Киевская венеция

Виктор Литвиненко 2
          Левобережный Киевский микрорайон Русановка, названная Киевской Венецией, была намыта на месте козлиной топи и наряду с Печерским районом должна была стать элитным местожительством определённой прослойки киевлян. Однако, первоначально нереспектабельный вид и отдалённость от центра Киева изменили контингент жителей. Квартиры в новых, девятиэтажных зданиях Чешской планировки начали получать простые труженики Дарницкого и Подольского районов.
          На Русановку мы переехали в 1965 году из соцгорода Дарницкого района, попав из коммунальной квартиры (дом Хрущёвской застройки) на три семьи, в шикарную трехкомнатную квартиру. Вокруг – пески, среди которых помимо нашего стоит ещё три здания.
          Школу, к этому времени, построили в единственном экземпляре, по этой причине меня зачислили во 2-Е класс. Появились друзья-товарищи, совместно с которыми мы начали обследовать обширную территорию места жительства. Было забавно бегать по местам, где всё ещё намывался наш остров либо наблюдать за рытьём канала вокруг Русановки. Свежевыброшенный из земснаряда песок обладал зыбучестью и приобрёл у нас название ''бешеная земля'', огромные баки на новостройках, наполненные водой, послужили нам бассейнами для ныряния, а вымытые вместе с песком из Днепра патроны – вечерним развлечением.
          Первоначально на Русановке был один мост (со стороны моста Патона) построенный с над канальной перспективой, однако в описываемый период проходил над родниковым ручьём, в котором водились превосходные раки.
          Русановка застраивалась, я со товарищи в 3-А классе. Лучшее времяпрепровождения новостройки, игра в казаков-разбойников, городки и квач в воде. Всё время после школы, до призывного вечернего клича мамы ''Витя-домой'', уличная жизнь.
          Шли 70-е. Киевская Венеция фактически застроена. Вырыт канал вокруг Русановки, построено ещё две школы, сформировались банды старших и младших подростков. После семи вечера, как правило, жители на улицу без определённой нужды не выходили. Начались войны микрорайонов. Стройные колонны по 150-200 пацанов из каждой устанавливающей права стороны, цепи, дубины, кастеты, каски, тяжёлые рабочие ботинки с набитыми металлическими пластинами. Колонны сопровождаются воронками и нарядами милиции, которая, после отхода колон, подбирает оставшихся на земле.
          Новым развлечением, захватившим буквально всех, было строительство замаскированных землянок на берегу русановского пролива, однако наводнение 1972 года, смыло это увлечение.
          Купальный сезон, как правило открывался пацанами в марте-апреле каждого года, в момент ледохода. Предварительно, все соревновались в том, кто быстрее перебежит русановский пролив по плывущим льдинам, после чего необходимо было окунуться в воду. Окунались и выскакивали с синюшными телами, которые быстро отогревались солнцем и тёплым песком.
          На берегу мы проводили очень много времени. Можно было увидеть зайца, либо попробовать поймать утят, обмотать себя ужом, или сделать из ящерицы медаль, для обездвиживания окуная её предварительно в воду. В конце концов, вооружившись шестами, совершить плавание на льдине.
          Нас заботили не только развлечения. Вокруг подъезда, с нашей помощью был разбит фруктовый сад, а с тыльной стороны здания, ребятами нашего парадного, помимо деревьев, была разбита клумба, которая находилась как раз под балконом (второй этаж) квартиры где я жил и служила средством экстренной эвакуации при неожиданном приходе родителей во время пропуска нами занятий.
          Особо славился Русановский гастроном, находившийся метрах в 200-х ста от нашего дома. В мясном отделе на крюках висели туши коров, свиней и овец, в рыбном – из дубовых бочек, на развес продавали красную и чёрную икру, в отделе готовой продукции – Вологодское и шоколадное масло, натуральная Докторская колбаса, в хлебом – преобладание кукурузного хлеба. Нашим любимым местом в гастрономе был, как назвали бы его сейчас, кафетерий, где за двадцать две копейки можно было посмаковать стаканом томатного сока и стаканом молочного коктейля. Незабываемыми были также бычки в томатном соусе за 16 копеек банка…
          С любимой Русановкой пришлось расстаться на три года и на благо Родины, впрочем, как и на своё благо, отдать долг службой в военно-морском флоте.
          А Русановка цветёт и ныне.