С песней по жизни

Надежда Шишмарёва
    Вчера  по  телеканалу «Культура» была передача о композиторе Станиславе Пожлакове. Песни Станислава Пожлакова и Арно Бабаджаняна  сопровождали нас  в нашей молодости.  Песню  Пожлакова  «Топ, топ, топает малыш…»  я впервые услышала от нашей интернатской воспитательницы Анастасии Никифоровны, которая  ей, видимо, очень понравилась, и она решила её с нами разучить.
    А «Человек с рюкзаком» связана с  моей родной деревней Усть-Питом 1965-1967 годов. Мы, усть-питские девчонки, познакомились тогда с ребятами из Москвы. Это были молодые практиканты-лесопатологи. Мы очень гордились этой дружбой: во-первых, это  были  москвичи,  и от них мы черпали информацию о столице, о секретах их профессии, а во-вторых, это было время романтики освоения Сибири, и люди «бродячих профессий» вызывали у нас восторг. Тогда же появилось много хороших песен  о Сибири,  о геологах  и среди них «Человек с рюкзаком», которую мы очень любили:
     Пусть с теплом городским
     Ты совсем не знаком,               
     От костра до костра только ветры кругом…
     Белым снегом занесло,  запуржило,  замело,
     И крута твоя тропа, как судьба!
   Эти песни мы, молодёжь, распевали на сельских улицах, когда возвращались из клуба.
   Вообще песни сопровождали меня всю жизнь. Вся моя родня – люди певчие. Вот мои изначальные  воспоминания. Первой песней, которую я запела, услышав и толком не расслышав её от взрослых, была "Катюша".
                Выходила, песню заводила,
                Простепнулась и заваарла, - выводила я под улыбки старших.
   И ещё.  Мне года  четыре. Зимний вечер. В «передней» комнате полутьма, освещаемая двумя-тремя керосиновыми лампами. Два-три стола, поставленные в ряд. На них закуска, выпивка. Взрослые «гуляют», а я лежу в углу на кровати. Начались застольные песни.  Голоса у поющих  мощные (высшим шиком было спеть так, чтобы  от силы  голосов  погасла  керосиновая  лампа),  а песни  прибыли   с фронта, оттуда было привезено в деревню и много украинских песен. Взрослые поют настолько  проникновенно, что  я  молча заливаюсь слезами.
Среди гостей несколько фронтовиков, поэтому застолье не обходится без воспоминаний о фронтовых дорогах. Отец вспоминал, как  в Польше, на Сандомирском плацдарме, уже освобождённом от фашистов,  готовились к предстоящему наступлению на запад: шли сборы, строевая подготовка с песнями, корпусные смотры. На одном из таких смотров батарея, в которой служил мой отец, заняла второе место по корпусу, и в этом была немалая заслуга отца. Он обладал  удивительным баритоном и природным музыкальным слухом, легко схватывал любые мелодии, великолепно исполнял много песен и стал непревзойдённым батарейным запевалой.
   Песни военных лет… Какая всё-таки сила, мощь, красота народного духа сконцентрированы в них. Среди них выделяю  «Песню о Днепре» и   «Вставай, страна огромная…».
     Родная сестра отца Нина Петровна, которой сейчас за 90 лет, всю свою жизнь,не считая четырёх лет учёбы в енисейском педучилище, прожила в родной деревне. И жизнь прожила тоже с песней, хотя судьбу её лёгкой никак не назовёшь. Хорошо помню: делает какую-то работу по дому, а сама напевает.
     А сын её, Георгий,обладая красивым, сильным голосом, поёт много лет в народном ансамбле песни и танца "Узоры", который является визитной карточкой нашего города Лесосибирска, потому что этому ансамблю уже 31 год и за плечами коллектива краевые, всероссийские и международные фестивали и конкурсы.
     Младшие сёстры моего отца, повзрослев, улетели далеко от дома и завели семьи на Украине и в Нижегородской области. Но их всегда тянуло домой, в родную Сибирь. И самыми  счастливыми моментами их жизни были приезды в Усть-Пит в гости к брату. Встречи гостей  и  особенно расставания сопровождались застольями,  в  которых звучали песни о Сибири, о  Енисее.
Сибирь, Сибирь, люблю твои снега,
Навек ты мне, родная, дорога!..  -  выводили мои тётушки, обливаясь слезами.
  Деревенские застолья с народными песнями любил снимать в своих фильмах и Василий Макарович Шукшин.  Видимо, они тоже прочно поселились в его душе, вызывая дорогие сердцу воспоминания.
  Сохранилась ли сегодня традиция  застольного пения?  Не знаю.  По крайней мере,  у молодёжи, стремящейся жить по-западному, она не в почёте.
Жаль. Ведь это часть нашей русской национальной культуры.
   Постскриптум. Сегодня посмотрела по каналу "Культура" старый фильм "Актриса", в котором главная героиня, актриса оперетты Зоя Стрельникова, посчитав, что в годы войны её профессия неуместна, оставляет сцену и идёт работать в госпиталь. Но в госпитале она открыла для себя, что потребность в музыкальном искусстве, в задушевной песне естественна для бойцов. И Зоя возвращается к своей профессии, она в составе концертной бригады ездит по фронтам и вдохновляет бойцов своим пением. Мощным и эмоционально сильным является конец этого фильма: Зоя поёт песню, а её слушатели - батальон бойцов в белых маскировочных костюмах и с винтовками наперевес, потому что по окончании песни они уходят в очередной бой. Командир этого батальона Пётр и Зоя, которые  любят друг друга, прощаются, надеясь всё-таки встретиться.
   Когда я смотрела финал фильма и слушала песню Зои, я не могла сдержать слёз, потому что это была одна из любимых песен моих покойных родителей, тёти Нины и многих-многих людей их поколения. Мощь музыки создателя песни Оскара Сандлера, её слова не могут не волновать, и песня сразу пошла в народ.
   Начало песни задушевное, лирическое:
                Ночь темна, не видна в небе луна,
                как усталый солдат, дремлет война.
                Только вдали за рекой
                где-то боец молодой
                песнь поёт, и звучит тихо она.
 Далее в тексте то, о чём боец поёт. И конец: мощный, призывный. Настолько мощный, что потрясает слушателя и зрителя:
                ...скоро бой, скоро бой!
                Слушай, страна!
                Помни, Отчизна моя,
                Помни, Отчизна, меня:
                За тебя, край родной,
                иду я в бой!
Такие вот фильмы, песни, произведения других музыкальных жанров поддерживали стойкость бойцов, силу духа всего  нашего народа, поборовшего фашизм.
 Я вспомнила также, как мой отец, представляя самодеятельное искусство Усть-Пита, исполнял эту песню на сцене районного Дома культуры в Енисейске, надев свои фронтовые награды; как звучал его мощный баритон. Когда отец закончил песню, зал секунду молчал, а потом взорвался дружными аплодисментами. Финал песни отец несколько раз исполнял на "бис". "Слушай, страна!". И часть страны, сибиряки-енисейцы, не отпускали певца со сцены. Зал неистовствовал!