4. Два взгляда на Антропологию

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005

учебном году.

Тема I

Введение в Антропологию

I. Что такое Антропология.
I. 4. Два взгляда на Антропологию.

Сама двойственность божественного откровения, содержащего в себе и рассказ о человеческой природе, и обращение к человеческой личности, делает возможным и двойственное восприятие Антропологии.
Как наука, описывающая происхождение, эволюцию и историю человеческой природы, Антропология тесно связана со всей системой «внешних» знаний о человеке и обществе. И в этом случае она сама предстаёт пред нами как некая наука, пусть и богословская, ведущая к богопознанию.
С другой же стороны, являясь обращением к человеческим личностям, призывом и приглашением их к общению с Богом, Антропология ведёт к богопознанию и через богославие, - через личное общение человека с Богом. То есть через молитву.
В этой двойственности, конечно же, нет ни малейшего противоречия. Два этих взгляда лишь дополняют и объясняют друг друга. Но сама Антропология, как единая система восприятия Откровения Божия о человеке, едина. Она объединяется смыслом более высоким, чем какие-либо логические построения ума, пусть и богословствующего.
Чем является учение о сотворении человека Богом по образу Бога и по подобию Его, как не осмыслением умом человеческим Откровения Бога о том,  что Он нас любит. Кому ещё, кроме нас, даровал Он это? Что это, как не апофеоз всякой возможной теодицеи. Какое большее возможно оправдание Бога пред человеком?
Но и это не конец. Нет предела любви у Бога. Он продолжает любить и после того, как люди отвергли его любовь. Пусть и отвергли, не зная, от чего отказываются, но отвергли. Бог не обиделся. Не отвернулся. Он продолжает взывать к человеку. А когда люди совсем перестают Его слышать, Бог сам становится человеком, принимая на себя оковы греха и смерти для жертвенного искупления людей.
Вот это есть единый и единственно верный взгляд на Антропологию. Это наука, показывающая и доказывающая то, что Бог нас любит. Именно поэтому, в те времена, когда государство и общество, и даже самая Церковь переживали трудные времена духовного упадка, и переживали именно из-за оскудения любви, так возрастала потребность в как можно более полном антропологическом взгляде на учение Церкви. Потому что этот взгляд всегда с необычайной силой свидетельствовал о том, что Бог нас любит.