Полевые и луговые цветы

Альбина Лисовская
         ( Из цикла "Светлый мир поэзии цветов")


         Приглашаю читателей в мир цветов -- мир красоты, тепла и света. Постараюсь написать "интересно о прекрасном", по выражению одного из участников дискуссии на Прозе. ру.

               
                Любой цветок --
                Творение природы --
                Красив по--своему.               
                Автор

        Полевые и луговые цветы. Ромашки, васильки, колокольчики... Кто их не любит! Кто не любовался их скромной, а порой и яркой красотой! Мне они полюбились с самого раннего детства. Родилась я и до 11 лет жила в деревне. Сохранилась фотография, по истине определяющая мою судьбу. На ней я -- малышка -- в платьице, в белых носочках, в туфельках, стою, обеими ручками прижимая к себе букет цветов. Сама я не помню этого времени, слишком мала была, а мама говорила, что букет в моих руках из цветов картофеля! В то время мы жили в Горьковской области и, видимо, у нас был свой огород. Когда началась война, и отец ушёл на фронт, мама с нами, мной и младшим братишкой, вернулась в свою родную деревню, в Татарию.

       Мы жили в маленьком домике на самом краю деревни и летом часто убегали с братишкой в долинку, играли там и просто бегали по лугу, а домой я почти всякий раз возвращалась с букетом цветов. До сих пор помню, как поразил меня своей красотой однажды встреченный в лугах один-единственный и никогда больше не виданный цветок. Необыкновенный, не обычный полевой, а просто какое-то чудо из сказки! Густо пурпурно-фиолетовый, на стебле до полуметра высотой, с длинными линейными листьями. Как сейчас понимаю, это был какой-то видовой ирис, возможно, даже ирис сибирский. Нехарактерный, думаю, вид для нашей полустепной зоны, где мы жили, но вот встретился. Больше никогда я не видела в своих родных краях такого красивого цветка. Для меня, ребёнка, это было такое чудо, что я даже не решилась его сорвать. И запомнила на всю жизнь и это чудо, и тот миг, когда он передо мной появился. Ирисы были моими самыми любимыми цветами из всей многочисленной коллекции видов и сортов многолетников, с которой мне довелось работать.

       В институте в числе первых предметов мы изучали ботанику. И тут я узнала правильные ботанические названия своих любимых с детства цветов: короставник, подмаренник, скабиоза, пижма и т. д. Во время полевых практик по ботанике мы собирали, определяли, засушивали виды окрестной флоры и монтировали гербарий. На старших курсах института, когда мы жили и учились за городом, на так называемой " Ферме " -- производственной базе института, в свободное время мы с подружкой уходили за посёлок, бродили по лугам и, конечно же, я возвращалась из таких прогулок с неизменным букетом цветов.

       После окончания института работала в семенной лаборатории в одном из районных центров Татарии. Запомнилось, что местное население летом в выходные дни в массе отправлялось за город отдыхать, и я, конечно, стала непременной участницей таких прогулок. И разумеется, при возвращении в моих руках всегда был букет цветов.

       Ещё помню, на практике после 4-го курса института в деревне, в нашей маленькой комнатке, где мы жили на квартире, на подоконнике в стакане в течение всех четырёх месяцев лета всегда что-то стояло: то подснежники, то сирень, то незабудки. Конечно, это было моих рук дело.

       А после ухода на пенсию судьба предоставила мне возможность ещё многие годы летом чуть ли не ежедневно любоваться чудесными коврами полевых цветов по длинной дороге от автобусной остановки до своего садового участка. По обочинам дороги и далее к лугам с ранней весны и до поздней осени цвели, сменяя друг друга, и ромашки, и колокольчики, и луговые васильки (не полевые с синей окраской, а именно луговые, с малиновой окраской), и какие-то кашки, и пижма, и всевозможные другие виды, названия которых я, к сожалению, не знала.

       Всякий раз по пути мне так хотелось остановиться, вдоволь полюбоваться этой красотой и даже собрать самые красивые виды в гербарий и дома определить их названия (по любезно присланному издательством "Дрофа" справочнику, кстати, очень красивому), но, наша вечная беда! -- не было времени. Впереди ждала нескончаемая и всегда срочная работа по уходу за садом, за садовыми цветами. Только, когда появился фотоаппарат, однажды по пути в сад я позволила себе сфотографировать свой любимый из любимых полевой цветок -- цикорий. Сейчас, когда уже нет возможности фотографировать, жалею, конечно, что совсем не фотографировала полевых цветов. Сколько бы получилось чудесных снимков, но, увы, что прошло того уже не вернуть... При всём желании.

        Фото: Цикорий обыкновенный