Гоголь Начало

Владимир Тунгусов
   Так называется фильм 2017 года, не многие его видели, но многим он не нравится. Такое положение отношений неново для нас, осуждать то, чего мы не видели, не читали, или не поняли, уже давно не вызывает споров. Сказано, что это плохо, значит, так оно и есть, иначе никто бы так не говорил. Я давно заметил, что отрицательное мнение о произведении художника, режиссёра, писателя, сразу начинает становиться мнением знатока. То есть, если вы хотите прослыть знатоком и ценителем прекрасного, ругайте всё подряд, и вас примут в знатоки.


    Объясняется всё очень просто, обгадить всё, гораздо проще, чем создать, или понять и принять уже созданное. Легко вызвать порицание к создателям прекрасных творений, опозорив авторов, Булгаков - наркоман, Грин – алкоголик, Высоцкий – наркоман и алкоголик сразу. Самое интересное, что так считают люди, которые сами ничего хорошего не создали, даже на своём поприще. Эти, псевдо критики, ничего не изобрели, как инженеры, не поднялись выше самодеятельности, как артисты, а картины таких художников, не висят ни в одной картинной галерее.


    Критика, в нашем лексиконе расценивается как поругание, но разве наши великие литературные критики: Белинский, Чернышевский, Добролюбов, были злопыхателями? Конечно, нет, до нас дошла только хорошая критика на произведения классиков русской литературы, но брать пример с хороших критиков, никто не собирается, зачем усложнять жизнь? Обругал и был таков.


    Николай Васильевич Гоголь, очень неоднозначная личность в русской литературе, - великая и многогранная. С такими определениями никто спорить не собирается, но очень многие, пытаются эту многогранность расчленить. По мнению этих многих, творчество Гоголя надо разделить, будто бы есть Гоголь удобоваримый, и есть другой человек, почти с больной психикой, которого читать вредно, а смотреть мистическую экранизацию вообще не стоит. Получается, смотреть фильмы Хичкока, можно, а экранизацию произведений Гоголя нельзя, какая глупость.


   Фильм, - «Вий», признают одним из лучших ужастиков в мире. Как можно сравнить прыгающую по траве отдельно взятую руку, с переживаниями семинариста Хомы? Началось всё это в самом начале, действительно Н. В. Гоголь служил в третьем отделении полиции, писарем, но в расследовании серьёзных уголовных преступлениях не  принимал, а хотелось. Вот и взялся он чётко описывать, разные происшествия, в большинстве своём придуманные, то шинель украли, то нос, покинул место своего постоянного пребывания, без всякого на то основания.


   Картины, так сказать, фантастические, но воспринимаются они почему-то как больное воображение автора. Так можно  дойти до того, что признать всю фантастическую литературу плодом сумасшедших авторов. Не в обиду будет сказано, иногда так и хочется считать, особенно когда речь идёт о ведьмаках. Ведьма, переводится как знающая женщина, как переводится ведьмак, трудно себе предположить. Первое что приходит на ум, так это, - знающий мак.


    Всё понятно, это о наркоманах, возможно и автор тоже колется продуктами, полученными из этого растения. Слава богу, в произведениях Гоголя нет наркотиков  сильнее обыкновенной горилки, а с чертями водящийся казак, могущий всё, чего захочет, называется автором, - знахарь. Темы, раскрываемые в произведениях некоторых фантастов, как правило, глобальные, захват власти над целым миром, но обязательно с элементами сексуального домогательства. Ни о какой любви, разврате, флирте, речи не идёт, насилие сексуального и не сексуального характера переполняют станицы, далеко не научной фантастики.


    У Николая Васильевича Гоголя, то же далеко не научная фантастика, скорей всего, похожая на сказки, действия которых происходит в недалёком прошлом, или прижизненному времени автора. Гоголь пишет только о том, что он хорошо знает, иногда консультируется, о предметах быта со своей матерью, живущей в Малороссии, с которой он переписывается постоянно. Николай Васильевич, уже давно стал жителем Петербурга, посещает и Москву, но иногда действия его произведений происходят, на его родине. Такое описание событий, не вызывает, нарекания цензуры, мало ли что происходит в провинции, за всем верховная власть не уследит.


   Действия, показанные в фильме, происходят в Малороссийской глубинке. На расследование одного убийства помещицы послан следователь из столицы, чего не могло быть в реальности, чудеса уже начались и продолжаются, с писарем, у которого в припадках проявляются способности предвидения событий и раскрытия разных тайн.


    Столичный следователь сразу обращает внимание на необыкновенные способности молодого писателя, потерпевшего неудачи в издании своих первых сочинений, которые он безжалостно сжёг. Следователь предлагает, писателю с необычными видениями, поехать с ним на расследование, которое будет происходить на его родной Малороссии. Гоголь соглашается, и сразу окунается в сказочный мир грязной провинциальной жизни, которая не может быть иной. Представитель закона, сразу предлагает окончить следствие и утаивает серию аналогичных преступлений совершённых ранее.


   Гоголь как начинающий писатель интересуется разными легендами, бытующими в тех краях уже несколько десятков лет. В своих продолжающихся видениях, он выстраивает череду событий, помогающих раскрытию преступлений. Как писатель, он видит, что в этих полусказочных легендах, кроются как бы планы преступлений, а на самом деле, под эти сказки совершаются реальные убийства. Можно сказать проще, события не реальные, перемешиваются с реальными событиями, порой трудно разобрать, где кончается реальность и начинается вымысел. Иной раз, кажется, что это не так уж важно, главное достигается цель, расследование преступлений продвигается, даже без столичного следователя.


    В математике есть такое понятие комплексные числа, без введения которых задачу решить не возможно. Сначала к числам присоединяются другие, которые делают задачу решаемой, потом они удаляются, и получается реальный результат. В этом фильме полусказочные легенды помогают следствию, как комплексные числа в математике. Эти полусказочные легенды, ничто иное как, народный эпос, на который опирается местное население в своей повседневной жизни, даже в совершении преступлений. Гоголь понял, что и расследовать преступления надо с учётом, бытующих легенд.


    Весь христианский мир старается жить по моральным законам, завещанным Иисусом Христом, сказать по правде, нередко нарушаемым. Мораль христианства  попирается в основном, по причине создания общества потребления, которая диктует накопления богатств, для удовлетворения своих низменных потребностей, которые, мы иногда называем удовольствиями. Хочу ни в чём себе не отказывать, хочу много иметь, вместо того чтобы много уметь. Хочу хорошо отдыхать, вместо того, чтобы хорошо работать, и так далее.


    Кончается это тем, что человек перестаёт работать руками и головой, его голова начинает работать только в одном направлении, использовать чужой труд для своего обогащения. Потом он назовёт это организаторскими способностями и самым тяжёлым трудом, при этом не побрезгует обыкновенным воровством. Собственно говоря, христианство, это такая же легенда, опираясь на которую мы можем оценить поступки людей, их соответствие с моралью. Жаль, что такие суждения не будут признаны обществом, людей нарушающих христианские морали, ни как не накажут, но как говорил М. Ю. Лермонтов, есть божий суд, на него и уповаю.