Актировки. Откуда оне есть пошли?

Серж Собакин
Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли, мы всей душою ненавидели эту песню!
Был Советский Союз, нам было по 8—12 лет, и мы были счастливы! В стране царил безвредный бардачок, и всем было зашибись! Да, в магазинах нельзя было купить кроссовки, джинсы, спортивные костюмы и еду. На мебель, телевизоры и магнитофоны была очередь с записью на предприятиях на месяцы вперед, а на машины – вперед на годы, но мы, дети, были счастливы!  В нашем мире все было свое, и все было отлично!
Единственное, что омрачало наши дни, – это хорошая погода! Ведь нам, жителям северного поселка шахтеров и металлургов, в хорошую погоду нужно идти в школу.
Школу мы, конечно, любили, ведь во времена советского бардака позднего Брежнева школа была увлекательнейшим зрелищем, как нынче квесты. В школе нужно было не учиться, а зазубривать. То есть разум практически не страдал. С ура выучил, днем сдал – вечером мозг снова пуст и поражает кристальными искрами! А в промежутках – можно и нужно бегать, прыгать, развивать навыки в народную игру «в сифу», взрывать унитазы в школьных туалетах, драться на портфелях, играть в царя горы во дворе, ломать руки при этом, терять зубы и пуговицы… девочки, влюбленные в мальчиков, чтобы хоть как-то выплеснуть свои всепоглощающие, но чистые чувства отлавливали предмет вожделения в темном коридоре, затаскивали в подвал и запихивали им в трусы снег… романтика! А однажды девочки, внезапно повзрослевшие и что-то свое понявшие в жизни, придумывали игру в «облом». В процессе игры выбирали одного мальчика, при всем классе томно смотрели ему в глаза и говорили: «Антошка, милый, я тебя люблю и ничего не могу с собой поделать!» Мальчики по злой усмешке природы в 11-12 лет имеют мозг ручной обезьянки с пляжа в Сочи, и ничего интереснее в жизни не видят, кроме как играть в сифу (футбол, хоккей) и кино «про боевиков».
Безусловно, чего-то и у них уже отросло, но чего и зачем, как-то мало связывается с реальностью жизни, и уж тем более с девочками, взрослыми чувствами, и поэтому услышав ТАКОЕ из уст одноклассницы, да еще и красивой… да с сиськами… в организме мальчиков происходил атомный взрыв, стоячок, поллюции и прочее… он немедленно потел, краснел, сгорал со стыда (ведь стоячок же – это так ужасно!) и убегал в инфернальные дали. Девочкам наблюдать такое очень нравилось! Через эту ужасную пытку прошли сотни мальчишек, навсегда получивших романтические воспоминания о первых сексуальных переживаниях и психические травмы, куда без них?
Но самое клевое было, конечно, в школу не ходить, при всех вышеописанных плюшках что в ней хранились! Но не ходить можно было только вовремя актировки!
О, актировка! Мечта каждого северного ребенка СССР! Ведь что такое актировка?
Утром ты вставал в семь утра и, быстро посетив все туалеты и ванны, бежал завтракать, ожидая объявления по радио! Внезапно в программу «Радио России» врывался хрип и сип адовых пе;рдей – это включался местный радиоузел! Не знаю, почему у него всегда был ужасный сиплый хриплый адский звук, возможно, местным радийщикам приходилось выходить в эфир напрямую из астрала, прибегнув к лопаточной кости росомахи и рогам оленя – как ретранслятору, я не знаю.
А может быть, передатчик был трофейный, его когда-то отжали у американских коммерсантов, которые выменивали меха у ненцев на огненную воду во время покорения Сибири вместе с порошком от клопов, который приняли за растворимый бульон, растворили и выпили. Радиопередатчик на дровах.
Так вот. Жутко хрипя и сипя, местный радиоузел начитывал заклинания, которые до сих пор, хотя прошло больше тридцати лет, помнят все дети тогдашнего севера:
«Внимание родителям, дети которых учатся в первую смену, с десяти утра до часу дня. В связи с сильным ветром и плохой видимостью объявляется актировка с первого по седьмой класс»… (за точность формулировки я не ручаюсь, но я думаю что воспроизвел ее с точностью до семидесяти процентов).
Восторгу нашему не было предела!!! Можно не идти в школу! Сидеть у телевизора, просматривая ТВ: в основном концерты хоровой музыки, балет, футбол, ну и что? Важен сам факт! Можно было сожрать всю в доме колбасу с хлебом и чесноком, читать, рисовать, посвятить часы маленьким радостям подростка, не боясь быть застигнутым врасплох! Мы клеили корабли, самолеты, рисовали, читали, играли и наконец просто гуляли! Весь день!
Кататься с горки, когда тебе в спину дует ветер со скоростью 30 метров секунду – подлинное счастье! Садишься на портфель – и ветер несет тебя вниз с горы, на проезжую дорогу, и дальше, дальше в тундру! Мимо грузовиков, с которых ветер срывает тенты… мимо взрослых, пытающихся против ветра пройти на остановку, чтобы ехать на работу во вторую смену… а потом против ветра, прижимаясь к стенам домов, чтобы не сдуло, идти обратно на горку! Иногда пройти было невозможно, ветер уносил гораздо раньше, чем ты успевал залезть на горку, и приходилось просить о помощи взрослых… и так весь день!   
Эх, было дело молодое! Однажды мы придумали прыгать с крыши катка в сугроб. Благо — сугробы наметало по пятый этаж, и как же было страшно, но весело! Взрослые не вмешивались, и все было отлично! Правда, однажды я чуть не погиб – ночью в сугроб кто-то закопал доски. На них я и прилетел плашмя, всей спиной. Я даже плакать не мог, так мне было больно. Да что плакать. Я дышать не мог. Ну ничего, полежал в сугробе пол часика, как-то встал и пошел домой. Мама и папа так никогда и не узнали о том случае, потому что они меня могли отлупить. Так я тогда думал, дурак. А вот взрослые не подошли. Не знаю почему, это вопрос к ним.
Вообще в детстве как-то все легче переносишь. Даже мысли о смерти. И сами смерти в окружающем тебя пространстве.
Были и смерти, как без них. Немного? правда, что радует. Дело в том, что наш шахтерский поселок очень быстро расстраивался. Из маленькой деревушки – в приличных размеров город. Поэтому вокруг домов и школ было много строек! Помните, на восьмибитной приставке Сега была игра про «Принца Персии», который бегал по каким-то коридорам и лазал по вышкам? Вот и мы, как этот принц, лазали по зимним стройкам, прыгали, кувыркались… иногда падали. Иногда насовсем.
А еще все мы любили делать пугачи. Такие взрывающиеся мини-бомбы, из серы от спичек или если повезет — пороха. И грохот стоял по школе, как на стрельбище! Иногда с зарядом не рассчитывали. Кому-то в голове пробивало дыру, а кому-то пальцы отрывало. Даже детские качели в умелых руках могли стать орудием смерти. Однажды мальчишки прыгали с качели, и один мальчик спрыгнул слишком близко. Тут его качель и настигла. Голову так и не собрали до конца. Фрагменты мозга долго еще валялись на улице.
Но что я о грустном? Детство продолжалось! Выживал сильнейший.
Одна из частей ежегодных квестов — сбор металлолома. Это было частью обязательной программы «веселой пионерии». Нас собирали всей кучей, например, все седьмые классы, и велели собирать металлолом. Кто соберет больше всех — получит предполагаемый гипотетический, условный типа приз. Чаще «Почетную грамоту».
Всю бесполезность таких грамот мы постигали с пеленок: когда наши родные глупые существа – папы – приносили гордо грамоту за то, что накопали, накосили и наносили в закрома родины, да еще и разработали с нуля что-нибудь типа робота-манипулятора, который сам делает работу за пару сотен человек. А им за это грамоту с ликом солнцеподобного Ленина. И мама шипит отцу в лицо: «Ссссуки! Нет чтобы деньгами дали! А этой грамотой даже не подотрешься – картон!»
Поэтому получать какую-то условную грамоту никому особенно не улыбалось, но обязательная программа пионерского квеста на то и обязательная – можешь ничего не делать, но, чтобы к трем часам дня каждый принес в подоле по броненосцу «Потемкин», или по ледоколу «Крузенштерн» (человеку и металлолому).
Задача усложнялась еще и тем, что металлолома на улицах не было. Так повелось, что ЖКХ тех лет работало отлично и весь мусор вывозили и утилизировали. Где брать металлолом – загадка посложнее таблицы Менделеева! Как-то натаскивали. Получалась огромная гора во дворе школы, которая потом так соблазнительно гнила в этом дворе годами, и дети с перемен приходили все покрытые ржой, в рваной одежде, счастливые до визга!
А однажды мы придумали игру «в поезд». Выбирали самого толстого или высокого, например, меня, кто-то второй брал его сзади за куртку, того – кто-то третий, и так выстраивался весь класс, включая девочек… Вдруг «локомотив» срывался с места и несся по школьному коридору, как теперь носятся немецкие Сапсаны! И весь класс несся за ним, сметая на своем пути все и вся: людей, машины, чахлые постройки! Головной внезапно сворачивал, и все сворачивали за ним так быстро, что «хвост» состава заносило, часть хвоста отрывалась вместе с деталями одежды и улетала в светлую даль, а часть состава убегала вперед… это было повальное увлечение.
С перемены детки приходили в классы потными, растрепанными, без пуговиц. Девочки навеки падали в глазах педагогов, покрывая позором себя и своих родителей, потому что были все разодраны, косаньки дыбом, волосаньки по ветру, воротнички в клочья, фартуки — в говно! Сопят как борцы сумо, на щеках – синяки да пятна! Ладно мальчики, но ДЕВОЧКИ!!!! Девочки сопели, исподлобья поглядывая на классуху и пытаясь причесать пальцами все махры, что образовались за перемену.
Родительские собрания, что массово прошли по школе, аки ковровая бомбардировка, отразилась на наших пунцовых ягодицах кровавыми подтеками, и увлечение экстремальными видами спорта прошло так же внезапно, как и появилось. Было весело. Нет, правда.
Взгрустнулось.
Даааа.
Многое было! При нас появились кубики Рубика и змейки Рубика. Все гонялись за ними, собирали-разбирали, а потом наш класс придумал играть ими в футбол. Каак врежешь по кубику ногой! Он в хлопья! В крошево! А все дети из параллельных классов набрасывается на эти ошметки, как голуби на крошки, а потом клеем собирают обратно в кубики. Много чего было! Чего там… Но актировки были особым наслаждением, как ныне забытый хамон.
А что запомнилось вам из вашего детства? Расскажите! Меня всегда очень интересовало старческое брюзжание собеседников на тему «вот раньше-то было оооо!».