5. Причина и цель сотворения мира

Сергей Михальчук 3
Часть I. Основы Христианской Философской Онтологии и Антропологии.
Раздел 1. Причина и цель сотворения мира. [1]

[1] Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. «Догматическое богословие». Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170.

Бог - абсолютное совершенство, поэтому сотворенный мир (тварное бытие) ничего не может добавить к божественному бытию или сверхбытию (нетварному бытию).
Бог - блажен! И, не имея нужды ни в чём, Он сам даёт всему «жизнь, и дыхание, и всё» (Деян.17:25). Никто не в состоянии воздать Ему чем-либо равным, - «ибо всё из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).
Бог не нуждается в мире как некоей «вещи»: предмете или явлении, которая давала бы Ему то, чего бы у него не было бы.
Бог «желает» только общения лиц! Ибо Он сам: Три Лица в едином Существе. Он - «желает» этого общения, но не «нуждается» в нём. Именно потому, что Он един в трёх Лицах, Бог уже общается внутри самой Троицы. Он «желает» умножения общающихся лиц. И никакие «вещи», никакое  «что», не могут дать Ему это. Или заменить, каким-либо образом, этого Его «желания» общения лиц. А только появление новых «кто» - новых лиц – тварных лиц.
Поэтому, и до творения мира Бог находился в общении, ибо всегда был Троицей, в которой три Ипостаси пребывают в непрерывном общении любви и созерцании Друг Друга. Мира (тварного бытия) могло бы и не быть, но божественная жизнь (нетварное бытие) не стала бы от этого несовершенной.
Мы не можем указать материальной причины сотворения мира - «вещной» или «природной» причины появления тварного бытия.
- Ничто не предшествовало Богу, и ничто не понуждало Его сотворить мир.
Лишь  только «желание» Божественных Лиц является причиной появления мира, который был необходим как способ и среда существования тварных лиц. И как та сцена или место, на которой и в котором стало бы возможным общение этих новосотворённых тварных лиц меж собою. И, в этом общении, таинственным образом, присутствовало бы общение меж собою тварных лиц и божественных лиц.
В силу этого таинственного присутствия, мы и наблюдаем в мире повсюду творческие следы Божественной Благости: - «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:9). - И имеем все возможные основания для того, чтобы говорить,
- Его Благость и Его любовь, явилась причиной сотворения мира!
По мысли святителя Григория Богослова, Благости (благодати или божественным энергиям) свойственно распространяться. И сообщать себя всему сотворённому миру. Что делает благодать? Она дарит Благо всем другим «вещам»: предметам, явлениям и, в особенности, существам и через эти существа, всем предметам и явлениям.
Любая тварная песчинка является проявлением дара Любви.
Григорий пишет: «Поскольку для Благости недовольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы (Её) благо, разливаясь, текло далее, умножая, сколько можно большее число облагодетельствованных (так как это свойственно высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, Ангельские и Небесные Силы... (а затем) другой мир, вещественный и видимый».
Святой прп. Иоанн Дамаскин несколько уточняет мысль святителя Григория: «Так как Благий и Преблагой Бог не удовольствовался созерцанием себя самого, но по преизбытку Благости своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его Благости, то Он приводит из несущего в бытие и созидает всё как видимое, так и невидимое... Он творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом, становится делом». [2]

[2] Иоанн Дамаскин, прп. «Точное изложение Православной веры». - Репринт. Ростов-на-Дону. 1992. с.188.

Благость, как мы знаем из Предания, преизобилует и преизбыточествует в троическом общении Отца, Сына и Святого Духа. Она исходит своими творческими энергиями или своим троическим действием в некое «ничто»! – Туда, где нет лиц и нет общения лиц. - И, для появления лиц и их общения, творится мир. Это очень важно понимать – библейское ничто, отсутствие Бога – это отсутствие «кто», а не отсутствие «что». Это отсутствие личного бытия! Потому что никакое «бытие» не имеет смысла своего существования без того «кто», которое бы его «созерцало». В этом случае, подобное «бытие» – «иллюзия», а не «реальность».
Отсюда следует, что в «грехопадении» произошёл отказ человека от «созерцания» божественного «кто». Которое и делало существование человека «реальным бытием». Он отказался «созерцать» Бога в себе, видеть себя как «образ» Бога. Он перестал быть «кто», а стал «что»! – Оскотинился и потерял «разум», оставшись лишь с «рассудком», как животное существо. И его человеческое существование стало «иллюзией» – «иллюзорным бытием». А «реальностью» его жизни стало скотское существование. – То есть, скотская цивилизация. – Без «нравственности», без  «совести» и без «любви».
Итак, святые отцы говорят, что Божественная Благость, или, точнее, избыток Благости, - причина появления тварных лиц и, опосредованного этим, создания мира.
В качестве цели сотворения мира Писание и Предание указывают божественную славу и блаженство «тварных лиц», а, через него, и всей твари. Цель сотворения мира не состоит в том, чтобы Бог был прославляем своими творениями. - Бог имел славу и «прежде бытия мира» (Ин.17:5). Эта слава - Его «вечные» или «нетварные» божественные энергии. Его благодать, или свет. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пишет: «Бог имел высочайшую славу - от века... (Он) сияет существенной, непреходящей и неизменяемой славой. Бог Отец (по Писанию) есть «Отец славы» (Еф.1:17); Сын Божий есть «Сияние славы» (Евр.1:3) и сам имеет у Отца своего славу прежде бытия мира; равным образом Дух Божий есть «Дух славы» (1 Пет.4:14). В сей собственной внутренней славе живёт Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей... Но, так как по бесконечной Благости и любви своей, Он желает иметь благодатных причастников своей славы, то и проявляет свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божьей состоит блаженная жизнь и благобытие твари». [3]

[3] Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. «Догматическое богословие». Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171.

Таким образом, цель, поставленная перед тварью, состоит в обожении, в приобщении всего творения к божественной славе, к блаженству Бога. А путь или средство к обожению - в прославлении Бога благочестивой (нравственной) жизнью – в согласии с «совестью». К этому призывает и апостол Павел: - «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах... и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). И ещё: - «Итак, едите ли, пьёте ли или (иное) что делаете, всё делайте во славу Божью» (1 Кор.10:31).