3. Источники Антропологии

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005

учебном году.

Тема I

Введение в Антропологию

I. Что такое Антропология.
I. 3. Источники Антропологии.

Мы уже говорили с вами о том, что определение какой-либо научной дисциплины содержит в себе некий системный ключ, который объединяет всю совокупность понятий, рассматриваемую этой наукой, в единое целое, в целостную систему. Поэтому, приступая к рассмотрению вопроса об источниках Антропологии, мы опять, прежде всего, обращаемся к нашему определению:
«Антропология – это одна из систем богословского знания, которая «исследует» человека, эволюцию его природы и его историю, в свете Откровения Божия о сотворении человека Богом по образу и подобию Божию, последующему промышлению Его о спасении падшего «человечества» (человеческой природы). Его искуплению Крестной Жертвой Христовой и обожению «человеков» (человеческих личностей) путём приобщения их Божественной вечной жизни в Любви, чрез участие их в Таинствах Христовой Церкви».
Из него видно, что Антропология не является каким-то особым богословским знанием. Или какой-либо частью единого богословского знания. Это - то же самое Божественное откровение, которое известно нам из Предания и Писания, только осмысленное в такой системе логических построений, при которой на первый план выступает именно человек. Человек, как единство природы и как множество ипостасей - личностных воплощений этой природы. И главное внимание уделяется его истории и его будущему. Всей и всякой его истории (и материальной, и культурной, и социальной), но в первую же очередь, конечно, духовной. Его будущему во всей его полноте, но более всего, конечно же, ожидающей его, дарованной ему Богом, Вечной Жизни. 
Антропология охватывает собой всю систему богословского знания, являющегося результатом осмысления всего Откровения, данного Богом человекам, как о самом себе, так и о человеке и его предназначении в сотворённом Богом мире.
Вот что говорит об этом митрополит Филарет:
Каковы источники богословской антропологии?
В самом общем виде эти источники совпадают с источниками богословия вообще: это Священное Писание и Священное Предание. Богатейший материал даёт библейское богословие - как Ветхого, так и Нового Заветов. Это богословие нашло свое выражение и развитие в многостороннем творчестве Святых Отцов и Учителей Церкви, некоторые из которых оставили нам специальные труды, в которых раскрыли христианское учение о человеке.
Не менее важным, однако, является и тот духовный опыт, который накопила Церковь за два тысячелетия своего земного странствия. Прежде всего, это литургический опыт - плоды участия многих поколений христиан в соборной молитве и церковных таинствах, прежде всего в Евхаристии, а также в таинстве Покаяния.
Необходимо иметь в виду, что практически все богословские дисциплины имеют антропологическое значение. И первое место среди них, безусловно, занимает догматическое учение Церкви.
Но всё это, - лишь та часть антропологической науки, которая имеет предметом своего внимания человеческую природу. Это продукт осмысления Откровения. Но это ещё не вся Антропология.
Божественное Откровение не есть просто какой-либо объём информации. Оно не какое-то отвлечённое знание. Это – призыв, побуждение к действию. Это желание Бога общаться с человеками. Общения, которое хоть и не прервано ныне грехом, потому что природа наша уже обожена Спасителем мира, но сильно им затруднено, из-за того, что человек забыл своего Творца. Не помнит Лица того, с кем общался лицом к Лицу в Эдеме. Не ощущает потребности в Нём. Это ожидание Богом ответа! Свободного и искреннего ответа человека на призыв Бога: «Человече! Дай мне твоё сердце».
Не всё в Антропологии можно понять умом. Необходим и сердечный труд. Нужно личное Богообщение, то самое – «лицом к Лицу».
Вот что говорит об этом митрп. Филарет:
Чтобы богословская антропология не превратилась в сухую теорию, она должна включать в себя то, что обычно называют «опытным богопознанием». Однако подобное включение многообразного и в высшей степени назидательного духовного предания Церкви не должно происходить в ущерб логике - строгой богословской логике.
Именно верность вероучительным истинам всегда была в Церкви критерием правильности или ложности тех или иных проявлений в сфере мистико-аскетического опыта и духовного делания. Для строго церковной мысли любые попытки синтеза предполагают согласие богословской теории и духовной практики, которые должны взаимодополнять и обогащать друг друга.
Итак – личное богообщение. Это, конечно, хорошо, но, как говорится: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». На пути к нему разлёгся наш с вами грех. И здесь нам без практических знаний и опыта никак не обойтись. То есть личного опыта  Божиих угодников, прославленных Церковью и, тем самым, прошедшего все мыслимые духовные испытания, проверенного временем и соборной жизнью Церкви. Речь идёт о Житийной литературе – о «Житиях Святых».
Снова обратимся к митрп. Филарету:
Особое антропологическое значение имеет аскетическое делание, монашеский подвиг, ставший для многих христиан путём к святости, к «стяжанию Святого Духа», говоря словами преподобного Серафима Саровского. Православная аскетика содержит «знания о внутреннем человеке». Это знание можно назвать «практической антропологией», без учёта которой церковное учение о человеке не может быть полным.
Среди «опытного Богопознания» и «Богообщения» особое место занимает опыт новомучеников и исповедников российских:
Следует с особым вниманием обратиться к другому источнику христианского видения возможностей человека - к опыту современных новомучеников и исповедников, повторивших подвиг первых христиан, но вместе с тем совершивших его в совершенно новых исторических условиях. Стояние за веру в период гонений, мужественное переживание страданий и лишений во имя Христа, а порой и принятие мучительной смерти, - всё это обнаруживает особую силу христианского духа, способного, при явном содействии благодати Божией, противостать духу века сего и победить победою Христовой. Вместе с Апостолом эти новые «свидетели» могли бы сказать:
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»
(1 Кор. 15:57).
Исходя из сказанного, можно для наглядности представить источники Антропологии следующим образом:
1. Священное Предание;
2. Священное Писание;
3. Литургический опыт;
4. Аскетический опыт;
5. Библейское богословие Ветхого Завета и Нового Завета;
6. Догматическое богословие (Творения св. Отцов);
7. Опыт богопознания (Житийная литература);
8. Опыт стояния в вере (Новомученики и исповедники Российские).