Лампа в окне

Бика Алхасова
- Саидшамиииииль!...Сынок!...Ты же обещал вернуться...Я же ночей не спала в ожидании тебя.....
Бика уже не кричала,не могла.Голоса у неё почти не осталось,как и сил. Она сидела ,окруженная плачущими женщинами,от безысходности покачиваясь из стороны в сторону.
Лица её и её троих дочерей были расцарараны до крови. Так женщины издавна демонстрировали горе от потери сына или брата.

Шёл пятый год войны.Не было семьи,в которую не пришла похоронка.
Вчера она пришла и в дом Бики.
Погиб её старший сын Саидшамиль,с первых дней войны находившийся на фронте.Погиб,героически сражаясь.
Так было написано в похоронке.
- Хоть бы я тебя женить успела,вошоооо...- Осталась бы память о тебе,твой след...Забрала тебя у меня проклятая война!

Шестнадцатилетний Джалалутдин сидел среди мужчин. Побелевшие костяшки  сжатых кулаков выдавали его горе и ярость.
,,Отомстить!..Десятки,сотни фашистов уничтожить за брата!...За мамино разбитое сердце,за её боль  и слёзы.,,
Ему хотелось сейчас же оказаться на войне и бить гадов.
Да что толку,ему только- только исполнилось шестнадцать и  его не  возьмут служить .

Джалалутдин был рослым парнем и выглядел старше своих лет.Из- за нехватки педагогов,отправившихся на войну,он  работал в школе учителем  и был уже женат на русской учительнице Вере,приехавшей в село по распределению из Костромы.
Вера была старше мужа почти на десять лет и ждала ребёнка.
Провожая мужа по школьным делам в Ботлих,она не знала,что больше никогда его не увидит.
Джалалутдин каким-то образом убедил военкома,что ему уже исполнилось восемнадцать, и его отправили в армию.

Муж Бики Алхас умер ещё до войны,оставив её с шестью сиротами.
Её опорой и надеждой стали старшие сыновья Саидшамиль и Джалалутдин.
Две дочери были замужем и их мужья,два брата -Али и Абакар,тоже были на войне.Муж Джами Али ,работавший до войны секретарем райкома,полгода назад пропал без вести.
,,Хоть бы ты тоже, вошо,пропал так...Какая- то надежда была бы,что ты где- то есть...,, мысленно разговаривала Бика с сыном.

Джалалутдин был на фронте уже через месяц учебки.Спустя полгода его и так редкие письма  перестали приходить,затем пришло письмо,что он пропал без вести  в Украине.
Мать,потерявшая двоих сыновей,совсем высохла от безысходного горя.Она не слегла лишь потому, что на её руках были двое детей- двенадцатилетняя Хадижат и десятилетний Гамзат.

Война закончилась.Оставшиеся в живых мужчины стали понемногу возвращаться домой.
В сорок шестом вернулся уже оплаканный матерью и сёстрами Саидшамиль.Оказалось,что его,тяжело раненного в голову и полумертвого,подобрала на окраине деревни старая полячка и выходила.

Жизнь потихоньку налаживалась.Несмотря на чудесное возвращение Саидшамиля почти с того света,сердце Бики день и ночь ныло по Джалалутдину,у которого уже рос сынишка Ибрагим.Она выплакала все слёзы,тихо плача по ночам,когда дети спали.
Каждую  ночь в её окне до утра горела керосиновая лампа,и она никогда не закрывала дверей даже на ночь.
-Вдруг мой Джалал вернётся посреди ночи...- говорила она.-Постесняется будить меня и проведёт ночь на улице.А я до самого утра не узнаю,что он уже дома...
До самой смерти ждала Бика пропавшего без вести сына .

Я уже была старшеклассницей,когда ТОКСовцы нашей школы принесли моему отцу письмо от украинских ТОКСовцев .
В нем говорилось,что Алхасов Джалалутдин Омарович похоронен в братской могиле возле Львова.
Папа с дядей Саидшамилем и тетей Джами ездили на могилу брата ,взяв с собой немного родной земли.

Мой дядя Саидшамиль прожил долгую и достойную жизнь и умер в конце восьмидесятых.

Самый главный и настоящий праздник для меня - День Победы.
Я горжусь народом ,не думавшим о национальной или религиозной принадлежности и вставшим плечом к плечу и уничтожившим фашизм.
Я горжусь своей принадлежностью к этому народу.
И я очень надеюсь,что многомиллионные жертвы и победа наших дедов не окажутся напрасными,и люди  сохранят здравомыслие ,человеческое лицо и человечную душу.