Школьные подруги и друзья

Раиса Яковлева
               
    С восьмого класса и до окончания я училась в пятой школе. В одном классе со мной учились близнецы - брат и сестра Забродские, Олег и Люда. Мы с Людой дружили, вместе гуляли на переменках, разговаривали. После школы я поступила в московский вуз, приезжала домой во время зимних и летних каникул и мы с Людой встречались, обменивались новостями. В один из таких приездов я дала Люде почитать книгу Эльзы Триоле "Незванные гости". После этого наша дружба прекратилась. У Люды с Олегом был старший брат Толя. Он прочитал мою книгу, потом дал ее почитать приятелю. Приятель то ли прочитал, то ли потерял ее, то ли зажилил. Люда не могла отдать мне книгу и, поэтому, стала меня избегать, не хотела со мной встречаться. На этом наша дружба закончилась. А ведь она могла бы мне просто сказать правду, я бы поняла. Конечно, неприятно получилось с книгой, но дружба все же дороже.

               
                *   *   *
  В нашем классе училась еще одна пара близнецов - братья Кабачковы, Сережа и Вова. Вова родился первым, его вытаскивали клещами. У него была длинная, вытянутая голова. Учился он плохо, учителя по разным предметам еле натягивали ему тройки, зато он был в хорошей спортивной форме, учитель физкультуры хвалил его. Сережа родился вторым, у него была нормальная голова и очень симпатичное лицо, учился он хорошо. Учителя ставили его в пример брату. Но разве Вова виноват, что родился первым и прочистил путь Сереже, чтобы он был красивым и умным? Он пожертвовал собой ради брата. После школы Сережа поступил в политехнический институт, а Вова - в военное училище. Больше я ничего о них не знаю. Думаю, что Вова стал достойным человеком.


                *  *  *
  Самой близкой подругой в новой школе стала моя одноклассница Таня. Ее папа был на десять лет моложе мамы. Это интересная история. Мама Тани была замужем за старшим братом ее папы. У них было трое детей: дочь Эдя и сыновья Миша и Леня. Дети были еще маленькими, когда началась Отечественная война. Отец ушел на фронт, через год и его младший брат пополнил ряды Советской Армии.


 Старший брат погиб. Младший брат был ранен, но выжил. Он счел своим долгом жениться на вдове своего старшего брата и вырастить его детей. А, может быть, он давно любил ее и им двигало не только чувство долга, но и любовь?! Этого мы уже не узнаем. Но нам известно, что в 1948 году в их семье родилась девочка, назиали ее Таней. У нее была старшая сестра и два брата. Таня была всеобщей любимицей. Я бывала у Тани дома. У них была большая дружная семья. В спокойной, дружеской атмосфере этой семьи я чувствовала себя легко и комфортно. Эдя была уже замужем, имела двоих детей. Миша вскоре женился. Он стал любящим, заботливым мужем и отцом. У них с женой родился сын. Через несколько лет женился и Леня, но детей у них с женой, к сожалению, не было.


                *  *  *
  Я после школы, вслед за своим старшим братом, уехала учиться в Москву. Таня училась в Одессе. Мы с ней встречались в родном городе Житомире во время студенческих каникул, а потом переписывались.


  Прошли годы. Миша с семьей уехал в Израиль. Эдя оказалась в США, Таня в Израиле, Леня остался в Украине. Перед отъездом Таня написала мне, что уезжает в Израиль. С тех пор мы потеряли с ней связь, ничего не знали друг о друге.


  Одна моя школьная подруга вышла замуж за моего двоюродного брата. Естественно, что мы с ними постоянно поддерживаем связь, обмениваемся новостями. Так вот, она узнала через Facebook, что Таня живет в Израиле и дала мне ее номер телефона.


 Я позвонила. Оказалось, что Таня живет недалеко от меня, около часа езды на автобусе. Мы с ней поговорили по телефону. Таня рассказала, что Эдя умерла, ее дочь вышла замуж, родила девочку. У племянницы были тяжелые роды, она плохо себя чувствовала, нуждалась в помощи. Таня поехала к ней, помогала нянчить ребенка, целый год прожила в США. Когда молодая мама и ребенок окрепли, вернулась домой.


  Здесь Таня была социальным работником, к ней приходили люди со своими проблемами, она им помогала. Помогала оформлять документы, получить пособие по старости или инвалидности, помогала престарелым людям попасть в гериатрические центры, получить причитающиеся им льготы и т.д. и т.п. Ее хорошо знали в городе, звонили ей домой по телефону, в особых случаях приходили к ней домой за помощью.


 Таня рассказала, что ее дочка вышла замуж, родила мальчика, и теперь она проводит свободное от работы время у дочки, помогает нянчить внука. Я несколько раз звонила ей, хотела встретиться, но она не отвечала, по-видимому, была у дочки. Так мы с ней до сих пор и не встретились. Обидно.


  С другой стороны, мы с Таней не встречались более двадцати лет. За это время мы обе изменились: повзрослели, постарели, изменили свое отношение к жизни и к людям. Возможно, мы не смогли бы с ней найти общий язык и были бы разочарованы взаимонепониманием. Поэтому провидение и не позволило нам встретиться.