Тайная Доктрина. Элементы и Атомы. Монада

Лариса Болотова
               
     Из книги «Тайная Доктрина»  т.1 Е.П. Блаватской:

«В Оккультной философии слово Элемент всегда означает рудимент.   … когда этот термин употребляется в метафизическом смысле, он означает, в отличие от смертного, зарождающегося Божественного Человека; но в физическом употреблении он означает хаотическую материю в её первичном недифференцированном состоянии или в состоянии Лайа, вечном и естественном состоянии Субстанции, которая дифференцируется лишь периодически; во время  этой дифференциации Субстанция находится, действительно, в неестественном состоянии – другими словами, она есть лишь переходящая иллюзия чувств.
Каждый Элементарный Атом … есть … - Душа; не обязательно развоплощённая Душа, но Джива, как называют её индусы, центр Потенциальной Жизнеспособности с латетной (скрытой) разумностью в ней, и, в случае сложных Душ, разумное и действенное Существование от высшей до низшей степени; форма, состоящая из более или менее многочисленных дифференциаций.

Все эти Атомы-Души суть дифференциации Единого и находятся в том же отношении к Нему, как и Божественная Душа-Буддхи к своему вдохновляющему и нераздельному с нею Духу, Атма».

     Думаю, что Единое – это что-то неделимое. Его нельзя дифференцировать, но Оно можно отразить в чём-то (как в зеркале), во множестве раз, создав отражённую Вселенную, которая по сути своей есть всего лишь майа (иллюзия). Один предмет и множество отражений в зеркалах под углом  друг к другу. Взгляд на себя со стороны. Если это так, то это объясняет, что в каждом атоме находится в скрытом (латетном) состоянии вся Вселенная. Постепенно в результате перевоплощений происходит проявление скрытого и атом становится Вселенной. Так в зерне,  в скрытом состояние, находится всё растение, и только поэтому зерно способно перевоплотится во взрослое растение.

Древние учёные верили « в живоначальные Атомы, а не в невидимые крупинки так называемой «грубой материи». Согласно им, вращательное движение было порождено более значительными по величине (читайте, более божественными и чистыми) Атомами, увлёкшими вниз другие Атомы; причём более легкие были, одновременно, отброшены вверх».
          
     Почему одни стремятся вверх, а другие вниз? Что притягивало одних вверх, а других вниз? Если такой процесс рассматривать в земном мире, то тяжёлые частицы (например, сахара) опускаются вниз в воде, а более лёгкие частицы (например, воздуха) поднимаются вверх. Но это происходит из-за силы притяжения Земли. 

«В эзотерическом смысле – это вечно циклическая кривая дифференцированных Элементов, нисходящая и восходящая через интер-циклические фазы существования, пока каждый не достигнет своей отправной точки или места рождения».

     Что заставляет дифференцированные элементы сначала опускаться от своего источника, а затем поднимать к нему?  Если обратиться к земному миру, два отрицательных или положительных заряда отталкиваются, а два противоположных притягиваются. Пусть дух – положительная энергия, материя отрицательная, то происходит падение духа в материю. Чтобы дух поднялся к истоку, необходима смена полюсов? То, что было отрицательным становиться положительным, а то, что было положительным становиться отрицательным? Так ли это или нет? Предстоит узнать. Ясно одно, без определённых сил во Вселенной это не может происходить.

«Ни один древний философ, ни даже еврейский каббалист никогда не отделяли Дух от материи или Материю от Духа. Всё зарождалось в Едином и, происходит от Единого, должно в конечности вернуться к Единому».

      Как же это происходит?

«Свет становиться теплотою и уплотняется в огненные частицы, которые из огненного состояния становятся охлаждёнными, твёрдыми частицами, круглыми и гладкими. И это называется Душою, заключённую в своём одеянии из материи.
Атомы и Души были синонимами на языке Посвящённых. …  Аллегория имеет отношение к Атомам тела, из которых каждый должен пройти все формы, пока они все не достигнут конечного состояния, которое есть точка исходного движения каждого Атома – его первоначальное состояние – Лайа. «Все души идут в Гильгулах», в циклический или круговой процесс, то есть все они продвигаются по тропе цикла перевоплощений».

      Какие особенности Вселенной, в которой мы существуем?

«Не существует причины в проявленной Вселенной без соответствующих ей следствий в Пространстве или же во Времени: также  не может быть следствий без его первичной причины, которая сама обязана своим существованием ещё более высокой причине. Конечная и абсолютная Причина навсегда должна остаться для человека непостижимой и беспричинной Причиной».

      Если предположить, что  всё существует одновременно, то у начала нет причины.

«Оккультное учение говорит: «Ничто не сотворено, всё лишь преображается. Ничто не может проявить себя в этой Вселенной – начиная с небесных , кончая смутной мимолётной мыслью, - что уже не существовало бы во Вселенной; всякая вещь на субъективном плане есть вечное есть; так же, как всякая вещь на объективном плане есть вечно становящейся – ибо всё преходяще».

      Получается, что у Вселенной есть сценарий (программа), по которой она живёт, и, приобретённый опыт жизни существующей Вселенной, служит для сценария (программы) другой Вселенной.   
      
      Что же является основным элементом во Вселенной?

«Монада – воистину «неделимая вещь» … представлена здесь, как Атма в соединение с Будхи и высшим Манас’ом. Эта троица едина и вечна, ибо два последних поглощаются первой при завершении всей условной и иллюзорной жизни. Так, Монада может быть прослежена на протяжении её странствования и в её сменах преходящих оболочек лишь от начала первичной стадии проявленной Вселенной. Во время Пралайи, промежуточного периода между двумя Манвантарами, она теряет своё наименование так же, как она теряет его, когда истинное Единое Я человека погружается в Брамана, в случае высокого Самадхи (состояния Туриа) или конечной Нирваны, говоря  словами Шанкара:

«Когда ученик  достигает того первичного сознания абсолютного блаженства, природа которого есть Истина, и которое не имеет ни формы, ни действия, он покидает это иллюзорное тело, которым облекалась Атма, так же, как актёр сбрасывает своё платье (которое было на нём)».

Ибо Буддхи, Покров Анандамайа, есть лишь зеркало, отражающее абсолютное блаженство; и, кроме того само отражение ещё не свободно от неведенья и не есть Высочайший Дух, ибо оно подвержено условиям и есть духовная модификация Пракрити и является следствием; лишь Атма есть единый, истинный и вечный субстрат всего, Сущность и Абсолютное Знание, Кшетраджна.

Если Атма, наш седьмой принцип, тождественен с Духом Вселенной, и человек един с ним в своей сущности, то, что же есть тогда Монада. Она – та однородная искра, которая сверкает в миллионах лучей от Первоначальных Семи… . Это есть искра, исшедшая из несотворённого луча – тайна. … Ади-Будда…, Единое Непознаваемое, без начала и конца, тождественное с Парабраманом и Эйн-Софом, выявляет сверкающий Луч из своей Тьмы. Это есть  Логос, Первый, или Ваджарадхара, высочайший Будда, называемый также Дорджечанг. Как Владыка всех Тайн, он не может проявляться, но посылает в мир проявление своё Сердце – «Алмазное Сердце», Ваджрасаттва или Дорджесемпа. Это есть второй Логос Творения, от которого исходят семь – экзотерически пять – Дхиани-Будд, называемых Анупадака, «не имеющие родителей». Эти Будды являются первоначальными Монадами из Мира Бестелесного Бытия, Мира Арупа, где разум (лишь на этом плане) не имеет ни облика, ни имени в экзотерической Философии. Эти Дхиани-Будды являют или создают из самих себя, при помощи Дхиана, небесные Сущности – сверхчеловеческих Бодхисаттв. Эти Бодхисаттвы, воплощались при начале каждого человеческого цикла на Земле как смертные люди, становятся иногда, благодаря своим личным заслугам, Бодхисаттвами среди Сынов Человечества, после чего они могут вновь появиться как Мануши-Будды, или человеческие Будды.  Анупадаки или Дхиани-Будды, таким образом, тождественны с Манасапутра браминов, Сынами, рождёнными  Разумом – Брамы …» .