Новенький

Александр Шаламов
Завуч школы Ольга Васильевна Мазур обратилась к члену редколлегии стенной газеты «Прожектор» Лёне Лапшину с просьбой выпустить «Молнию» на ученика параллельного 7-го «Б» класса Борю Петухова.
– Изобрази его так, чтобы он никогда больше не посмел плохо себя вести. Дерзай, Лёня!
Дома Лёня разложил на письменном столе лист ватмана, акварельные краски, кисти, баночку с водой и задумался. «Изобрази его так, чтобы он никогда…», – вспомнил Лёня слова Ольги Васильевны. Но это же Петухов!
На переменках, бывает, явится Петухов в 7-ой «А» класс и давай задираться. То к одному, то к другому ученику подойдёт... Даже девочек обижал.
«Дерзай!» Вот задачка. Как поведёт себя Петухов, когда «Молния» появится на стенде школы?!
Лёня сосредоточился и начал рисовать. Он изобразил петуха в драчливой позе. С распростёртыми крыльями, раскрытым острым клювом, глубоким зевом, из которого высовывался узкий розовый язычок. С выпученными тёмно-красными от ярости глазами. С неряшливо торчащим чубом-гребешком, суровыми бровями и вздыбленной гривой. А вместо лап нарисовал грозные кулачища. Надписал: «Позор ученику 7-го «Б» класса забияке Боре Петухову!»
Утром Лёня принёс рисунок Ольге Васильевне.
– Молодец! – похвалила завуч.
Теперь Лёня с тревогой стал ждать появления Петухова на переменке. Лёня ничем не выказывал своё опасение. Со всеми был бодр, даже шутил.
Вася Осев всему классу весело сообщил:
– Видели, как Лёнька Петуха разрисовал? – и весь искривился, сделал позу, как на рисунке. Даже переиграл: слишком язык высунул и выпучил глаза. Весь класс рассмеялся.
Боря не появлялся. «Может, подействовала «Молния»? – с надеждой подумал Лёня.
Из школы Лёня шёл по аллее вместе с Васей Осевым. Вдруг Вася спохватился:
– Ой, мне мама сказала, чтоб я не задерживался. Я побегу.
А Лёня увидел Борю Петухова. Тот стоял под дубом и уже издали со злым прищуром смотрел на Лёню. Но Лёня убегать не стал, продолжал идти, не сбавляя и не ускоряя шаг.
Школьная сумка у него была за спиной. Боря ловко схватил её за лямки, что на груди Лёни, и притиснул Лапшина к стволу.
– Я покажу тебе сейчас! На всю жизнь запомнишь!
Он запрыгал, как на ринге, готовясь нанести кулаком серию ударов.
– Я не виноват. Это завуч. Это она… – пролепетал Лёня, прикрывая лицо ладонями.
– Я тебя хоть раз обидел?
– Ты других обижал.
– Они того заслужили. Надо уметь за себя постоять!
– А девочки. Они тоже должны защищаться? – жалобно произнёс Лёня.
Боря сплюнул:
– Эх, ты! Размазня! Сам, как девчонка. Ещё не ударил, а ты уже слюни распустил. Ты, я слышал, мастак сочинения писать? – вдруг спросил Боря.
– Да, – ответил Лёня, всё ещё опасаясь внезапного удара.
– Значит так. Давай по справедливости заключим сделку. Я тебя не трогаю, а ты пишешь мне сочинения. Сегодня задали на дом написать про человека этого, ну как его?.. Да, в футляре. Вот и сочинишь за меня.
– Хорошо, – согласился Лёня и облегчённо вздохнул. Учительница и его классу задала такое же сочинение написать по рассказу Антона Павловича Чехова.
Утром Боря Петухов ждал Лёню под тем же дубом. Лёня достал из сумки тетрадь и вручил Петухову.
– Ничего ж себе: столько страниц исписал! – удивился Боря, листая тетрадь.
– Только обязательно перепиши своим почерком!
– Это я и сам знаю. Только на этом не точка. Ты всё равно мой должник. На всю жизнь в школе писать сочинения мне будешь!
Лёня промолчал.
– Да? – громко потребовал Петухов подтверждения.
Лёня пожал плечами и слегка кивнул.
– Так-то! – произнёс торжествующе Боря и поспешил в школу.
«Молния» действовала на Петухова недолго. Он опять стал вести себя в школе, как прежде.
Однажды в классе появился новенький Юра Меркулов. Среди одноклассников он оказался самым маленьким и худым. Классная руководитель Елена Викторовна даже хотела посадить его за первую парту, но Юра захотел сесть за предпоследнюю, рядом с Лёней, где место было свободно.
Лёня обрадовался новому соседу – всё веселее будет.
  Ребята быстро сдружились. Свободное время стали проводить вместе.
Но вот Боря Петухов опять появился на перемене в 7-ом «А» классе. Он увидел новенького и громко произнёс:
– А это что за сморчок объявился?!
Все в классе притихли.
– Математику любишь? Умеешь задачки решать? – подступил Петухов к Юре.
– Угадал. Задачи решать я люблю, – уверенно ответил Юра.
– Славненько. Теперь будешь и мне их решать.
– С чего это?!
– А это Лёнька тебе объяснит. Ты его дружок, а он мой должник.
На этот раз Петухов никого не обижал.
– Кто это? – спросил Юра.
– Да Петухов из другого седьмого класса. Я на него сатирический портрет нарисовал, завуч попросила. Но всё равно ко всем пристаёт, – ответил Лёня и рассказал Юре, что теперь требует от него Петухов.
– Не пиши для него, – сказал Юра.
– Ты что?! Он же убьёт!
– Не убьёт.
– Ну тумаков надаёт, это уж точно!
– Не бойся. Не надаёт!
Несколько дней Бори Петухова в школе не было. Заболел. А когда выздоровел, то учительница русского языка и литературы задала сочинение на свободную тему. И учитель по математике сразу несколько сложных задач задал на дом.
Боря в коридоре подловил Лёню и обязал его и Юру эти задания за него выполнить.
– Нет, – ответил Юра Лёне. – Мне папа сказал: уступишь в малом, уступишь и в большом.
«Вот это да! Что будет?!» – заволновался Лёня.
Звонка на первый урок ещё не было. Все в классе шумели. И вдруг наступила тишина. Это появился Петухов. Он сразу направился к парте Юры и Лёни.
Юра поднялся, прошёл чуть вперёд и преградил путь Борису, взявшись за левую и правую парты.
Боря оторопел, остановившись.
– Не понял. Ты что, шлагбаум?!
Юра строго сжал губы.
– Дай к Лёньке пройти.
У Лёни зашумело в голове, заколотилось сердце. Страх объял всего. Ему казалось, что он вот-вот потеряет сознание.
Боря попытался оттолкнуть Юру, но паренёк крепко-накрепко вцепился в парты. Тогда Петухов сжал пальцы в кулак и размахнулся, чтобы ударить Юру. Лёня зажмурил глаза, чтобы этого не видеть.
Вдруг услышал, как Боря охнул. А когда открыл глаза, увидел скрючившегося от боли Петухова. Юра уже не держался за парты. Стоял ровно и победоносно смотрел на поверженного «петушка».
Боря стал медленно, с трудом подниматься. А поднявшись, сперва попятился, потом развернулся и в полусогнутой позе направился к выходу. Воцарившуюся тишину пронзил школьный звонок.
– Как тебе это удалось? Что ты сделал? – удивился Лёня.
– Да я ничего и не делал. Просто надо знать некоторые болевые точки. Мне их папа показал. Я и тебе покажу. С десятерыми справишься.
– На это надо силу иметь.
– Сила появится, если ты прав. Главное помнить, что это только для защиты от нападения.
Во время урока Юра тихо произнёс:
– Только это не решило проблему.
– Какую проблему? – спросил Лапшин.
– С Петуховым.
– Разве ты его не победил?!
– Я не об этом. Тихо. Потом поговорим, – ответил Юра загадочно.
Когда закончился первый урок, Лёня спросил озабоченно:
– Так ты это о чём говорил? Какая ещё проблема? Я думал: с Петухом всё кончено.
– Успокойся. Петухов больше никого в нашем классе не тронет. Мне папа так сказал.
– Ты всё время говоришь: «папа сказал». Он что, очень мудрый?
– Он опытный. Бывалый. Папа в Афганистане воевал.
– А теперь?
– После ранения его в этот город перевели. Будет при военкомате допризывников к военной службе готовить. Папа мне задание дал – поговорить с ребятами, которые хотят стать настоящими мужчинами.
– А нам можно будет у него заниматься? – с надеждой спросил Лёня.
– Кому это «нам»?
– Ну, тебе, мне… Петуху?
Юра улыбнулся:
– Да, от такого предложения, думаю, Борис не откажется. Может быть, и из него папа человека сделает? Как ты думаешь?
Лёня рассмеялся.
И тут весело зазвенел звонок на урок.