Маски

Елена Бадалян-Аванесова
На пиру, в чужом похмелье, среди сытых, пьяных рож,
умоляю, не тревожь, боль моя, моё сомненье...
Я привыкну, не беда, все когда-то привыкают,
что-то в душах убивая, к сожаленью, навсегда...
научусь, как все, смеяться и кривить душой, как все,
перестану видеть лица в безобразной наготе,
из набора разных масок ту возьму, к какой стремлюсь...
Отчего же мне так страшно? Почему не тороплюсь?..

- Подходите, налетайте, не стесняйтесь!  Вы что-то спрашиваете, молодые люди? Что? Что у меня за товар? Я продаю маски. Нет, нет, не для карнавала, а маски на все случаи жизни. Что? Вы не понимаете, о каких случаях я говорю? Тогда я предлагаю вам попробовать примерить вот эту маску. Это маска радости и вдохновения. Ну, как? Чувствуете разницу? Надевая маску, вы начинаете себя  ощущать совершенно по-другому.   Ну, что вы, какое спасибо? Приходите, всегда рад быть полезным.  У кого-то из ваших  знакомых горе? Тогда вам в самый раз придётся маска милосердия и сострадания. Неплохо сидит, правда? Только потом не забудьте зайти ко мне, я  помогу вам её снять, а то она так плотно прилипает к лицу, что потом её не отдерёшь! Самые сложные клиенты – старики. Они так долго носят, не снимая, свои старые маски, что потом  им бывает трудно что-либо предложить взамен: маска становится собственной кожей. А самый благодатный народ – дети и  подростки. Такой огромный выбор, а им так хочется всё попробовать,  примерить на себя чужой опыт, понять чужие переживания! И тут мои маски приходятся в самый раз. Они меняют маски так часто, как некоторые меняют перчатки. На каждый день своя маска, потому что каждый новый день не похож на предыдущий. У вас остаются сомнения  по поводу моего товара?  Вы видите эту  даму? Да, да, ту самую, которая стоит у правого шкафа. Она всё никак не решится примерить маску наивности, хоть  очень хочет  сделать это. Зачем  ей  такая маска? Она  влюблена  в человека   моложе её на 15 лет. У неё за плечами три неудачных брака, и  это ее последний шанс.  Поэтому и  нужна  ей маска наивности,  чтоб  удивляться всему, что видит и  слышит.  Только тогда она сможет выглядеть в его глазах  девушкой, пугливой и неопытной. Такие ему нравятся.  Почему она так долго не решается сделать покупку?  Видите ли, господа,  сменить маску не так-то просто, нужно к ней как-то приспособиться, почувствовать её, признать  своей. Вот она и присматривается, приглядывается, примеряет, так сказать, заочно.  А вот и ещё один покупатель! Посмотрите, посмотрите, но только потихоньку, он ужасно не любит, когда его разглядывают в упор. Его чопорность  служит ему плохую службу. Он ведь работает  в банке с клиентами. С таким-то лицом он всех  распугает. Вот я и подбираю ему разные лица на те случаи жизни, о которых он мне рассказывает. Простите, господа, я ненадолго отлучусь к клиенту.  Решились,  что возьмёте на это раз? Ах, вам понравилась маска великодушия! Надо сказать,  у вас отличный вкус! Не каждый сразу примечает преимущества этой маски. Посмотрите, сколько искреннего сопереживания на этом лице! Примерьте, пожалуйста!  Позвольте, я помогу вам подтянуть её к ушам. Ну, вот, отлично! Кто теперь скажет, что это не часть вашего лица! Она сидит на вас как влитая, просто ваш размер. Что вы, что вы, какая благодарность! Заходите на следующей неделе, я вам ещё что-нибудь подберу .
Ну, вы видите, как расходится товар? День только начался, а я уже продал тридцать четыре маски.  Вот вам ещё один интересный экземпляр. Видите, стоит у крайней стойки.  Этот человек купил у меня уже пятнадцать масок, но предела совершенствованию нет, поэтому он продолжает  искать то, что подойдёт ему больше всего.  Вы напрасно смеётесь!  Это же лотерея. Каждому при рождении даётся  одно лицо, которое можно изменить только с помощью пластического хирурга. Но это дорого, хлопотно, больно, и  неизвестно ещё, что получится из вас после проведённых манипуляций над вашей внешностью. Здесь же вы можете подобрать себе то, что вам нужно именно сегодня. Вы влюблены, но ваше лицо не способно выразить  всю гамму чувств? Вот, пожалуйста, посмотрите, маска  влюблённости и переживания. Ну, разве она не хороша? Какая девушка устоит перед вами в этой маске? А эта?  Маска чистоты и непорочности. Она идёт всем, но почему – то больше всего самым отъявленным негодяям. Она так хорошо скрывает все их недостатки.  Вы обвиняете меня в укрывательстве подобных людей? Помилуйте, о чём вы! Каждому хочется хоть на минуту стать тем, кем он по той или иной причине быть не может.  Вы же не предъявляете претензии устроителям карнавалов за то, что они впускают на балы только тех, на ком есть маски? Так о чём мы сейчас говорим? Изображать из себя скорбящего человека на чьих-то похоронах, когда тебе совершенно безразлично, кого хоронят, хлопотно и непродуктивно. А радость при виде чужого счастливого лица изобразить ещё труднее, слишком много мышц приходится задействовать, а  удерживать всё это длительное время даже небезопасно. Можно  перенапрячь  лицо так, что оно просто не выйдет из этого искусственного состояния. А  заботу, милосердие, искренность? Неужели вы считаете, что  всё это  так легко даётся? Отнюдь. А здесь вы покупаете маску, которую потом скидываете за ненадобностью, и покупаете новую. Разве не замечательно! Кому нужны в наше время  открытые и мужественные лица,  скажите мне, пожалуйста? Маска – вот что раскрасит нашу жизнь новыми красками.
Ну, что? Я так и не смог вас убедить? Очень жаль! Но если вы  передумаете, всегда рад вам помочь. Возьмите визиточку на память…
...Придут, куда они денутся! Молодые, горячие.  Ещё нет понимания, нет ясности в голове, слишком много иллюзий. А столкнутся…
 Пора закрывать магазин…  Посетителей не осталось, все получили то, что хотели, так что на сегодня моя миссия закончена…
…В  дальней комнатке магазина седой старик, стаскивая с лица маску юности и весёлости, рассматривает себя в зеркале.  Глубокие морщины избороздили пожелтевший от старости лоб,  вены вздулись буграми на висках.  Вся кладовая забита масками. Со стен смеются, плачут, грустят и кривляются  образы, которые завтра станут чьими – то лицами.  Здесь нет только одной маски – маски одиночества, которую вряд ли кому-то захочется носить. Только ему одному известно, как крепко сидит на лице эта маска. Кряхтя и постанывая, старик  захлопывает дверь магазина на замок.  На вопросы припозднившихся покупателей он отвечает зло и сердито:
- Завтра, всё завтра, хозяин уже ушёл.
Опираясь всем телом на трость, он, тяжело переваливаясь с боку на бок, медленно движется в сторону жилых кварталов. И ещё какое-то время в гулкой вечерней тишине можно слышать постукивание трости и старческое брюзжание.