Стрекоза и муравей

Виктория Денисова
        Однажды, на уроке литературы, учительница велела нам прочитать басню И.Д.Крылова «Стрекоза и муравей» и выполнить анализ произведения.
        Первый, как всегда, поднял руку отличник Артем Горшков, кудрявый светловолосый мальчик с круглыми очками на носу. Пол класса схватились за голову, потому что знали, что Артем всегда готов к ответу и сейчас начнёт своё выступление минут на 20, его даже учителя не могут остановить. Человек, ведь готовился. Так как других рук  Наталья Петровна не увидела, она, как всегда, кивнула, давая понять, что можно отвечать. Артем встал, поправил галстук и начал своё длинное повествование.

-   Мораль сей басни в том, что надо трудиться, чтобы не умереть с голоду и не замерзнуть от холода. Муравей представлен трудолюбивым, ответственным и мудрым, а стрекоза ленивая, легкомысленная и глупая, за что и поплатилась. Иван Андреевич Крылов хотел сказать, что каждый получает по своим заслугам, поэтому...

-   А я не согласна с Горшком!!... ээээ, то есть с Горшковым, - вскочила я со своего стула, да так, что стул с грохотом упал на спинку.- Почему это стрекоза - ленивая и глупая? Она всё лето пела муравью песни, танцевала, устраивала представления, причем, заметьте, бесплатно, чтобы ему не скучно было дрова таскать. А муравей поступил как последний жмот и негодяй! Не пустил бедняжку стрекозу в дом и оставил ее умирать в холоде и голоде, совершенно не подумав о последствиях. Во первых - надо помогать друзьям в беде, мало ли что может случиться? Может ему придётся обратиться за помощью к стрекозе и она ему ответит тем же? Во вторых - если б он пустил ее, то вдвоём было бы веселее перезимовать, чем грустить в одиночку. А в третьих - стрекозы опасные хищники, они питаются мухами, пауками, личинками и даже мелкими лягушками, их зазубренные челюсти легко перемалывают тело своей жертвы, а размах крыльев некоторых особей достигает 20 см, поэтому нашей стрекозе ничего не стоило съесть муравья и захватить его жилище, ну и в четвёртых ...

 -   Ну, всё! Хватит! - хлопнула книгой учительница. - У нас урок литературы, а не передача «В мире животных», насекомых мы будем изучать на другом уроке.

-    Что ты там хотела сказать и не договорила? - догнал меня одноклассник Гриша, когда мы уже шли по домам после уроков.

-   Ты о чем? - не поняла я.

-   Ну, про насекомых, ты сказала «ну и в четвертых”.

-    Аааа, ты про это. Муравьи абсолютно не приспособлены к выживанию в одиночку, они живут только большими семьями и целыми колониями, а один он умрет где-то через 6 дней, - с важностью учёного ответила я.

       Некоторое время мы шли молча, и каждый думал об этом несчастном муравье, который по своему незнанию умрет в полном одиночестве и нам даже стало жалко этого несчастного муравьишку.

-   Откуда ты столько знаешь о жизни насекомых? - поинтересовался у меня одноклассник.

-   Мой папа был в Африке и некоторое время изучал их, у нас дома есть книги об их жизни, если хочешь, дам почитать. Ты когда нибудь наблюдал за муравьями?

-  Не-а, да и зачем? Бегают туда сюда, скучная и бесполезная жизнь у них - ответил Гриша.

- Тут ты ошибаешься! У муравьев даже нет свободного времени, они постоянно на работе. Ты знал, что муравейники - это целые города, со своими правителями и подчинёнными, каждый муравей выполняет свою задачу. Бывают муравьи охранники, наблюдатели, строители, воины, охотники , разведчики, они ходят на войну , берут пленных и заставляют их работать на свою семью, они выращивают грибы и разводят тлей и пьют их молочко, как мы разводим коров, муравьи обмениваются информацией, в общем живут как люди, только телевизор не смотрят. Да, и ещё, они очень полезны: один муравейник за день съедает до 100 тысяч вредных насекомых, они рыхлят почву и разносят семена растений. Пойдём я тебе кое-что покажу, тебе понравится.

       Мы свернули с главной грунтовой дороги и пошли по направлению к лесу. В лесу мы быстро нашли довольно большой муравейник, муравьи занимались своими делами не обращая внимания на наше появление. Я достала из кармана маленькую конфету, развернула ее и положила недалеко от муравейника. Мы сели около конфеты и стали ждать, когда муравьи найдут ее. Через несколько минут к сладости подбежал один муравей, немного покрутился около неё и убежал. Через пару минут к конфете бежала уже толпа муравьев, они видимо очень обрадовались найденному сокровищу, облепили его со всех сторон, залезли на него, пробовали на вкус, а тем временем к конфете приближались всё новые и новые муравьи.

-   Видишь? Это муравей-разведчик, он нашёл пищу и рассказал об этом муравьям - добытчикам, а они по его следу нашли нашу конфету.

     Я отломила от березы маленькую палочку, разделила ее пополам и одну часть отдала Грише.

-   Оближи ее и положи на муравейник, - скомандовала я.

       Мы облизали палочки, засунули их в муравейник и стали наблюдать. Муравьи быстро накинулись на неизвестный предмет. Через несколько минут я вытащила палочки, отряхнула с них вцепившихся в них муравьишек и отдала одну палочку Грише.

-   Попробуй теперь ее на вкус! - сказала я хитро посмотрев на одноклассника.
Гриша облизал свою палочку и на его лице появилась гримаса.

-   Мммммм, кисленько. Что это такое?

-   Муравьиная кислота, она им нужна для нападения и защиты. Пойдём посмотрим, что там с нашей конфетой.

       Когда Гриша увидел, что конфета ползёт к муравейнику, он не поверил своим глазам! Несколько муравьев подхватили груз, который в несколько раз был тяжелее их и медленно тащили к своему жилищу.

-   Если бы мы были такие же сильные как муравьи, ты бы мог поднять трактор, а если бы у нас были ноги такие же как у кузнечика, то ты бы мог перескакивать одним прыжком из дома в школу.

-    Круууто, - протянул Гриша. - Хорошо, что муравьи такие маленькие, были бы они побольше, они и нас бы утащили в свой муравейник и съели.

-    Это точно, - подтвердила я Гришину догадку.