Наира. история с продолжением. третья часть

Бика Алхасова
Голос у Наиры усталый, но удивительно мелодичный.
Говорит она негромко , спокойно, даже немного отстранённо,словно рассказывает какую- то чужую историю.
Лишь изредка ее голос предательски дрожит и она ненадолго замолкает,  перебирая концы платка, которым перевязано  ее отёкшее и посиневшее запястье.

- Мои родители интеллигентные, образованные,но находящиеся в плену адатов и общественного мнения , городские жители.
До шести лет я росла в селе у бабушки и дедушки, которые обожали меня и очень баловали , и более счастливого времени в моей жизни не было.
В шестнадцать лет меня, только поступившую в педагогический колледж, пришли сватать ...
Я иногда встречала Джамала в селе, когда гостила у бабушки.Это был высокий симпатичный парень с развязным языком и колкими шутками.
Он меня попросту бесил. А его бесило то, что я не обращаю на него внимания.
Я категорически отказалась от этого сватовства , но его родители все равно периодически появлялись у нас с  уговорами и дорогими подарками.

Окончив колледж с красным дипломом, я собиралась учиться дальше,но в течение следующего месяца все завертелось в каком- то сумасшедшем вихре ,который унёс меня совсем в другую сторону...
Чувство обреченности не покидало меня; я чувствовала,что совершаю самую большую ошибку в своей жизни, поддавшись уговорам многочисленной родни, напуганной слухами о том, что Джамал готовится похитить меня. А там попробуй докажи, похитил он меня или я сама с ним сбежала...
- Твоему единственному брату придётся ходить с этим пятном всю жизнь... Пожалей  хотя бы родителей!.....- наступали на меня со всех сторон.

Первые несколько месяцев новые родственники были очень добры, щедры и предупредительны.
К моему большому удивлению,Джамал оказался довольно неглупым и не таким уж развязным грубияном, каким всегда мне казался.
Моя настороженность потихоньку вытеснялась смирением перед обстоятельствами, изменить которые мне казалось невозможным.  ,, Это судьба...и ничего с этим не поделать...смирись...,,,- мысленно уговаривала я себя каждую ночь, без сил ложась в постель.
Хозяйство было большое: наш с Джамалом большой дом, дом родителей, большой двор, огромный сад, огород,две коровы с телятами , бычок ,бараны....Все это с раннего утра и до глубокой ночи было на мне ,и к ночи я попросту валилась с ног.Ложась спать последней, я должна была вставать раньше всех.

Я почти сразу забеременела и сильный токсикоз буквально выворачивал меня наизнанку. Готовить для меня было настоящей пыткой, но никто за меня этого не делал.
Если я позволяла  себе прилечь днём  на полчаса, со двора сразу слышалось нарочито громкое и раздражённое : - Наша городская опять отдыхает... Думает, наверное, что добро лёжа наживается!
Первое время я то и дело плакала от душившей обиды: как?!...они что, слепые?... ведь я одна все делаю и все успеваю....
Воспитанная терпеливой и мудрой бабушкой , я не могла решиться спорить, защищая себя.
Джамал жалел меня  порой, но все равно торопил:
- Ну вставай, сделай усилие, а то они опять назовут меня подкаблучником, а тебя неповоротливой копушей.

Март выдался морозным и улицы были сплошь покрыты гололедом.Я через месяц должна была родить.
Соседи удивлялись, встречая  меня по 10-15  раз в день с двумя ведрами   воды, которую  приходилось таскать  через две улицы.
- Сердца совсем у них нет что ли,- шушукались они между собой.
Однажды , поскользнувшись , я упала и разлила воду на себя.Мокрая и замерзшая, с сильным ушибом колена , я еле дошла домой.
Первый раз Джамал заступился за меня, попросив мать не отправлять меня больше за водой.И, как оказалось, в последний.
- Я буду вечерами на машине привозить воду,- сказал он.
- Ничего страшного с ней не случится! Я тоже беременная все таскала- и воду, и сено, и на поле работала. Как видишь, жива и здорова!- отмахнулась мать.
-Не мужчина ты, если за водой пойдёшь . Можешь и юбку тогда сразу надеть,- зло процедил отец.

Так и жили.
Заметив, что у нас с Джамалом нормальные отношения,они находили повод поссориться с ним и назвать подкаблучником и бабой .
Я иногда замечала, как свёкор стоял в саду под окном нашей спальни ,явно подслушивая...Джамал , которому я сказала об этом, пожав плечами ,ответил, что и в прошлую его женитьбу было то же самое...
Все  время было ощущение, что кольцо вокруг меня неумолимо сжимается. Я все больше замыкалась в себе.
Один за другим появлялись запреты:
Не общаться лишний раз и особенно -не дружить с соседями, потому что нормальных людей  среди них нет;
Не ездить к родителям чаще одного раза в два- три месяца , а остаться с ночевкой - боже упаси;
Одежду носить только ту, которую одобрят они, потому что мой городской вкус не подходил для села........

У меня  никогда не было особой близости с моей мамой.Нетерпеливо выслушав  меня , она каждый раз говорила:
- Наира, оставь эти бесполезные разговоры. Ты ни в чем не нуждаешься, твои дети уже с рождения и до конца жизни обеспечены всем.Думай о них, остальное приложится.
Она призывала меня думать о детях, а сама обо мне думать отказывалась...
Не думаю, что мама не могла понять как мне трудно...Она просто ничего не хотела знать.
Так ей было спокойнее.

У меня уже было двое детей: четырехлетняя Амина и двухмесячный Адам .
Насладиться близостью своих малышей я могла только ночью, но чаще моих сил хватало только на то,чтобы искупать их и уложить спать.
Пока я бегала  по хозяйству как белка в колесе, за детьми смотрела свекровь.
Я очень сильно изменилась и внешне, и внутренне. Иногда, встав перед зеркалом, я пыталась вспомнить, как раньше выглядела...И не могла. Мне было двадцать пять  лет, но можно было смело дать далеко за сорок.А в душе мне было , наверное, все сто....
Измученную ,загнанную, одетую почти по- старушечьи ,меня не всегда узнавали даже соседи родителей, знавшие меня с детства.
Если до замужества я всегда тщательно следила за своим внешним видом, то теперь мне было даже не то, чтобы все равно...Я словно никак не могла очнуться  от какого- то липкого и назойливого сна.
Это была не моя жизнь. Я и сама была не я.
Все, что было моего в этой жизни- это были мои дети.

Джамал теперь только и ждал повода, чтобы поскандалить из- за любой ерунды  и уйти, хлопнув дверью.Он мог не появляться дома несколько дней.
Его родители во всем винили меня- за неласковый и нехитрый  характер, за резкость ,за невысокий рост, за некрасивое лицо , за то, что мне ужасно не шли все эти балахоны в пол,которые я носила по их же требованию...и за многое другое.
Однажды свёкор как- то странно разглядывал меня, затем выпалил:- Где были наши глаза, когда мы брали  такую некрасивую жену нашему красавцу сыну?
В этот же день свекру, работавшему во дворе  с болгаркой, сорвавшимся диском разрезало  почти  половину лица... Пришлось наложить пятнадцать швов.
Ещё через день случилось невероятное - свёкор попросил у меня прощения ...Это тоже был первый и последний раз.
Я действительно стала резкой.У меня уже не получалось безропотно сносить оскорбления и грубость ,я огрызалась, как загнанный в угол зверёк.
Могла ответить и Джамалу, и его родителям.
В итоге Джамал стал поднимать на меня руку...

В этом аду в качестве бесправной рабыни я прожила 6 лет.
Уже почти год я знала, что у Джамала есть другая женщина.Я даже не ожидала, что это будет причинять мне такую бесконечно ноющую боль.
Я чувствовала себя как   в гробу, в крышку которого раз за разом вколачивали все новые и новые гвозди.
Иногда казалось, что я больше не выдержу...но под каждой содранной с меня шкурой как будто оказывалась новая, ещё толще.

Я приехала с детьми к маме  и рассказала, что Джамал женился и скоро у него должен родиться ребёнок.
Мне казалось, что уж сейчас- то точно родители встанут на мою сторону и защитят...Наивная...
Мама расстроилась, но снова завела песню про детей и мою ответственность перед ними... и, вызвав такси, отправила меня домой, к мужу.

Моей Амине исполнилось 5 лет, Адаму- годик.
Их отца дома почти не бывало.Говорили, что он с новой женой и с новорожденной девочкой снимает где- то квартиру.
Если я молчала , свекровь  говорила:- Что ты за жена, даже не интересуешься , где твой муж....
Если каким- нибудь образом касалась его в разговоре, резко отрезала :- Какая тебе разница, где он? Разве ты в чем- то нуждаешься?
Что я могла объяснить этим людям, которые не понимали никаких условностей,кроме как ,, нажить  добро и ни в чем не нуждаться,,  ?

В этот раз Джамала не было дома почти два месяца.
Я только что уложила детей поспать и возилась со стиркой, когда он вошёл во двор.
У меня не было никакого желания с ним разговаривать и я продолжила стирку, не обращая на него внимания.
-  Ты как мужа встречаешь?- надменно сказал он.
- Гордая городская,да?- не унимался он, и, так и не получив от меня ответа, вдруг заорал:
- Я тебе покажу как надо со мной разговаривать,дрянь! А ну- ка быстро сними с меня обувь и вымой мои ноги!
Ты сейчас эту воду будешь пить!
В эту минуту как будто что- то щелкнуло и переключилось во мне.
Вдруг  стало удивительно легко, словно невыносимо тяжелый  груз свалился с моих плеч.
Я с силой отшвырнула от себя таз со стиркой и спокойно сказала , презрительно глядя ему в глаза:
- Муж?!... Какой ты мне муж?..Ты бесстыжая тварь, а не муж! А со своими вонючими ногами иди к своей вонючке, пусть она их моет!

От неожиданности он замер на несколько секунд.
Затем схватил подвернувшуюся под руку табуретку и швырнул ее в меня .Я успела увернуться и табуретка попала мне в руку.
В один прыжок он оказался рядом со мной и , свалив на пол, стал  бить своими тяжелыми ботинками.
Я закричала от боли... Из дома послышался испуганный плач разбуженных детей.
Из летней кухни выскочила свекровь, молча слушавшая нашу перебранку.
- Мало ей!.. Убить ее надо за такой острый язык!
Нищеблудка, человеком себя почувствовала...
Ее голос уходил куда- то далеко... все дальше и дальше...

Я пришла в себя от того , что меня облили холодной водой.Все тело болело. Руку, на которую я хотела облокотиться, чтобы встать, пронзила сильная боль и я снова упала.
Когда снова пришла в себя,я уже лежала в комнате  на диване.Невыносимо болела каждая клеточка тела  , больно было даже дышать...
Детей не было слышно.Джамал понуро сидел в кресле возле окна. Свекрови в комнате не было, видимо, она увела детей.
Возле дивана , внимательно вглядываясь в мое лицо, стоял свёкор.
-Ну что, пришла в себя? ... Ты меня слышишь?.....
Ты упала с лестницы, ты помнишь? Оступилась и упала...

Наверное, мне было бы все равно, даже если бы я умерла.