Наира. история с продолжением. пятая, заключительн

Бика Алхасова
Город медленно просыпался, наполняясь светом и звуками. Ветки старой липы , росшей рядом с домом, приветливо стучались в окно, словно сообщая о наступлении нового дня.
Я стояла у окна, рассеянно всматриваясь в силуэты знакомых домов, все более отчетливо вырисовывающиеся в полупрозрачном стыке дня и ночи.

Наира лежала с закрытыми глазами. Вряд ли она спала.
И вряд ли теперь усну я.
Горе этой хрупкой женщины было таким большим, что у меня в голове не укладывалось, как оно в ней умещается...
Густой и горячей волной оно заползло в мою душу, больно обжигая ее.
Я теперь точно знала, что никуда ее не отпущу, но этого было недостаточно. Нужно было помочь ей найти выход из этой проклятой ситуации ,а как- я пока не знала.
,, Если бы муж был здесь...он бы придумал, он бы знал, что делать,,,- думала я с грустью.
Надо же, я первый раз за последние сутки вспомнила о нем....

Настоящей матерью для Наиры была бабушка, о которой она говорила с большой нежностью.
Ее мама, студентка- заочница,во время очередной сессии оставила девятимесячную  Наиру у бабушки, чтобы заодно и оторвать от груди.
Девочка была очень беспокойная и все время плакала. Отчаявшись успокоить ,бабушка днём носила ее к двум недавно родившим соседкам , и те кормили ее своим молоком. Ночью бабушка прикладывала девочку к своей груди.Вскоре у бабушки появилось молоко и она кормила Наиру почти до трёх лет.
С бабушкой у Наиры была глубокая эмоциональная связь мамы и дочки, а свою маму она так и не смогла ни принять, ни полюбить по- настоящему.Мама ее, судя по всему, тоже.

Я вдруг отчетливо поняла, что делать.
Мне нужно встретиться с мамой Наиры и поговорить с ней.Если она интеллигентная женщина, как говорит Наира,мне нечего бояться, не убьёт же она меня...
Наира сначала испугалась , но я кое- как уговорила ее позволить мне встретиться с матерью, и чем раньше, тем лучше, пока исчезновение дочери  совсем не озлобило ее.
Сара оказалась довольно миловидной и действительно интеллигентной женщиной средних лет.
Она была не на шутку встревожена внезапным исчезновением дочери и пыталась искать ее.
- У неё такой упрямый и слишком прямолинейный характер. Ей обязательно нужно сказать правду в лицо, а зачем людям ее правда? Она сама виновата в этой ситуации... А  теперь ещё самоубийством решила нас опозорить!

- Но ведь вы знали, насколько невыносима была ее замужняя жизнь..Она столько лет терпела, послушавшись вас... Она же ваша родная дочь,неужели вам хоть немного не было ее жаль?...
- Конечно было, Бика. Разве я похожа на зверя?
Я ночами плакала от жалости, когда она уезжала от меня.Но я не умею показывать свои чувства и сюсюкаться...Развод- позорное дело, особенно если есть дети. На разведённую женщину всегда смотрят косо и найдут , что сказать.Зачем нам такой позор?
Многие замужние женщины тоже не в раю живут, однако терпят.Надо было и ей терпеть, раз уже родила двоих детей.
Сара была категорична.
Вполне современная женщина, находившаяся  в плену обычаев и предрассудков, которые заглушали в ней чувство сострадания к собственному ребёнку.
- Мы всегда были уважаемыми людьми. Теперь о нашей семье только ленивый не говорит...За что она так с нами поступила?!

Я не выдержала...
- Ну , о чем вы говорите,  Сара?!  Ваша дочь вчера хотела  покончить с собой. Вы понимаете?... И я не уверена,что она не повторит попытку... Вдруг она уже что- то сделала с собой ? Почему вы так бессердечны?!...
Воспитанная, с тёплыми улыбчивыми глазами ...и с ледяным сердцем- такой  мне показалась  мать Наиры.

Мы приехали ко мне вместе, я и Сара.
Я всю дорогу очень просила ее быть с дочерью помягче.
Пообещав выполнить мою просьбу, она попросила дать им поговорить наедине.
Вернувшись через пару часов,я поняла, что Сара уговорила Наиру вернуться с ней домой.
- Если не хочешь ехать, оставайся,- попросила я ее.
- Мне нужно увидеть детей хотя бы ненадолго,- ответила Наира,- Я должна их увидеть, а то сойду с ума.
Незаметно для Сары, я сунула ей в руку ключ от входной двери:- Ты знаешь,что я всегда тебе рада...

Прошла неделя. Если я раньше скучала по мужу, то теперь скучала и по Наире.  .. Как она?..Неужели вернулась в дом мужа?...Если нет, дали ли ей увидеться с детьми?...
Тревожные мысли не отпускали меня и я уже готова была ехать к ней, но Наира приехала сама.
С ней были двое хорошеньких детей- Амина и Адам.
- Я и так в неоплатном долгу перед тобой... Но мне больше не к кому обратиться.  Помоги мне, умоляю,- и она беззвучно заплакала.

Наира рассказала, что мама вызвала бабушку из села, в надежде, что хоть ей удастся образумить свою любимицу и уговорить вернуться к мужу .
Поняв всю безвыходность ситуации , Наира решила пуститься на хитрость . Она сделала вид, что бабушка почти уговорила ее, но хочет несколько дней провести с детьми у мамы, пока бабушка не уедет.
За детьми поехала бабушка, уверенная, что ей не откажут . Так и вышло, и уже к вечеру Наира обнимала своих детей.

Ночью,лёжа без сна рядом с беззаботно сопевшими детьми,Наира проворачивала в голове множество вариантов ... О возврате в дом Джамала не могло быть и речи... А если она не вернётся, защитить ее некому и у неё заберут детей...    Уехать, скрыться с детьми.  Но куда?..И на что жить?...
При всей их жесткости, родители Джамала не были скупыми людьми . Зная кристальную честность Наиры, они доверяли ей больше, чем собственному сыну, и она была в курсе, где хранятся их немалые деньги.
На дни рождения они щедро одаривали ее и детей, и у Наиры были сбережения, но они остались там, в ненавистном селе. У родителей денег она никогда не просила и  сейчас это выглядело бы подозрительным.
Не видя другого выхода, Наира решила обратиться за помощью ко мне.

-Денег я тебе, конечно дам, сколько смогу. -Но куда ты поедешь с двумя  маленькими детьми? На что вы будете жить? .. И сколько ты собираешься скрываться?..
Доведённая до отчаяния, ты не понимаешь, что тебя ждёт.
- Если останусь, я потеряю детей.Они ни перед чем не остановятся.
Наира  нервно ходила по комнате.
- Пока вы останетесь у меня. Меньше, чем через месяц, вернётся мой муж. У него много связей, он обязательно найдёт способ защитить тебя. Ведь закон на твоей стороне!
- Закон?,- горько вздохнула она,- закон всегда на стороне денег, а их у меня нет.  И у тебя оставаться опасно, возможно, мама уже едет за мной.
Я была в отчаянии от собственного бессилия и просто вывихнула мозг в поисках приемлемого варианта, как вдруг Наира сказала:
-В Подмосковье живет мамин младший брат с семьёй .
Он очень добрый и много помогает людям.  Может, мне к нему поехать?...Если я расскажу ему все, не думаю, что он не примет меня и не защитит.

Вечерним рейсом они улетели в Москву.
Мне было очень тревожно. Наира записала номер моего домашнего телефона и обещала позвонить при первой возможности .
Утром раздался звонок. Это с мобильного телефона дяди (в то время мобильники только появились и были редкостью) звонила Наира, чтобы успокоить меня.
Дядя обещал защитить ее и от родителей, и от свекра.

Наира с детьми жила у дяди месяц. Сара звонила брату каждый день и просила отправить ее дочь и внуков домой.
Им не было покоя от родственников Джамала, которые словно поселились в их дворе, посылали людей то с уговорами, то с угрозами, чтобы узнать , где находятся дети.
Она умоляла Наиру вернуться, обещала, что подаст заявление в милицию.
-Никакой  суд не заберёт  таких маленьких детей у матери,-говорила она,- Приезжай, умоляю тебя!
Они угрожают нам, вдруг  твой отец и брат не выдержат ,и случится беда?   Как ты будешь тогда жить на свете?...

Через месяц Наира с детьми вернулась домой и написала заявление в милицию о преследовании и угрозах со стороны родственников мужа.
Узнав об этом, свёкор сразу смягчился, подобрел, и в ход пошли джамааты- аксакалы- миротворцы.
Теперь переговоры велись совсем в другом русле: как бы то ни было, не стоит  расставаться врагами, ведь есть общие дети и поэтому всю жизнь придётся соприкасаться друг с другом.Пусть дети живут поочередно- то с Наирой, то с ними...
Что такое джамаат аксакалов  в наших краях , думаю, знают все.
Ради уважения к седобородым старцам прощают  даже убийство человека и отказываются от кровной мести.

Растерзанная в душе и смертельно уставшая от многодневного напряжения , Наира сдалась на уговоры старцев и забрала заявление.
Сначала детей привозили по первому звонку и оставляли , пока детям не надоест .
Постепенно время пребывания детей стало ограничиваться. Часто находились отговорки, чтобы не отпускать  детей к матери: то они не совсем здоровы, то гостят у тёти в Кизляре, то тетя с детьми гостит у них и т. д.
Дети просто обожали деда, который баловал их как мог, лишь бы они не захотели остаться у матери подольше.Адам всегда носил с собой фотографию деда и все время ее целовал. Боясь травмировать детей, Наира не решалась ставить свои условия.
В школу дети тоже пошли в селе.
Терпеливая Наира очень переживала внутри себя, но молча глотала все.

За время, проведённое у дяди, Наира сдружилась с его женой.Понимая, в какой депрессии находится Наира,она попросила мужа уговорить Сару отпустить дочь к ним , в Москву.
Наира уезжала с большими сомнениями и тревогой в душе. Ей очень хотелось сменить тягостную домашнюю обстановку , но сознание того, что теперь она будет видеть детей совсем редко, приводило ее в отчаяние...

Наира прожила и проработала в Москве  четыре года.
Она приезжала , когда у детей были зимние каникулы, и забирала их на пару недель в Москву на летних каникулах.
Родители все время возмущались , требуя ее возвращения домой, и в итоге добились своего.

Мы с мужем встречали Наиру в аэропорту.
Наиры все не было. Вдруг к нам подошла молоденькая , очень красивая и ухоженная девушка ... Она смотрела на меня и улыбалась...
-Тыии?
Я отказывалась узнавать в этой  от силы двадцатилетней роскошной моднице с точеной фигуркой  - Наиру... Это было немыслимо!
- Наира, ты?- на всякий случай снова уточнила я... и мы обнялись.
Я первый раз услышала как Наира смеётся своим серебристо- колокольчиковым смехом.

Прошли годы.
Наира работает в своём городе и живет с родителями. Отношения у них , скажу честно, непростые.
Замуж она так и не вышла, хотя предложений было немало.
Амине шестнадцать лет, она... замужем... и ждёт ребёнка.
В июне прошлого года бабушка с дедом выдали ее замуж, а в августе ей исполнилось шестнадцать...
Наира  пыталась помешать слишком раннему браку дочери,желая, чтобы она выучилась и приобрела хоть какую- нибудь профессию, но непоколебимый авторитет деда сделал своё дело...
Но и плюсы большие принесло замужество Амины: с мужем ей исключительно повезло и теперь некому регламентировать  встречи Наиры  с дочерью.
Теперь Наира ждёт, когда Адам, которому сейчас двенадцать лет, вырастет и станет самостоятельным.

Ещё несколько лет, и ее  нерастраченная любовь найдёт выход , и она снова обретёт своих детей и никто уже не сможет помешать ей быть матерью.
Она все успеет.