Без родины 2 - Глава 27
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ.
Жарким полднем я сижу в своей машине возле храма и наблюдаю, как ветер колышет траву на полях и гоняет облачка по небу. Кроме этого, в Настино ровным счетом ничего не происходит. Лишь изредка по дороге, пыля, лениво проезжает трактор, который ищет по дворам, не нужно ли кому вспахать огород.
«Алексея упустил, – грущу я, – а других спонсоров пока не наблюдается!»
У меня возникает желание позвонить к о. Герману, но потом я решаю поискать благодетелей среди местных жителей, а не дожидаться помощи со стороны. Конечно, может чудесным образом выручить Бог. Однако, как любит повторять на занятиях о. Георгий, если все будет делать Он, за что нам тогда жалуют венцы?
Я вспоминаю про зажиточного московского дачника Анатолия Степановича, худощавого старика с обритой головой, большого любителя бильярда. На первом этаже его дома имеются столы для игры, и он всегда рад, если кто-то заглянет на партию.
Я надумываю поехать к старику. Конечно, он быстро поймет, что я не умею держать в руках кий. Но прежде чем он прогонит меня, я успею произнести речь, и, возможно, заинтересовать старика восстановлением святыни. Даже если ничего не получится, поездка к Анатолию Степановичу – это всё равно лучше, чем впустую возле храма торчать.
Подъехав к знакомому дому, я вижу, что добротное хозяйство Анатолия Степановича находится в запустении. Хотя калитка широко открыта, и вроде как приглашает зайти, я сомневаюсь: приехали ли этим летом старик? « Возможно, болеет, еще не появлялся…» – думаю я, рассматривая домовладение с целью убедится, что сюда не проникли злоумышленники. Однако сквозь широкие окна я с облегчением замечаю фигуру старика в бильярдной, и, поскольку неоднократно работал здесь, захожу вовнутрь на правах старого знакомого.
Переступив порог гостиной залы, я обращаю внимание, что в ней давно не убирались. А клеток с певчими птицами, еще одной слабостью старика, стало намного меньше. Я понимаю, что на это есть серьезные причины, и собираюсь тихо уйти, никак не проявив себя. Но Анатолий Степанович замечает меня, и без обычных для него добродушных приветствий, спрашивает тихим голосом:
– Ты что? Работу ищешь?
– Здравствуйте, Анатолий Степанович! Нет, не работу. Вы как-то предлагали мне сыграть с вами. Вот я, наконец, надумал.
– А–а… – рассеянно произносит Анатолий Степанович, – что ж, можно, пожалуй…
Он отходит от барной стойки, где у него стоит стопка и открытая бутылка водки, и направляется к одному из бильярдных столов. Заметив мой взгляд, он смотрит на меня тоскливыми глазами и говорит:
– Этой зимой старший сын от рака скончался, собирался помянуть. Сердце болит, невыносимо…
Мне становится жаль старика. Я вдруг чувствую, как ему плохо, думаю, что наша игра будет сейчас неуместна, и решаюсь честно сказать, зачем пришел:
– Хочу местную церковь привести в порядок. Собирался у вас совета спросить, как это лучше сделать. Но теперь, в связи с постигшим вас горем, приношу свои соболезнования и …
Я намереваюсь направиться к выходу, однако Анатолий Степанович делает жест, означающий, что он просит меня остаться, и принимается выкладывать шары на стол. Глядя на выражение его лица, я соображаю, что партия старика не интересует, он боится остаться в одиночестве. «Пожалуй, я могу провести с ним часик – другой» – Думаю я.
– Знаешь, ты, за советом, не по адресу. Я к религиям отношусь отрицательно, – вздыхая, говорит Анатолий Степанович, – вон их, сколько! И каждая утверждает о своей исключительности. Это раздражает – поди ж ты, разберись!
– Религий действительно много, – соглашаюсь я, – но русский народ душой и сердцем выбрал православие.
– О нашем народе точно также можно сказать, что он остался в грубом язычестве.
– Язычество растлевает своих последователей, русский человек в нём теряет принадлежность к «русскому миру», и духовно гибнет. Мы спасаемся только в православии.
– Да что это такое – православие? – безразлично спрашивает Анатолий Степанович, натирая мелком пальцы.
– Мне представляется, это синтез христианского вероучения с классической греческой философией.
– Сократа, Платона, Аристотеля, учителями я признаю, однако кто засвидетельствует мне истинность православия? Христос, о существовании которого нет достоверных сведений? – недовольно хмурясь, спрашивает Анатолий Степанович.
– Примите свидетельство души вашей. Люди, в большинстве своем, живут по нравственным законам Евангелия.
– Не знаю, не знаю… – произносит Анатолий Степанович, точным ударом разбивая сложенные в треугольник шары, – мне кажется, что религии держатся не на правде, которую сами же и выдумывают, а на страхе смерти. Этой, непостижимой для человека, загадке тленного бытия. – Старик тяжело вздыхает, – если бы Бог существовал на самом деле, наш мир был более упорядочен, и родители не видели смерть детей. – Анатолий Степанович со слезами на глазах кладет кий на стол, и отходит к клетке с птицами, где делает вид, что проверяет, имеется ли в поилке вода.
– Да, смерть не вписывается в гармонию божественного мира. – Признаю я, – а читая книги Бытия, мы узнаем, что в Раю смерти не было. Но из-за происков сатаны, все пошло « не так».
– Разве у настоящего Бога может что-то пойти «не так»? – спрашивает Анатолий Степанович, вновь берясь за кий, – как тогда я могу в него верить?
– На самом деле, то, что у нас есть сейчас, это, своего рода компромисс. – Наблюдая, как старик сложным ударом от бортов загоняет шар в лузу, говорю я, – ибо сказано в св. писании: «и сотворил Господь ризы кожаны». Так вот, эти «ризы кожаны», или наши тела, и подвержены смерти. Сама же душа, имеющая в своем составе дух премудрости, по окончании земной жизни возвращается в Рай, где ожидает новое, бессмертное тело.
– Из этого можно сделать вывод, что божьи твари с душой, но без духа премудрости, не унаследуют бессмертие. Вот я с этим не согласен, это меня от христианства отталкивает. – Недовольно говорит старик, бросив взгляд на своих любимых птиц.
– Я не говорил, что не унаследуют бессмертие. Хотя души животных не имеют духа, относительно них, среди отцов церкви нет единого мнения. А что касается меня, мне кажется, что в Раю певчие птицы должны быть обязательно! – Словно подтверждая мои слова, птички начинают красиво петь.
– Все равно не понимаю, почему в христианстве есть такой персонаж, как упомянутый тобою сатана, или бог тьмы. – Говорит Анатолий Степанович, обождав, когда птицы немного утихнут, – чтобы была возможность указывать на него, как на источник всех проблем? Этакая еврейская хитрость: мол, во всём виновато не начальство в виде Бога, и не мы, а некая третья сторона, нас постоянно искушающая.
– Существование антагониста действительно усложняет понимание Божьего промысла. Но человек потому и величается сыном божьим, что может сам разобраться – где добро, а где зло. Сатана желает уничтожить человека, потому что потомство Адама, по пророчеству, «сотрет главу змия». Вопрос поставлен ребром: или он, или мы.
– Человечество на данный момент таково, что уничтожит себя гораздо раньше, чем кому-нибудь «сотрёт главу» – мрачно говорит Анатолий Степанович, точным ударом загоняя в лузу сразу несколько шаров.
– « По вере вашей да будет вам!» – сказал Христос. Нам нужно верить в милость божию. И в то, что предсказание о «новом Иерусалиме» сбудется! Я уверен, что человечество гораздо лучше своей репутации, и божественный план спасения человека исполнится! – я говорю это с большим вдохновением, чем, наверное, нужно в таком случае.
– Выходит, что мы до сих пор живы только благодаря природному оптимизму? Есть еще объяснение, почему дьявол пока до нас не добрался? – ехидно спрашивает старик, опять натирая пальцы.
– Я думаю, что вселенная сотворена Богом так, что сатана не может ее увидеть. Падший ангел чувствует запах материи, и более чем явственно представляет, но видеть – нет, не видит. Ищет, где она, но не находит: ведь у него такого зрения, как у нас, нет. Поэтому дьявол и «введет» к нам антихриста. Чтобы его глазами, наконец, увидеть сотворённый Богом мир, и уничтожить его.
Наш разговор прерывается: сквозь потолок внезапно проступает звездное небо. Возникает такое чувство, что мы в космическом пространстве, и можем потрогать рукой галактики, которые своим существованием подтверждают наличие четкого замысла у Творца. Мне кажется, что я слышу ангельское пение, и что звезды – это огоньки в кадилах, которыми ангелы кадят во славу божию.
– Знаешь, а я тебе, пожалуй, буду помогать, – говорит, зачарованно глядя со мною вверх, Анатолий Степанович, – но не потому, что уверовал. Просто благодаря нашему разговору сердечная боль притупилась, и мне кажется, что и мой сын, «там», стал меньше сокрушаться по поводу своей преждевременной кончины. Видимо, искренняя молитва, чего-то стоит!.
© Copyright:
Виталий Поршнев, 2018
Свидетельство о публикации №218061400034