Вещий сон

Ольга Сквирская Дудукина
- А сейчас мы узнаем, кто это – Бог, – торжественно произнес молодой польский миссионер по имени Марек.
«Неужели?!.» - подумала я и вся превратилась в слух.
А Марек запел под гитару:
- «ЧИтай Библю,  мОлись каждый день, мОлись каждый день, мОлись каждый день!»
«И это все?! Дешево и сердито», - подумала я, распевая вместе со всеми дурацкую песню, безо всякого удовольствия.
В общем, в тот раз я так и не узнала, «кто это Бог». Ну, Библию читаю, ну, молюсь… И все-таки – кто это Бог?
И что Ему до меня? Он такой большой, а я такая маленькая.

... Когда мы проживем жизнь, мы поймем, что не было ни одной молитвы, которая осталась не услышана Богом, – произнес в проповеди отец Алексей, старенький словацкий священник-иезуит.
Ему скоро сто лет, биография может украсить любой приключенческий роман. Ему можно верить. Но что-то не верится.
Слишком много у меня молитв без ответа.

 ...Бог разговаривает с нами языком ситуаций, - а это сказал священник-францисканец из Италии, отец Гвидо.

...На каждую молитву Бог дает один из трех ответов: ответ первый – «Да. Получай!» Отец второй: «Не сейчас». Ответ третий: «У Меня есть идея получше»,  - это  я услышала из уст протестантского проповедника из Америки, основателя движения Анонимных Алкоголиков в Новосибирске.

Выходит, надо только набраться терпения и дождаться, когда Его «не сейчас» превратится в «сейчас», или когда претворится в жизнь Его «идея получше».
А я человек нетерпеливый, может,  поэтому Богу иногда приходится обращаться ко мне открытым текстом. Да-да! Я не шучу!
Это было так…

                ***

Иногда жизнь напоминает сидение на заборе – ни туда, ни сюда.
Моя семья собиралась переезжать из родного провинциального городка в большой город. Не везло ни с работой, ни с финансами, ни с жильем. Нужно было начинать все заново на новом месте в сибирской столице. 
Музыковедческие дипломы, которые мы с Сашей заработали в поте лица, претерпели перестроечную инфляцию, и мы были морально готовы к смене профессии. Вот уже несколько месяцев мы основательно  готовились к переезду – распродавали музыкальные инструменты и мебель, переводили все в доллары, затем в недвижимость. Доставшаяся по завещанию и с трудом отремонтированная бабушкина квартира  стала отправной точкой для  целого ряда риелторских операций.
Нам везло. То есть нам помогал Бог. Мы молились, как люди, которым нечего терять, и которым оставалось только молиться. За нас молились друзья, тот же Марек.
Он, кстати, организовал семейную молитвенную общину, где все поддерживали друг друга.  Эти встречи по пятницам в основном посещала я, потому что Саша обычно бывал занят делом.
Надо сказать, что поначалу я ходила туда без всякого энтузиазма. Мне очень нравилась эта польская семья, особенно Дорота, похожая на Богородицу. Песни Марека я терпеть не могла, да и сами темы занятий мне казались слишком оторванными от жизни («Кто это Бог?»).

Богу Богово, а у нас свои проблемы.
Вот, например, начался учебный год, а мы так и не переехали в большой город. В практическом смысле это для нас означает, что мы остаемся жить в казенной коммуналке, дочка с первого сентября пойдет  в прежнюю школу, мне придется продолжать работать в этой же школе в качестве училки пения (это с консерваторским-то дипломом!). А все почему:  Саша затеял квартирный обмен с одной пьющей женщиной, а та, выпросив задаток,  исчезла в неизвестном направлении.
- По каким «малинам» ее искать – убейте, не знаю! Надо ждать, пока она пропьет задаток и объявится... – решил он.

Вот мы и «сидели на заборе». В изнурительном ожидании закончилось лето, начался учебный год. До кучи выяснилось, что паспорт, на которую эта Галина Васильевна оформила доверенность, оказался просроченным, и дело с квартирой застопорилось. Настроение было ужасным.
А на работе тем временем коллеги один за другим интересуются: вы что, уезжаете? Как сговорились! Нет, нет, что вы, никто никуда не уезжает!
 
...Позже я поняла, что дочка просто поделились с друзьями-одноклассниками: мол, мы уезжаем. А друзья рассказали родителям: Инна уезжает. А родители – учителя этой же школы. Те - ко мне: вы что, уезжаете? А я, ничего не подозревая: нет-нет! (Это у меня правило такое было: не говорить о себе правду, чтобы не сглазили. Или чтобы не навредили мне. Да, вот такого мнения я была о людях).

- ...Ты должна открыться на людей, – советовал мне священник.
- Это опасно: люди разные бывают.
- Открыться на людей – это значит открыться на Бога. А если Бог с тобой – то кто сможет навредить тебе!?

Это я поняла намного позже. А тогда я только начинала ходить в католическую церковь и узнавать, «кто это – Бог». И по привычке не хотела никому говорить правду. Например, правду об отъезде. Вышло еще хуже: пошли слухи, сплетни (скорее всего, «они» уезжают в Израиль...) А тем временем треклятая Галина Васильевна как канула в воду.
 
...Вот в таком настроении я и пришла на общину Марека и Дороты. Даже не помню, какую там тему обсуждали. Я все думала о том, как же быть – выхода-то нет...  Машинально взяв Библию, протянутую Марком, я попыталась было прочитать стих, на который он показал, - и не смогла. Разревелась.
Все молчали, ничего не спрашивая.
 
- Может, ты хочешь, чтобы мы помолились за тебя? – спросил Марек.

И тут я почувствовали, что - и вправду хочу. Но попросить об этом – значит, «открыться на людей», а это было мучительно. Но другого  выхода не было.

- Я не буду вам объяснять, что происходит, - это долго и неинтересно... Просто помолитесь за мою семью, чтобы мы смогли переехать в Новосибирск!

- Успокойся, скоро переедете, – сказала мне Оксана, с которой мы вышли из подъезда Маркова дома.
Было темно, слякотно, холодно.
«Неужели получится?» - подумала я без особой надежды

...А ночью мне приснился сон. Самого сна я совсем не помню, и он не важен. Меня удивило, что мужской голос произнес слово прямо поверх сна. Голос был высокий, резкий, звучал так, словно мне его сказали на ухо. От этого голоса я проснулась. А слово было – «Ис-по-ведь».

И тут меня осенило: ну конечно! Господь не хочет, чтобы я лгала. Вот Он и делает так, что я говорю правду: говорю, что мы никуда не едем, и мы таки никуда не едем! И не уедем, пока я не раскаюсь в том, что вру...

...На исповедь я просто бежала. Отец Антон ни капли не усомнился в том, что сам Господь во сне сказал мне слово.
- Господь часто общается с людьми именно во сне, так было и с пророками, как гласит Библия.

...А дальше было, как в сказке. Буквально на следующий день нашлась Галина Васильевна. Дело сдвинулось с мертвой точки.

- Только что водил ее фотографироваться на паспорт, - радостно  сообщил Саша нам с мамой.
- И как вышла? – иронично поинтересовалась мама.
- Нормально – как на памятник, – сказал Саша.

 Фотографию вклеили, и паспорт обрел законодательную силу. Тогда еще можно было не менять паспорт, а доклеивать новые фотографии. Так, с одной страницы смотрела цветущая блондинка, а с другой – опухшая злобная бомжиха. Ничего трагичнее этого паспорта не видела. Хроника женского падения.

Так или иначе, эпопея сделки с Галиной Васильевной завершилась, оставив неприятный осадок и поселив у Саши намерение никогда не затевать дел с алкоголиками.

...Мы переехали так стремительно, что я даже не успела прийти на семейную общину с прощальным тортом, о чем до сих пор жалею.
Прошло много лет. Никогда больше Господь так не говорил со мной - «русским языком» в буквальном смысле. Зато он часто действовал через других людей, использовал язык ситуаций, отвечал на молитвы одним из трех способов. 
Но я до сих пор так и не узнала, Кто это Бог.

Новосибирск 1995