Книга Игры судьбы

Любовь Матвеева-Поротикова
 
         
         

         Удивительный дар Любови Матвеевой – писать о самом главном лаконично, с глубоким знанием человеческой души и жизни, с любовью и иронией, воплотился не только в предыдущих её книгах, но и в сотнях новелл и миниатюр, опубликованных в интернете. Книга, которую вы открыли - о судьбах украинцев, добровольно или насильно покинувших родину задолго до революции или после неё, и обосновавшихся в Казахстане. Эта тема недостаточно изучена статистикой и литературой, и автор делает посильный вклад для более глубокого изучения этой темы. Как сложилась ЗДЕСЬ жизнь бывших украинцев, ставших теперь её земляками? Она не только нашла время поговорить с ними, но УВЛЕКАТЕЛЬНО И ИНТЕРЕСНО рассказала о непростых судьбах своих скромных героев, о времени, в которое им выпало жить.  Вся книга читается как увлекательный роман, который вас не оставит равнодушным, поможет сформировать  правильную жизненную позицию, и дать оценку нынешним  обстоятельствам. 

       Главный редактор областной газеты «Северный Казахстан» И.И. Моор.


                ОТ АВТОРА

               В той стране, в которой мы жили раньше, умереть было легко, а жить трудно. Я  выслушивала людей всех подряд, кто согласен был поделиться  историей своей жизни, и ни один рассказ меня не разочаровал. Я вообще считаю, что неинтересных людей нет, и с восторгом знакомлюсь с каждым! Бывает, человек с трудом разговорится, полагая, что достойных внимания событий в его жизни не было, а когда посмотрит со стороны - удивляется: оказывается, и в его простой биографии отразилось ВРЕМЯ!
             Старшее поколение снова и снова возвращается мысленно в своё сложное   прошлое, чтобы их потомки знали эти уроки - уроки живой истории, которой они были свидетелями, истории реальной, не подправленной политиками! Многие из них родились задолго до революции, ещё при царе. На их глазах появилось,  а потом прекратило существование целое государство! Мои герои – скромные труженики. Они не только смогли выжить, но и воспитали следующие поколения в духе любви к Родине, какой бы она ни была!..
             Большинство моих героев прошли по жизни и скрылись, как будто их ноги никогда не топтали лёгкие седые травы наших степных дорог, но я ВИДЕЛА,  ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЛА этих людей, и РАССКАЖУ ВАМ о них! Следы многих остались только на этих страницах – некому сохранять о них память… Немногие другие живы, будут придирчиво читать свои и чужие воспоминания, а их потомки…   Увы, сейчас они не читают ВООБЩЕ!
              Но мои читатели – не из этой категории. Они знают, что  КНИГА – это настоящая  МАШИНА ВРЕМЕНИ. Итак, в путь – в ПРОШЛОЕ!..
 

                «Кажется, будто жизнь людей обыкновенных однообразна, -
                это только кажется: ничего на свете нет оригинальнее и
                разнообразнее биографий неизвестных людей!»
                А. Герцен «Кто виноват?»

 
               
          КУРКУЛИ

                «Работай до поту – поешь хлеба в охоту» (укр. пог.)

        Давно это было, в самом начале прошлого века, на Украине, в селе Держановка Олевского района Житомирской области. Сказки и небылицы были тогда существенной частью духовной жизни неграмотного народа.
Здесь витал дух преданий, здесь рождалось народное мифотворчество, здесь никто не сомневался в существовании домовых, чертей, леших и русалок! Из подобных описанному ниже сюжету черпал наш любимый Гоголь вдохновение для создания своих произведений. 
        Теперь представьте: три маленькие девочки гонят из стада домой своих коров. За околицей с одной стороны лес стеной стоит, с другой – огороды, вечереет. Место пустынное, коровы идут себе след в след по узкой дороге, жвачку жуют. А путь лежит мимо могилы, где когда-то давно был закопан убитый батрак - в деревне это место считалось опасным, потому что водилась здесь всякая нечисть. Стра-ашно девчонкам, быстрее бы пройти! И вдруг Машка Ницевич, самая бойкая и озорная девчонка в деревне, как закричит:
       – Ляк, лякай нас! (чёрт, пугай нас!) - подруги ещё больше струхнули: «Ну, эта Машка, отчаянная голова!», и прибавили шагу. Сердечки бьются: скорее
бы пройти гибельный участок! Ну, вроде, пронесло… Только перевели дух, вдруг Олеська замечает: под ногами у одной из коров ма-аленький чертёнок с длинным хвостиком – где бежит, где скачет, от коровьих копыт уворачивается! Увидели его и подружки, напугались, про коров забыли.
Перепрыгнули через прясла, прямиком по чужим огородам, грядкам домой припустили!
       Только на крыльце своего дома опомнилась Олеська, перевела дух, оглянулась. А чёрт вырос! Прямо за плетнём неподалёку стоит, длинными ру-
ками к ней тянется! Надо бы перекреститься девчонке, но не успела -  без
чувств свалилась. Две же другие девочки шум подняли. Мужики, кто
посмелее, попадали на коней да туда поскакали. Видят: правда, дело нечистое – на дороге песок кругами, и коровы кружатся, мычат, будто дорогу домой забыли! Ну, известно - молитва в таких случаях всегда помогает… А Олеся месяц в горячке пролежала, и умерла…
         Вот вам и мифы!
         Ну а Маша выросла, красавицей стала! В восемнадцать лет её выдали замуж за степенного сорокалетнего бобыля Иосифа Мартыновича Корчевского, да не о нём девушка мечтала! Не хотела идти за старика, да пришлось…  Бывало, иной раз Машка с досады и поварёшкой мужа по лысине огреет, а то убежит куда дня на два-три. Братья родные её
найдут, пожурят,  а то и поколотят  – не позорь, мол, нас! Да к мужу отведут.
          Пошли дети. Из пятнадцати рождённых только пять в живых остались: Мария, Иван, Григорий, Франц и Костя. С годами остепенилась Мария Людвиговна, даже мужа стала уважать. А как же: вокруг многие бедствуют, иной парень даже жениться не может – если своей земли нету, значит, некуда
и хату поставить, какая уж там семья – иди в батраки!
          А у Иосифа Мартыновича земли довольно, и огород хороший, и пашня есть, даже большая деляна дубового леса имеется! Дельцы, которые на всём умеют «деньгу зашибить», сильно уговаривали хозяина продать лес. В тех местах древесина, да ещё дубовая, стоила дорого, за границу шла, а там
платили золотом! Но Иосиф отказал – пусть лес матереет, пусть достанется детям и внукам! Как и дом – великолепный, бревенчатый, рубленый пятистенок, не мазанка какая-то, соломой крытая, как у большинства селян.
Одним словом, хорошая семья получилась со временем – крепкая, трудолюбивая, и… богатая. Водилось-таки и золотишко у Иосифа Мартыновича! Теперь подруги не  жалели Марию – завидовали:
        – У-у, куркули!
       Старшие дети уже помощниками отцу да матери стали, а в это
время сменилась власть – Революция, будь она неладна! Внезапно ставшие вершителями людских судеб мятежники стали думать, как бедных сделать богатыми, а несчастных – счастливыми, и придумали: надо ликвидировать, как класс, попов и кулаков! Крепких хозяев ограбить, добро их раздать
бедным, авось, ленивые в одночасье станут трудолюбивыми, а бедные –
богатыми. И будет всем счастье!
       Больше всех за народ стоял Мыкола Пивень по прозвищу Задира. Бывший нерадивый батрак, а теперь «активист», парень слонялся по
деревне, одурев от самогона и власти, с маузером в деревянной
кобуре,  и драл горло на своих бывших хозяев.
        «Ничего! Мы сами – Корчевские, нас не выкорчуют!» – храбрился Иосиф Мартынович. В 1927 году выгнали из гимназии сына Ивана, который пошёл «по учёной части». Мальчишка к тому времени закончил только три класса. Но зачем классовому врагу учёба? Землю и лес у Корчевских отняли, хозяйство
разорили, а самого хозяина посадили в кутузку, всё пытали: где золото? Пришлось сознаться: в печке спрятано, за кирпичом! Забрали золотишко. И сколько ни носила Мария мужу продукты в тюрьму, отрывая последнее от себя и от детей, охранники сами съедали всё. И умер бывший «кулак»
в застенке от голода…
       Аресты и обыски продолжались. Николая Васильевича Гоголя бы сюда, чтобы посмотрел, как оседает пух от вспоротых подушек и перин на головах его земляков! Впрочем, его мягкий юмор был бы здесь неуместен, скорее бы пригодилось беспощадное перо Салтыкова-Щедрина! Впрочем, окажись классики в подобной ситуации, им бы тоже не поздоровилось, совсем не до смеха бы им было…
       А наверху не спали, не ели «глуповцы» – всё пеклись о благе народа. Как бы его счастливым сделать? Понять не могут: почему на хлебной Украине голод? Почему конфискованные и розданные земли бурьяном заросли? Почему народ не трудится? Хоть назад землю «кулакам» отдавай! Да неудобно как-то... Придумали: тех, кто любит и умеет работать, надо послать в дикие места! Пусть там целину поднимают! Пусть, как и раньше,
кормят тех, кто не умеет и не хочет ничего делать! Не Мыколу-Задиру  же посылать!
          Нет, конечно - послали Корчевских и других таких же работяг. Хоть
«самого» уже нет - уморили, так сыновья его поднялись, дети «кулака», пусть трудятся на народное благо! А ещё сослали из их же села Кучинских и Тушинских. Три крепкие семьи только из их небольшого местечка. А сколько из других?.. Далеко послали. С родной тёплой Украины прямо в страшную Сибирь – в село Глубокое Келлеровского района Кокчетавской области. Такое глубокое, что глубже некуда! Только что называлось – «село», а на самом деле – несколько глиняных мазанок.
          Что делать? Ещё больше работать! Стали вгрызаться в землю – землянки строить. К зиме ближе и лес разрешили валить, и со временем образовался солидный посёлок! К тому времени и Иван, закончивший когда-то три класса, повзрослел.  К технике он с детства испытывал интерес, а тут трактор появился! Чудо – не техника! Ивану да дружку его Виценту
Тушинскому и поручили работать на стальном коне. Ночь и день готовы были парни сидеть за рычагами, переворачивать землю пласт за пластом. До смешного доходило - придёт, бывало, Вицент на смену, а Иван:
          – Дай ещё кружок пробегу! – не хочет покидать трактора. Не хочет и Вицент уступать своего права:
         – Иван, слазь, а то драться будем!
         Вот так бывшие «кулаки», дети замученных родителей, поднимали целину. Да что там целину, страну поднимали после голода! И сами вставали на ноги! Денег тогда не платили, ставили палочки, засчитывая трудодни. У ленивых их – шиш, и обчёлся, а у Корчевских за трудодни опять полные амбары зерна, муки, отходов! Есть что самим кушать, и скотину, птицу
чем кормить. Опять по подворью коровы, свиньи, гуси, куры гуляют, опять Корчевские слывут в деревне «куркулями»!
         В это время в село Глубокое на ликвидацию эпидемии туберкулёза приехала из Петропавловска молодой фельдшер Анна Маршева. «Анна Степановна» – так уважительно обращались к девушке деревенские. Поселили её прямо здесь же, в медпункте, за стенкой. И стал Иван заглядываться на молодую фельдшерицу… Знать - пора пришла…
        Между тем наверху не оставляли мыслей о счастье народа.
День и ночь глуповцы думу думали: почему никак не удаётся всех сде-
лать трудолюбивыми, сытыми, счастливыми? Опять на всех не хватает ни хлеба, ни одежды. Им и в голову не приходит, что надо больше и лучше работать! А-а, не внутренний ли враг виноват? Выявить надо врагов, а заодним опять у бывших кулаков зерном разжиться!
        Вот в 1936-м опять и началось… На деревни и сёла, построенные руками «врагов народа» и «кулачья», опять нахлынули уполномоченные по хлебозаготовкам да «особисты» из НКВД. Людей пытали каждую ночь прямо в медпункте! Аня слышала крики несчастных тружеников, у которых
выпытывали, не задумали ли они чего против советской власти? У людей, годами не выезжавших даже в соседний город, выбивали признания: на какую разведку они работают? И где спрятано зерно, ВЫДАННОЕ НА ТРУДОДНИ? Многие люди потом исчезали бесследно. Анна очень боялась, ведь и ей пригрозили:
         – Смотри, будешь болтать – сама под раздачу попадёшь! Знаем мы, что ты с Иваном Корчевским якшаешься! Лучше брось его – он же сын кулака!
         – Да какой же он сын кулака, его портрет на Доске почёта
висит! Он – первый тракторист!- пробовала возражать девушка. Такой была в то время политика нашего государства…
        Ивану было двадцать четыре года, когда они с Анной поженились. Как раз на эти годы пришлись события в Катынском лесу, где НКВД-шники, а в их лице советская власть, расстреляли сотни польских офицеров, а семьи их сослали в Сибирь. Часть офицерских семей попала в село Глубокое…
Неприспособленными они оказались к деревенской жизни – жёны и дети офицеров, дававших клятву верности царю, «белая кость», привилегиро-
ванный класс!
         Многие умирали. Опухшие от голода – кто станет сочувствовать «врагам народа» – они меняли золотые украшения, кольца с драгоценными камнями, жемчужные ожерелья, дорогие часы, детские коляски, дублёнки на белом меху, красивые ночные сорочки – их деревенские девушки носили вместо платьев – на кулёк муки, на краюху хлеба, на
пару яиц.
         – Сколько будем жить – будем помнить, не забудем, не простим коммунякам! – говорили они. Сильно обижались те поляки на советскую
власть за убитых сыновей и мужей, за погибших от голода и болезней детей, за порушенные свои жизни… А наши поляки – Корчевские -  может, и обижались, и помнили, но… продолжали работать на страну, на власть, на себя, на детей… Между тем в молодой семье дети хоть и рождались, но,
дожив до года, умирали - от туберкулёза. Можно представить, если роды принимала акушерка, тоже больная этой болезнью, ведь пенициллина тогда ещё не было!
         – Пани дохтурова, вам надо уезжать! – советовали образованные жёны расстрелянных поляков,  – вам здесь не место!
         Заканчивалась война. К тому времени родные окончательно поняли: Костя с войны не вернётся. Ещё в её середине пропал парень без вести, перед форсированием Одера. Вицента тоже давно не было в живых. Оба погибли молодыми, не оставив потомства. А вот у старшей дочери
погибшего Иосифа – Марии – было семь детей, да двое – у Григория… У Ивана дети стали рождаться и выживать только после того, как семья переехала в Петропавловск, уже после войны. Они купили маленький ветхий домик на две комнатки в подгорной части.
          – Где Иван-то? – спросила Анна в роддоме, когда её пришла навестить свекровь - Мария, та самая, о которой шла речь в самом начале нашего рассказа. И Марфа – мать Анны пришла.
         – Поехал по первопутку в Глубокое за картошкой, - ответили ей.
Так что первенца – Галину – из роддома забирали без отца. Зато вскоре он привёз целую машину собственной картошки из погреба в Глубоком! И это – в голодные послевоенные годы!.. И опять соседи завидуют: ну и куркули
эти Корчевские!
          Тогда вокруг реки Ишим, опоясывающей город, дамбы не было, как сейчас, и в высокие весенние паводки «подгора» сильно страдала. До самой церкви, что и сейчас является символом нашего города, доходило наводнение. Один раз у «куркулей» рухнула стена, другой…
          Напряглись тогда Корчевские, целую машину с прицепом хороших брёвен для дома купили в Тюмени! Работы-то Корчевские никогда не боялись, и поднялся на Береговой улице крестовый дом, десять на десять. Покрасили его суриком. И теперь, спустя почти семьдесят лет, стоит он под
номером двадцать четыре, по-прежнему являясь украшением своего квартала!
          Старые матери «молодых» успели дому порадоваться, помогали, чем могли. Иван учился, жена Анна одобряла его стремление получать новые знания. Закончил Иван курсы механиков. И раньше к нему на автобазе молодые водители обращались за помощью:
          – Дядя Ваня, посмотри, что-то стучит!..
          Позже Иван стал механиком на автобазе ПУСС. Даже с делегацией в пятнадцать человек был направлен на Всесоюзную Выставку Достижений Народного Хозяйства в Москву – ВДНХ. С ним и Анна увязалась – хотелось посмотреть столицу. Не только вещей – книг накупили целый чемодан! Едва довезли. За Галиной Сергей родился, потом Володя. Опять у Корчевских во дворе всякая живность завелась – корова, свиньи, гуси, куры. Напряглись – и купили свой сепаратор, а значит появились сливки, сметана, масло. У детей - куклы нарядные, шубки беличьи. Мальчишки подросли – не на велосипедах катаются – на мотоциклах! И машина появилась!
            И опять соседи завидуют: «У-у, куркули!». Но телевизор – первый на улице – смотреть ходят. Завидуют и дети Корчевских - соседским ребятишкам: надоел им белый хлеб со сливочным маслом! Вон у друзей-мальчишек куски чёрного хлеба политы растительным маслом или намазаны
маргарином – это же намного вкуснее!..
            А правительство всё не забывает заботиться о благе народа, старается ленивых уравнять с трудолюбивыми, искоренить частнособственнический инстинкт! При Хрущёве выходит новый указ: крупный скот у частников ликвидировать, птицу обложить чудовищным налогом. Не положено
вам хлеб с маслом есть, пусть у всех будет одинаково – хлеб с водой!
           Марии Людвиговне - той бедовой Машке -  уже за семьде-
Сят, но она то в Таллин поедет с внуками навестить сына Франца – он закончил Горьковский институт, то в Киев – к Грише: и там у неё внуки, и их повидать хочется…
          Поехал как-то и Иван на родину, на Украину. Хотелось посмотреть на места, где прошли детство и ранняя юность, повидаться с родными, знакомыми. От дубового леса и щепок не осталось. В их доме проживал сельский «голова». Обобществлённые земли обработаны плохо, запущены.
Многих знакомых недосчитался Иван – кого сослали, кто на войне пропал, кого сама родная власть замучила – своей смертью мало кто умер.
          – А что стало с Мыколой-«активистом»?
          – Да он совсем одурел от самогона, озверел от власти, свои же коммунисты и прикончили его ещё тогда! – рассказали односельчане.
В общем, посмотрел Иван – нет, не разбогатели его земляки и  после того, как попользовались их добром!   
          Мария, с которой началась эта история, прожила большую жизнь – почти 90 лет, и упокоилась в нашей казахстанской земле, я была на её могиле. А многие дети и внуки малограмотных Иосифа и Марии получили высшее образование. Сын её Иван с женой Анной стали достойными, уважаемыми людьми, играющими заметную роль в городе Петропавловске. Другие их дети и внуки строят жизнь с разной степенью успеха. Растёт, ширится молодая поросль их потомков в Украине, России, Литве, Казахстане, и хотя многие из них уже носят другие фамилии, все они – носители генов Иосифа Мартыновича Корчевского, великого труженика, и его жены Марии.
          О чём мечтали они? Чтобы их потомки были самодостаточными, независимыми и гордыми людьми, какими были они сами. В те времена для этого достаточно было иметь кусок земли и самоотверженно на ней работать. Прошли годы - не так уж и много для истории. Мы познакомились только с последними тремя поколениями семьи Корчевских, а вкус к земле утрачен, как и трепетное к ней отношение -  ГОСУДАРСТВО всё для этого сделало. Итог – плодородные поля пустуют, зарастают сорняками, хлеб возим из-за границы.
          Да, молодёжь получает прекрасное образование, обладает обширными знаниями, разбирается в политике, экономике, науке и технике. А вот что делать с землёй уже не знают - разучились на ней работать, о ведении подсобного хозяйства не может быть и речи.
        Уже давно никто не называет их «куркулями», да они никогда ими и не были. Забыто и то, что они – потомки «кулаков» и «врагов народа», которыми они тоже не были. Государство отучило и отлучило их от земли. Но разве в том был его интерес, чтобы, потеряв вкус к земле и труду, кормились мы из чужих рук? И это мы должны воспринимать, как счастье?..
        Так приобрели мы или потеряли? Не правильнее ли было бы, позволив людям действительно владеть землёй и современной техникой, жить на ней, украшая её своим трудом и делая богатой страну, гордясь своей историей?.. Почему правительство так боится и не даёт возможности стать нам независимыми, самодостаточными, гордыми гражданами?..

         Чтобы нами было легче управлять?..

 

 
 МЫ ТЕРПЛЯЧИЕ

                «Терпение и труд всё перетрут» (укр. пог.)

       Как подарок судьбы вспоминаю одну встречу. Пелагее
Васильевне Личман было тогда сто три года, тем не менее
её человеческое обаяние, ясность мысли, здравость суждений и великолепная память поражали! Мы с ней сидим в квартире одного из её сыновей.  То и дело трогая меня тёплой ладошкой за плечо, она рассказывала о своей жизни с мягкой улыбкой, без усилий и труда описывая события, называя фамилии, даты, цены вековой давности. Вот её рассказ.
       Земля в густонаселённой Украине всегда была предметом вожделенной мечты каждого – и помещика, и батрака, её на всех не хватало. Григорий Дьяченко смог жениться на чернобровой красавице Горпине только тогда, когда богатая родственница выделила ему клочок неудобной для возделывания земли под строительство маленькой хатки. И хотя домик получился без сенцев, это был царский подарок! Но ни курицу завести, ни укроп посадить было негде.
       Пошли дети, но даже самые маленькие не смели играть
и баловаться около крошечной «усадьбы» – боялись рассердить богатую




---------текст  книги ------------ текст книги --------------------
         https://andronum.com/avtory/matveeva-lyubov/

                ПОСЛЕСЛОВИЕ

              Заметили ли вы по прочтении этой книги такую особенность – фамилии описываемых здесь людей редко говорят об исконном украинском происхождении? Тем не менее, все мои герои либо имеют тамошнее происхождение, либо крепко связаны с УКРАИНОЙ.  Я объясняю это тем, что люди, мимикрируя  и стараясь выжить, вдали от родины были склонны принимать русские фамилии, как сейчас на Украине, полагаю, русские активнее становятся украинцами – жить-то надо… С удивлением я обнаружила, что и почти все  РУССКИЕ, если их биографии немного поскрести, оказывается… УКРАИНЦЫ! Вы сами убедились в этом, прочитав эту книгу. Со временем все   ШироченКО,  ЧерченКО, и МищенКО у нас, в Казахстане, а, может, и в России, потеряли своё «…КО», и стали «…КОВЫ»! Вот почему Украина – МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ! И на самом деле Россия – это дочь Украины, так о чём нам спорить,  братья наши украинские?..
           Я самонадеянно подумала, что это – моё открытие. А недавно, перечитывая биографию Гоголя работы Вересаева, столкнулась с таким фактом: в 18 столетии малорусский пан не имел ещё государственного признания своих прав, а в то время только дворянское достоинство давало право на обладание землёй. И малорусское панство кинулось на отыскивание лазеек, чтобы пробраться в дворянство. Легче всего было доказывать своё непростое происхождение через посредство Польши – престиж шляхетства всегда окружал всё польское. И вот какой-нибудь самый обыкновенный козацкий сын Василенко начинал подписываться Базилевским, оставалось только утвердить это документом. С деньгами это было делом не трудным, и вскоре в Малороссии оказалось до 100 000 дворян с документами… Так что подобные примеры нас не должны обескураживать – мы же привыкли преодолевать всякие, в том числе и административные, препоны, иначе жить было бы совсем невыносимо.
             А теперь порассуждаем - почему нам ВСЕГДА, ВО ВСЕ ВРЕМЕНА  живётся нелегко?  Когда-то я увлекалась фантастикой, и запал мне в память один сюжет, автора которого я забыла. Люди строили-строили для себя общество, в котором можно БЛАГОПОЛУЧНО И ПРИЯТНО существовать -  и построили! Сбылась мечта многих поколений! Теперь за них работали и думали автоматы, роботы, механизмы, а люди только получали удовольствия и развлекались. Не надо было и мечтать – всё немедленно исполнялось!  Со временем они  разучились думать и трудиться, стали просто ПОТРЕБИТЕЛЯМИ. Когда количество ЕДОКОВ в этом обществе начинало превышать запланированное,  сиденье  в некоем колесе обозрения катапультировало лишнего едока, он разбивался, набегали роботы, соскребали  останки, а люди продолжали бездумно кружиться, и всё шло дальше своим чередом.
           Когда я вижу своих бывших соотечественников, переехавших жить на Запад, вспоминаю этот сюжет. Сначала они тосковали по родине, рвались назад, часто посещали былые руины. Потом охладевали, принимали новый образ жизни,  на родину ездить переставали. Теперь они мирятся с беженцами, которые насилуют их жён и дочерей, отдают своих детей в школы, где их с мала развращают или вовсе отнимают, улыбаются приветливо при виде бородатой девушки на улице, демонстрируя свою толерантность -  ЗА СЫТУЮ ПАЙКУ.
             Я переворошила заново трудные судьбы наших людей, трагичные во все времена существования нашей большой Родины, и подумала: в ТРАГЕДИИ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ должен быть какой-то смысл… Почему мы так страдаем и сами выращиваем новые и новые поколения своих МУЧИТЕЛЕЙ, ведь ИМИ становятся наши дети? В чём смысл происходящего? НЕ В ТОМ ЛИ ОН, ЧТОБЫ, СТРАДАЯ САМИМ, НЕ ОСТАВАТЬСЯ ГЛУХИМИ  К МУКАМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ? Чтобы ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ, а не становиться самим роботами, глухими ко всему, что не касается нас самих?..
             Западные люди мне напоминают личинок пчёл – сидят по свои ячейкам в ульях, их кому-то надо чистить, кормить, обихаживать - без этого они беспомощны… А нам – бывшим советским людям - надо всегда быть начеку,  сохранять способность бороться за существование – для этого и нужны нам наши страдания, ведь мы живём не БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ усилиям государства НАС ИСКОРЕНИТЬ!
             Короче, гноби нас государство - не гноби, хрен нас возьмёшь! Мы будем жить и дальше – русские, которые ПОЧТИ ВСЕ ИЛИ ВСЕ ВООБЩЕ - УКРАИНЦЫ!..