Жилищная реформа. 1. Общие аспекты

Валерий Русаловский
Из цикла – реальные истории.               
Имена и фамилии героев изменены
по этическим соображениям.



                ЖИЛИЩНАЯ РЕФОРМА


1. Общие аспекты.

К «афёрам века», снизошедшим на Россию, можно смело отнести жилищную реформу. Кто её непосредственный автор, нам уже не скажут, но, сколько она принесла бед и вытащила денег из карманов добропорядочных граждан, знает каждый. Более того, какой рассадник жуликов и воров взрастила вокруг себя, тоже известно, но об этом стыдливо умалчивается.

Скорее всего, из-за боязни, что тень негодования может упасть на «помазанника божьего», посланного нам волею судьбы свыше. На счастье или на беду это уже другой вопрос, ответ на который таится на совести у каждого из нас. Правда, выбор здесь тоже не большой, одним словом, при подобном респекте надо только ждать и терпеть, другого выхода уже точно не будет.

Тем не менее, пока мы славим своё прошлое и клеймим Запад, самую большую и сложную отрасль экономики, жилищную,  „пустили по ветру” в   поисках земли обетованной. Не трудно понять, что этому кораблю  суждено  встретиться, с «таинственными Бермудами», ибо другого пути у него нет. Вот только, жаль, что пассажирами на этом «Титанике» окажемся мы сами.

Но, как известно, даже за такие «удобства» надо щедро платить и мы постоянно переводим свои деньги в несколько адресов:
- Первое. За баснословно дорогое тепло, газ и воду, которую нельзя пить. Поэтому приходиться покупать бутилированную,  чтобы не отравиться или не получить серьёзного заболевания.
- Второе. За содержание жилья, в товарищество собственников или частную управляющую компанию.
- Третье. В фонд капитального ремонта. Это ещё одна организация, которую мы тоже с вами содержим на птичьих правах.
- Четвёртое. За общедомовые счётчики и регуляторы тепла. За прилегающие к дому дороги и тому подобное…

- За всю коммунальную атрибутику и её ремонт в своей квартире по безразмерным тарифам от изворотливого сантехника или хапуги электрика. Правда,  расчёты с ними уже происходят без счёта-фактуры, по принципу ты мне, я тебе.
- И, потом, за всё остальное, что требует в этой области денег. А ещё ворам и жуликам, что трудятся в этих структурах и постоянно обкрадывают нас...
Управляющие компании наживаются даже на бедах жильцов, взимая деньги за отключения воды на время устранения сетевой поломки в их квартирах. Куда потом уходят эти деньги никто не знает...

Здесь встаёт закономерный вопрос: «Зачем нужно было устраивать всю эту канитель?», когда бы следовало оставить полнокровные  ЖЭУ (жилищно-эксплуатационные участки) с их обученным и опытным персоналом и пусть власти на всех уровнях занимаются этим хлопотным хозяйством во славу своих подопечных.

Ко всему прочему, с целью улучшения маневра силами и средствами необходимо было объединить их в городские (районные) жилищно-эксплуатационные объединения, имеющие надлежащую техническую базу из специальных машин и механизмов. Это способствовало бы выполнению ими сложных работ и серьёзных аварий, которые были бы не по силам ЖЭУ.

В общем, по сути, получается, оставить всё, как было, но, наряду с этим, обязать данные службы  отчитываться о своей работе, перед  жильцами  каждые полгода, в преддверие  зимнего и летнего сезонов эксплуатации, а так же ввести общественный контроль за их деятельностью, непосредственно в самих  организациях, с правом давать им оценку и участвовать в принятии решений.

Всего этого было бы вполне достаточно для улучшения ситуации в этой сфере. Одним словом стоило лишь усилить общественную составляющую,  вызвав тем самым заинтересованность у владельцев квартир и домов за качество ремонтных работ и разумное использование денежных средств.

Таким образом, сами структуры и их специалисты с оборудованием, оставались бы на своих местах, но уже под общественным и государственным контролем. С точки зрения целесообразности и эффективности в этом представлялся наилучший вариант, как для жильцов, так и для самого государства.
                *     *      *
Кстати, ничего нового жилищная реформа не дала, только вместо государственных организаций встали в тендем частные общества с ограниченной ответственностью (ООО), которые ни чем не отличаются от прежних, разве только тем, что у них теперь стало больше возможностей для личного обогащения.

Договора с жильцами они делают так, чтобы те сами и содержали свои жилища, красили подъезды, меняли окна и прочее другое. Подписав единожды на несколько лет с этими «ООО» договора, жильцы становятся их вассалами и оббивают пороги этих организаций, а те только и твердят: «На дворе уже капитализм берите и делайте сами, а нам скажите спасибо за то, что у вас ещё работает канализация и горят лампочки».

Таким образом, все проблемы переложили на плечи жильцов и бросили  их  на произвол судьбы,  даже не произведя должного размежевания между ранее существовавшими ЖЭУ и новыми формированиями ТСЖ (товариществами собственников жилья) и управляющими компаниями (УК). Зато оградили чиновников от коммунальных забот, а по сути, от их персональной ответственности за это важное направление в экономике.

Больше всего в этой истории страдают пожилые люди. Это те, кто в большинстве своём голосуют за реформаторов и вдохновителей этих реформ, а по сути, за наше непредсказуемое будущее и неопределённое настоящее.
                *     *      *
Здесь важно, для понимания процессов отметить ещё одну деталь, а точнее, расшифровать само понятие «управляющая компания». Так рабочие инструменты новоявленного «коммунального спрута» в статусе участков и прочих структур с экзотическими названиями, это всё те же пресловутые общества с ограниченной ответственностью, владельцами которых являются частные лица.

Все они в итоге замыкаются на свою «крышу», управляющую районную или иную головную компанию в обличии такого же «ООО», но уже имеющего поддержку „наверху”. Так возникает тандем содружества частных родственных компаний под единым началом, хотя подобные УК могут выступать и в роли самостоятельных независимых игроков. Всё зависит только от благоволения властей и их возможностей устоять на этом рынке.
                *     *      *
Наблюдая за всей этой кутерьмой в течение более десяти лет, могу ответственно сказать, что в плане управления собственностью со стороны граждан ничего не изменилось к лучшему, как было 10 лет назад, так и осталось. Правда, определённые работы по поддержанию жилья всё же ведутся, чтобы не привести ситуацию к катастрофе. Здесь ещё срабатывает врождённый инстинкт самосохранения и желание облагородить свои жилища, придав им надлежащий вид.

А вот самый важный вопрос, контроль за сбором и расходованием денежных средств со стороны собственников, напрочь отсутствует, а это ведь самое главное, ради чего затевалась вся эта реформа.

Здесь приведу лишь небольшой пример из своей житейской практики, но делая теперь упор на ТСЖ. В этом правовом образовании форма управления более демократичная, нежели в жульнических УК, но возможностей дурить людям головы и воровать, здесь тоже хоть отбавляй. Напомню, что ТСЖ - это некоммерческая организация, созданная самими собственниками дома, принадлежащая и управляемая всецело ими.
                *     *      *
В товариществе собственников жилья, которое мне приходится созерцать уже длительное время, находится порядка пятисот собственников. Публика в основном состоит из ветеранов военной службы, предпринимателей, действующих силовиков, учителей, врачей, сотрудников региональных и городских органов власти. Одним словом цвет общества, всё больше патриоты, так сказать, опора нынешней власти.

Однако в созданном ими товариществе, за более чем десять лет ввиду отсутствия кворума, не проведено ни одного полноправного общего собрания, а следовательно, не принято ни одного законного решения! Все протоколы сфальсифицированы путём сбора подписей после имитации данных событий.

Хотя каждому понятно, что в отсутствии кворума данные решения не имеют юридической силы, тем не менее, оборот денежных средств идёт своим ходом. Вполне очевидно, что подобные действия ведут к разложению общества изнутри. Хотя данная проблема имеет законное решение путём заочного проведения данного мероприятия.

Далее,  контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью никем не осуществляется, отчёты контрольно-ревизионной комиссии пишет сам бухгалтер, которого эта комиссия и должна проверять. Правда озвучивает их кто-то из «ревизоров» этой самой комиссии, которая порою представлена в лице лишь одного человека.

Более того данный типаж может отчитаться перед высоким собранием по телефону со своего мобильника через Председателя правления, который выступает здесь в роли ретранслятора. Естественно, собственники, услышав заветное: «У нас всё нормально», и веря этому на слово, дружно голосуют за отчёт в целом.

А, если вдруг не будет подготовлена смета расходов на текущий год и руководитель, разведя руками, скажет, что я не знаю, что туда писать, всё равно проголосуют «За!». Типа того, что всё «окей», оно и так по ходу дела само собою сложится. Одним словом, куда хочешь туда и трать наши деньги. Здесь тебе полное доверие. Нам без разницы, лишь бы не напрягать попусту свой интеллект.

Местные власти так же открещиваются от всех этих процессов, мол, делайте сами всё, что хотите, закон на вашей стороне. Решайте все свои проблемы на общем собрании. Примерно такую же позицию занимает и прокуратура, не желая вникать в суть происходящих процессов. Конечно, ей не с руки поддерживать тех, кто противится таким реформам «сверху».

По-другому и не может быть. Ведь она призвана защищать в первую очередь власть и её прожекты, а уж потом, если будет уместно, то и сам закон и тех, кто за ним стоит, а это, как правило, простые люди, которые страдают от попрания своих законных прав. Куда эта кривая выведет не трудно догадаться, но явно не к всеобщему процветанию.
                *     *      *
Декларируя борьбу с коррупцией, власть сама своими непродуманными решениями и некачественными законами способствует её  процветанию в стране. Более того, сами чиновники являются активными участниками коррупционных схем и неприкрытого  жульничества, в том числе и в жилищной сфере.

Здесь самое время вмешаться местным властям и провести прокурорские проверки по организации деятельности жилищных товариществ и управляющих компаний (УК). В дополнение к этому, провести аудиторские или независимые бухгалтерские проверки их финансовой  деятельности, так как товарищества не идут на это в связи с дороговизной работы аудиторов. Одним словом, рано ещё праздновать победу капитализма в воровской и нищей стране.
                *     *      *
Парадоксы нынешней жилищной реформы вполне очевидны и находятся на виду у каждого из нас. Так, район проживания, который раньше обслуживало одно ЖЭУ, теперь наполнен десятками, а то и сотнями товариществ и управляющих компаний. В каждой этой организации свой руководитель, бухгалтер, паспортист, технический специалист, дворники и прочие сотрудники,  в том числе, и подставные. На деле, все эти «мёртвые души» являются  родственниками руководителей этих компаний.

Бывают случаи, когда в одном дворе на общих инженерных сетях  созданы и действуют по пять и более товариществ собственников жилья. Естественно, что каждый из них выступает со своей «стратегией» и имеет свой обособленный штат.
Как правило, технических средств и специальной техники эти новообразования не имеют и, в случае форс-мажора, снегопада, ливня, обрушения построек, оказать действенную и своевременную помощь  жильцам не смогут. Уповать же на «геройский» МЧС, как показывают последние события тоже не безопасно.

Однако, следует ещё раз отметить тот факт, что лоскутная система управления домами уже не раз показала свою несостоятельность, особенно зимой, когда по городу, заваленному снегом, практически невозможно..., ни пройти, ни проехать.

В заключение. При такой раздробленности, в управлении коммунальным хозяйством, ни о какой эффективности и рентабельности не может быть и речи. Разве только об эффектном перекачивании  общественных средств  в  карманы доморощенных шулеров.
Неслучайно имеют место такие случаи, когда собранные с жильцов деньги переводятся через фирму или индивидуального предпринимателя, которым и является сам председатель этого товарищества. Ну, как здесь не поддаться искушению?
                *     *      *
Решение общих задач с привлечением инвестиционного ресурса и собственных средств тоже становится не реальным, ввиду их небольших  объёмов, которые быстро сгорают в топке текущих проблем.

Финансовые затраты на содержание управленческого и обслуживающего персонала постоянно растут. Возможности создавать резервные фонды практически отсутствуют, а то, что мы откладываем на капитальный ремонт, увы..., от нас ещё далече. Тем не менее, имущество изнашивается, и требует всё новых и новых затрат, а перспектив на улучшение ситуации, к сожалению, не просматривается.

Следовательно, надо объединять материальные и денежные ресурсы,  улучшать качество управления своей собственностью, а также требовать от властей всех уровней, повернуться лицом к жилищной сфере, систематизируя  законодательство и повышая чиновничью ответственность. Более того требовать от властей субсидий и грантов на поддержку данного направления.
                *     *      *
Правильно было бы,  прежде чем перейти от общих аспектов к будням, ещё раз, вернуться к общему собранию, призванному отстаивать  наши законные интересы по сохранению и улучшению собственного жилища.

Здесь стоит заметить, что при проведении данного мероприятия невнятные, а в большинстве случаев, незаконные действия администрации товарищества приводят к ожесточённой схватке с жильцами. Найти компромисса в такой обстановке бывает трудно, а уж тем более принять правильное и выверенное решение становится не возможным.

В этом рукотворном «спектакле», как правило, участвуют три категории  собственников:

- Первая группа, «непримиримые», они постоянно находятся в противоречии с администрацией, болезненно реагируя на беззаконие и ложь. Пишут жалобы во все инстанции и пытаются любыми способами исправить ситуацию к лучшему, но им это мало удаётся, по причине отсутствия обратной связи с местными властями и правоохранительными органами. Как ни парадоксально, но жильцы их тоже не поддерживают, разве только порою сожалеют им, и то в кулуарах.

- Вторая группа, самая активная. Это, как правило, члены правления, или люди приближенные своими интересами к руководству товарищества (УК), или просто назначенные для этих целей тетушки. Эти «подпевалы» рьяно поддерживают администрацию, а порою и нападают на недовольных граждан, делая это сообща.

- И наконец, третья группа. Это, как правило, «примиренцы», они всегда ведут себя тихо, стесняясь даже открыть рот. Такие  люди голосуют за все, что им скажут. Если надо для массовости проголосовать ногами они подымут вверх и ноги, лишь бы их не трогали. Умом таких уж точно не понять, а вот аршин которым можно мерить, увы..., подходит к «стати»  многих россиян.
                *     *      *
Как видно из сказанного, общее собрание собственников жилья - это сколок сегодняшнего российского общества. И здесь не нужно никаких  структур по изучению общественного мнения, чтобы понять, как и откуда появляются баснословные проценты поддержки властей в нашей стране.

А ведь речь здесь идёт, о цвете нашего общества - городской интеллигенции, а что уж там говорить о глубинке, или о сельском сходе? Этого точно никто не знает, а уж тем более не скажет вам, почему мы уже единожды потеряли свою страну.



                Продолжение следует…