутил его. Он знал, что в мире существуют и великаны и лилипуты. Доказательством тому были встреченные ими на островах  животные. Им повезло на этот раз, подумал он, что встретили они лилипутов, а не ужасных свирепых великанов.
     Лилипуты без тени испуга посмотрели на идущего к ним человека. С каждым шагом приближаясь к ним, надсмотрщик чувствовал, что ноги  его тяжелеют и словно вязнут в песке, хотя шёл он по каменному гребню.  Поднимать их становилось всё труднее и труднее. И руки невозможно было опустить. Наконец он, испуганный, от того что  не в силах больше сделать ни шагу и не может опустить руки,   остановился. Понял он, что не люди стояли перед ним, а демоны в человеческом обличье.
    Демоны подошли к нему и взглянули  в глаза. Увидел он как их два корабля, не достроив священного быка, в спешке покидают проклятый остров. Затем увидел он  другую картину- на побережье стоит Прэах-Ко, а мореплаватели лежат без движения вокруг статуи. Они не сказали ни слова, но послание в картинках и не требовало слов. Когда надсмотрщик пришёл в себя и смог опустить руки и двигать ноги, демонов не было. Никто из их отряда тоже не заметил,  как и когда они пропали.
Встревоженный, приказал он поворачивать назад и поспешил доложить о своей встрече и видениях Асоурону.
   Асоурон выслушал надсмотрщика не перебивая, а затем задумался. Что делать? Оставить такой большой и красивый остров не оставив печати владыки мира он не решался.  С другой стороны, второе видение надсмотрщика напугало его. Надо было держать общий совет кхмеров, чтобы решить, что делать дальше.
Долго  спорили кхмеры о том, надо ли немедленно покидать красивый остров или всё-таки попытаться сначала воздвигнуть Прэах-Ко.
Наконец один  из помощников Асоурона высказал сомнение относительно того, были ли встреченные  существа демонами. Все знают, что фокусники-факиры также могут вводить человека в транс и внушать ему всякое. Разве это доказательство того, что они- демоны? Да и не похожи эти существа на демонов.  Асуры –огромные великаны, ракшасы- уродливые людоеды, а пишачи- ночные демоны.  Карликом был только Вамана –пятая аватара Вишну. Но, как известно, у Вишну синяя кожа, а этих карликов было двое.
     Решено было найти лилипутов и всё-таки поговорить с ними. А начатое строительство продолжить.
  Разведывательный отряд отважных кхмеров был отправлен  на вершину вулкана, чтобы оттуда обозреть остров и найти место стоянки лилипутов, пока ведётся строительство священного знака. 
Никто не беспокоил строителей в течение дня. Ночью были зажжены костры и выставлены посты для охраны людей и рабов от нападения хищников, а более всего –от таинственных маленьких людей.
Ночь прошла без происшествий, только одному из охранников показалось, что вдоль костра мелькнуло что-то. А может просто сам костёр отбрасывал пляшущие тени?
    Асоурон спал плохо. В начале тело его расслабилось, дыхание замедлилось, но сон не приходил. Он лежал неподвижно, закрыв глаза, но сон не шёл. И так продолжалось всю ночь. Наутро у него болела голова, а мышцы рук и ног ныли так, словно он весь день до этого ломал и таскал на себе  камни.
Спутники его и рабы тоже не выглядели отдохнувшими  после сна. Жаловались на то, что всю ночь не могли уснуть. Работа замедлилась. Люди плохо соображали, медленно передвигались и как-то ослабели.
-Что снилось тебе сегодня, о друг мой? Видел ли ты свою жену, детей и нашу  Вадхьяпуру?-спросил как обычно кхмер Тян своего друга Самнянга.
Любимой темой друзей были сны. Увиденные ими накануне ночью, которые они рассказывали   друг другу,  обсуждали и толковали их значение.
Самнянг выглядел усталым и встревоженным.
- Боюсь, что нечего мне рассказывать сегодня, друг мой-наконец ответил он- Не даровал мне Вишну забвения этой ночью.  Расскажи лучше свой сон. –
-И мне нечего рассказать тебе-отвечал Тян- Всю ночь пролежал я без движения словно сонный, но так и не пришёл ко мне сон. –
Подивились они такому совпадению и стали обсуждать, что могло быть  причиной бессонницы.
   Однако, как выяснилось позже, не видели снов не только они. Долго длился этот рабочий день. Все желали того, чтобы он скорее закончился,  и можно было бы  отоспаться.
   Следующая и последующая за ней ночи также не принесли облегчения страждущим сна. И стали люди уже походить на мертвецов, поднявшихся после смерти.
Надсмотрщик  бросился в ноги Асоурону.
-Прости меня, господин-вскричал он- Только сейчас понял я, что хотели передать  тебе эти  демоны-
 Теперь уже никто не сомневался, что это были именно пишачи-демоны ночи, невидимки,  пьющие кровь человека и питающиеся его мясом.
-Говори-произнёс Асоурон.
- Видел я кхмеров, лежащих неподвижно вокруг Прэах-Ко и решил, что демоны предупредили-«Уходите или мы убьём вас». А теперь понимаю-не мертвы были кхмеры и их рабы.  Повержены они были  беспробудным сном. А пишачи ночью, не встречая препятствий,  собрались  явиться и выпить кровь спящих - 
Вскричали от ужаса, слышавшие эти слова.
-Горе нам- вопили они-  Надо быстрее погружаться на корабли и плыть подальше от этого острова. –
   Но  Асоурон  ждал. Ждал разведчиков, отправленных на вершину вулкана. Что скажут они. Разведчики вернулись к исходу следующего дня и рассказали. Что не встретили на своём пути туда и обратно  ни стоянок лилипутов, ни их самих. Поднявшись на вершину обозрели они в жерле потухшего вулкана три озера: одно из них было с зелёной водою, второе, совсем рядом с первым –с красной, а третье, чуть в стороне от этих двух- с чёрной водою.
Подивились кхмеры рассказу разведчиков и спросили  брамина-вишнуита, что обозначает цвет этих озёр.
    Подумал брамин и молвил:  «Зеленое озеро –жизнь дающее, красное - смерть приносящее,  а черноё –капля Причинного океана Гарбходаки, воды которого заполняют половину вселенной. Земля по вине асуров однажды утратила невесомость и упала в Причинный океан. Бог наш Вишну превратился в  гигантского вепря Варахи и своим рылом поднял Землю из вод океана. Место это –заповедное  и для нас, смертных, не предназначенное. Посему надо нам умилостивить Вишну и пишачей, которым повелел бог охранять этот остров, принести им богатые дары и покинуть это место».
  Речь его была принята гулом одобрения,  и решено было на следующее утро подготовить и провести пуджи.  После этого стали люди падать от усталости  и бессонницы и засыпать беспробудным сном прямо на земле.
   Хищники саванны и джунглей-леопарды,  тигры и гигатские вараны  пытались овладеть лёгкой добычей- спящими, но поворачивали назад как только замечали маленьких людей, сидящих среди спящих. Наутро  лилипуты ушли, а спящие стали просыпаться.
 Кхмеры устроили пуджи. Они  украсили строение Прэах-Ко  листьями и цветами, гирляндами, подносили   Вишну самую вкусную и жирную пищу,  напитки и туласи,  а  брамин  воспевал 1008 имен  бога. Завершив пуджи, кхмеры покинули заповедный остров, оставив недостроенным Прэах-Ко.
 Бросил Асоурон прощальный взгляд на удаляющуюся сушу и показалось ему, что увидел он на берегу две маленькие фигурки, стоящие неподвижно и смотрящие вслед кораблям.
  Понял Асоурон, что не может смертный, пусть даже и курунг быть повелителем мира- чакравартина. Вселенная необъятна и полна чудес, а человек –всего лишь частица этого мира. Не может быть часть больше целого, не может большее подчиняться меньшему. И только богам дано быть повелителями мира. Путешествие  его должно быть закончено. Нет смысла выполнять невыполнимое. И приказал он поворачивать назад, к родным берегам.
    Много времени прошло,  прежде чем вернулся Асоурон в родной Бапном на корабле, обглоданном временем и облепленным ракушками и водорослями.  Второй корабль  затонул вскоре после того как они покинули остров цветов во время разразившейся бури. Большая часть команды погибла на обратном пути из-за тропических эпидемий и ему пришлось набирать моряков из  варваров, живущих на островах.
   Корабль зашёл в устье Меконга и бросил якорь в пристани Вадхьяпуры. Плохие вести достигли Асоурона раньше, чем он высадился на берег. Фанман из-за поразившей его болезни скончался. Сын Фанмана  Фанчиншен и  племянник Фанчан развязали междоусобную войну за престол и никого уже не интересовали далёкие индокитайские острова. Выпущенная Фанманом стрела оказалась не стрелой, а варварским бумерангом, который, не поразив цели,  вернулся к началу своего полёта. Ещё не возвратившись обратно, покидая остров цветов, узнал об этом Асоурон.