Аста Нильсен 1881 1972 звезда кино

Григорий Аванесов
Аста Нильсен или Asta Nielsen (1881 — 1972) 90 лет — датская актриса кино, получившая признание в Германии. Всего фильмов: 85 (1910 — 1968).

Отец Йенса Кристиана Нильсена (1847–1895), мать Иды Фредерикке Петерсен (1843–1912). В 1901 году 21-летняя Нильсен забеременела и родила дочь Джесту. Нильсен никогда не раскрывала личность отца. Джеста покончил жизнь самоубийством в 1960-х годах.

Супруги: датский кинорежиссер Урбан Гад (1912-1918),
шведский судостроитель Фердинанд Вингард (1919-1923),
датский коллекционер произведений искусства Андерс Кристиан Тиде. В 1970 году в возрасте 88 лет Нильсен вышла за 77-летнего Тиди.
Партнер (гражданский брак) российский актер Грегори Хмара, Gregori Chmara (1923–1936).

В России была признана самой популярной актрисой до 1914 года. Аста Нильсен была признанной звездой немого кино и считалась одним из первых секс-символов кино.
Одна из самых популярных ведущих женщин 1910-х годов и одна из первых международных кинозвезд.

Нильсен чаще всего изображала волевых страстных женщин, попавших в ловушку трагических обстоятельств. Из-за эротического характера ее выступлений фильмы Нильсен подвергались цензуре в Соединенных Штатах.

Аста Нильсен считается великой киноактрисой из-за своего естественного стиля игры, адаптации к требованиям кинематографических средств массовой информации и избегания театральной драматизации. Она также умела изображать женщин из разных социальных слоев, а также из разной психологии.

В начале Аста Нильсен снималась в фильмах играя преимущественно роли противоречивых женщин, чьё поведение не соответствовало общественным нормам. Фильм «Чужая птица» (Der fremde Vogel, 1911) или «Бедная Йенни» (Die arme Jenny, 1912).

Роль в фильме «Ангелочек» (Engelein, 1914) произвела такой фурор, что было снято продолжение фильма. В фильме "Ангелочек" (1914) Аста играла девчонку-сорванца, которой отец покупает куклы, не замечая, что дочь успевает затевать флирт едва ли не с каждым встречным мужчиной.

По странному недоразумению Нильсен считали преимущественно актрисой комедийной. Она легко осваивала самые разнохарактерные амплуа комических старух, субреток, травести.

В своих мемуарах Аста Нильсен нисколько не преувеличивает, говоря, что "Бездна", шедшая с успехом во всем мире, была воспринята как перелом в истории кино. Прежде к актерам, выступавшим на экране, относились как к марионеткам. Появление Асты Нильсен на экране заставило самых суровых критиков признать кино искусством.

Аста Нильсен переезжает в Берлин, становится родоначальницей немецкой школы киноактеров, столь прославившейся в годы расцвета "великого немого". Фильмы с участием Асты Нильсен пользовались неимоверным успехом. Любопытно, что несколько позднее немецкий юмористический журнал изобразил в виде Адама и Евы Асту Нильсен и Чарли Чаплина.

Созданный ею тип "женщины-вамп", роковой женщины стал первым "классическим" типом экрана. Она любила великую русскую литературу, образ Настасьи Филипповны был ей дороже многих других. Катерину из "Грозы" она позже воплотила на экране.

Не слишком молодая, не претендовавшая на ослепительную красивость датская актриса в один вечер покорила весь мир.

"...я смотрела на себя глазами строгого критика - образцов для подражания у меня ведь не было. Здесь я узнавала, как слово можно заменить мимическим выражением или движением, и что эти движения можно ограничить одним намеком, воспринимаемым камерой..."

Среди лучших ее работ Настасья Филипповна в "Идиоте" по роману Достоевского (1921), Фрекен Жюли по знаменитой пьесе Стриндберга "Фрекен Жюли" (1921), Ванина в экранизации стендалевской "Ванины Ванини" (1922), Лулу в экранизации драматической поэмы Франка Ведекинда "Дух земли" (1923), Гедда Габлер в "Гедде Габлер" Ибсена (1925).

Вершиной этого цикла классических ролей актрисы является работа над образом Гамлета в 1921 году. Сцены из этого немого фильма впоследствии неоднократно приводились как пример особой выразительности мимического диалога.

Все сделанное актрисой венчает образ Мицци (Марии) Лехнер в фильме "Безрадостный переулок" (1925).

На преступления всегда толкала ее героинь любовь, женщина, зажигавшая сердца своим одухотворенным эротизмом, сама же становилась его жертвой. Именно эта неизменность основного мотива и таланта Асты Нильсен сделали ее любимицей публики.

В 1932 году кинозрители впервые услышали ее голос на экране: она сыграла главную роль в звуковом фильме "Недопустимая любовь".

В 1933 году актрису пригласили на званый вечер для берлинских артистов. Асте Нильсен было оказано исключительное внимание: фюрер сидел с ней за отдельным столиком. Геббельс предлагал ей создать для нее особую киностудию.

Аста Нильсен вошла в историю культуры XX столетия как легендарная кинозвезда, первая вамп, родоначальница серийных образов фатальных женщин и как первая трагическая актриса кинематографа.

«Das Haus am Meer» (1924) Германия. Рейтинг фильма IMDb: 6.60. Режиссер Фриц Кауфман. Сценарий: Фриц Кауфман, Бобби Э. Лютге, Стефан Цвейг. В главных ролях: Аста Нильсен, Григорий Хмара, Альберт Штайнрюк, Карл Ауен, Александра Зорина.

После подъема нацизма министр пропаганды Йозеф Геббельс предложил ей собственную студию. Позже Нильсен описала, что ее пригласили на чай с Адольфом Гитлером, который пытался убедить ее вернуться в кино и объяснил политическую силу ее присутствия на экране. Понимая последствия, Нильсен отказалась и покинула Германию в 1936 году. Она вернулась домой в Данию, где написала статьи об искусстве и политике и двухтомную автобиографию.

В последние годы своей жизни Нильсен стала художником-коллажистом и автором.

Рецензия на «Аста Нильсен» Михаил Гольдентул от 22.04.2019 

Я еще дальше не читал, но понял, что крупно попался, вчера весь вечер на Далиде просидел, а теперь начну по списку фильмы смотреть.

Рецензия на «Аста Нильсен» Артемидия от 09.07.2019

Красивая и талантливая актриса! Творческих успехов!