Сестры. четвертая часть

Бика Алхасова
Хати спала, укрывшись старым овчинным тулупом и крепко обняв спящую сестру.
Губы ее шевелились и уголки их подрагивали в улыбке.
Хати снился папа.
Она, как всегда, прибежала к нему на работу  и он угощал ее сладостями.
Папу Хати обожала.Такого доброго и красивого папы не было больше ни у кого на свете. В этом у Хати сомнений не было.

Спрятав розовые сандалики под камнем возле дома,девочка часто тайком от мамы бежала к папе, чья работа находилась совсем недалеко от их дома.
Тихонько приоткрыв скрипучую дверь папиного кабинета, она сначала заглядывала в щель.Если у папы шло совещание, она садилась на стул в коридоре, и ,болтая босыми пыльными ножками,ждала, пока оно закончится.
Если папа был один, она, хитро улыбаясь, застывала в дверном проёме.
Папа каждый раз беззлобно ругал ее за то, что опять ходит босиком,но потом,махнув рукой, улыбался и открывал заветный шкаф, в котором для Хати всегда находилось что- нибудь вкусненькое.Иногда Хати просила:
- Дадаааа... дай пять копеек на петушка!
Папа нарочито строго качал головой, затем говорил:
- Только сначала домой ,обуваться,хорошо?

______________________________________________________

- Что такое случилось с моим ангелочком? Почему грустит моя любимая сестренка ?
Приговаривая так, Мичи обняла малышку, понуро сидевшую на своём излюбленном камне над ущельем.
- Мичи...
- Гьа , дий дарман?
- Как ты думаешь, Дыхание Гор передало маме и папе, что я по ним скучаю?
- Конечно, Хати. Дыхание Гор выполняет все , о чем его просят.
- Но почему тогда они не идут за мной?... Я так сильно пресильно, очень преочень соскучилась по ним!....Я... я домой хочу...
В глазах девочки заблестели слезы.
Мичи и сама ,истосковавшаяся по бабушке, чуть не заплакала от слов Хати, но надо было отвлечь и успокоить девочку , и она, посадив ее к себе на колени, стала рассказывать.
_______________________________________________________

- Смотри , Хати....Видишь воон тот косогор сразу за ущельем?... Ты знаешь, кто там живет?
- Неет...- Хати вытерла глаза и стала вглядываться вдаль, куда указывала Мичи.
Прямо за речкой со дна ущелья поднимался пологий зелёный склон , обросший колючим шиповником и можжевельником .
- Там, где самый большой можжевеловый куст, есть маленькая нора. Там жила лиса с лисёнком . Лисёнок очень любил свою маму и всегда грустил в одиночестве, пока она охотилась. Лиса никогда не оставляла его надолго, но однажды она не вернулась ни вечером, ни ночью, ни даже следующим утром.
День ждал лисёнок маму, два... Затосковал он сильно, да и проголодался бедняжка, и решил выйти из норы в поисках мамы, хотя она всегда строго- настрого предупреждала его не делать этого. Над горами всегда парили орлы и соколы с острым зрением и не менее острыми когтями , и могли унести лисёнка в своё гнездо и растерзать.Так говорила ему мама.

Долго шёл лисёнок по горам, спрашивая у всех встречных бабочек, птичек и зайцев, не видели ли они его маму. Но никто ничего не знал.Одни и правда не знали, а другим некогда было останавливаться и поговорить с бедным малышом.
Лисёнок очень устал и в животе у него урчало от голода.
Вдруг он увидел прямо на земле среди травы  гнездо куропатки с двумя птенчиками.Любопытный лисёнок подошёл к ним,обнюхал...и хотел  уже их съесть , но ,такие же голодные,как и он сам, птенцы отчаянно запищали:,,мама!мама!,,
Больше они ничего ещё не умели говорить, и лисёнку, потерявшему свою маму,стало жаль птенчиков.
,,Может, они тоже потеряли свою маму,,-подумал он.
,,Подожду- ка я лучше здесь...хоть будет не  так скучно ,как в одинокой норе,, - подумал лисёнок , свернулся калачиком возле гнезда и заснул.

Прилетевшая куропатка тоже ничего не знала о маме лисёнка .
Уставший и исхудавший  лисёнок загрустил ещё больше. Надежда найти маму таяла у него с каждым днём и ему было очень страшно.
Куропатке стало его очень жалко и она предложила лисёнку остаться с ними.Лисенок остался.
Он научился питаться насекомыми и ягодами, ловить мышей, а иногда куропатка баловала его свежими яйцами.
Лисёнок окреп, немного подрос, и решил , попрощавшись с куропаточьим семейством, отправиться домой, в свою нору.
,,Скоро зима, на открытом поле не проживёшь ,,- думал он. И ещё в душе лисёнка жила слабенькая надежда, что мама давно вернулась и очень грустит без него.
Лисёнок и до сих пор живет в своей норе, выходя только поохотиться.Иногда он опускает мордочку на лапы и очень грустит, вспоминая свою маму.Но он никогда не плачет.

- Он такой маленький, Хати, а не плачет.А мы же с тобой уже большие девочки, нам вообще не пристало плакать.
За нами обязательно придут,вот увидишь!
___________________________________________________________

А утром случилось чудо- все вокруг, ещё вчера покрытое июньским зелёным бархатом с россыпью разноцветных звёздочек-цветов, сегодня застыло под белым , пушистым, но очень холодным покрывалом.
Это было так удивительно и невероятно, что Хати уже не раз протирала глаза, думая, что это продолжение ее сна.

Одевшись потеплее, девочки вместе с Патимат занялись домашними делами.Молока собралось уже достаточно  и Мичи принялась делать сыр .
А Хати с Оржикезом стали таскать воду в маленьком бидончике.
Оржикез- щенок волкодава, которого с трудом можно было назвать щенком из- за его внушительных размеров , был ещё одним  неразлучным другом Хати . Каждое утро он будил девочку  радостным лаем и ждал ее за порогом.
Хати уже два раза сходила к речке и устала, спускаясь в ущелье и поднимаясь с полным, тяжелым для неё бидончиком.Трава на тропинке стала скользкой и она шла по шершавым камням с выдолбленными в них дождем круглыми большими и маленькими отверстиями.Если она сильно отклонялась в сторону, Оржикез отчаянно лаял, призывая вернуться на тропинку.
Под носы ее сапог толстым ,плотным слоем налип снег, словно каблуки, но только спереди.Ходить было очень неудобно и Хати еле дошла до дома.

Мичи все ещё делала сыр ,Оржикез куда- то запропастился, и Хати скучала, уже успев наиграться с некрасивой тряпичной куклой, которую ей сшила Мичи.
,, Вот бы Патимат разрешила поиграть с той куклой ,,  - мечтательно думала она, вспоминая о красивой голубоглазой кукле , точь в точь похожей на неё ,которую она однажды случайно увидела в обычно всегда закрытой комнате.
В тот день Патимат, видимо, забыла ее закрыть, и любопытная Хати заглянула в приоткрытую дверь.
В комнате было беспорядочно свалено много вещей: одеяла, посуда, одежда. Там была даже детская одежда и коричневые ботиночки.
Хати с удивлением смотрела на эти ботинки . Чьи они? Как они здесь оказались? ... Ведь у Гамзатхана и Патимат никогда не было детей....

И вдруг она увидела ее.
Она стояла, совсем как живая, на полу рядом со стопкой одеял, и невероятно красивая.
Были там и ещё какие- то игрушки, но Хати больше ничего не видела.
У куклы были приподняты обе ручки, словно она просилась на руки, и Хати невольно шагнула к ней...Но тут же вздрогнула от громкого  окрика: -Ты что там потеряла?!...А ну, выйди быстро!
_______________________________________________________

Хати не раз спрашивала у Мичи, что это за комната и откуда там детские ботинки, но особенно ее интересовала  кукла.
Мичи или отмалчивалась, отводя взгляд, или переводила разговор,но однажды все же рассказала о невольно подслушанном разговоре Гамзатхана и его гостей.
Из разговора Мичи поняла, что и эти земли, и этот дом, и эта скотина до войны принадлежали какой- то чеченской семье, которую Сталин , вместе со многими другими чеченскими семьями , выселил из своих домов, из своей родины, и отправил куда- то очень далеко в чужие земли.А дома чеченцев  насильно заселил дагестанцами.
Азал был отдан андийскому колхозу,  а управлять небольшим хозяйством был поставлен Гамзатхан.

- В этой комнате находятся  вещи и одежда той чеченской семьи, которой все это раньше принадлежало.И даже такая скупердяйка Патимат не может притронуться к ним, боится, что Аллах разгневается на неё .
-А Сталин Аллаха совсем не боится, Мичи? ...Почему он их выгнал из их же дома?... И даже ту маленькую девочку, чьи ботинки и такая красивая кукла лежат в той комнате... Почему?!
-Я не знаю, Хати... Я ничего не понимаю...

Сталина Хати знала.Его портрет висел за папиной спиной в его кабинете. И они с папой были очень похожи, особенно усы. Папа говорил, что Сталин хороший человек.Хати верила всему, что говорил папа, потому что он был не только самый красивый и добрый, но и самый на свете умный.
И в ее маленькой голове никак не вязались эти  два Сталина- тот, который выгнал маленькую девочку из ее же дома, даже не дав взять куклу и ботинки,и тот, который был похож на папу....
,, Наверно, Мичи рассказала совсем о другом, нехорошем Сталине,,- думала Хати, уже засыпая.
Потому что тот, который был похож на ее папу ,никак не мог быть плохим .

Продолжение следует...