222 Сбор КПУГ в море 12 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

222. Сбор КПУГ в море. 12 апреля 1973 года.

Сводка погоды: Балтийское море, четверг 12 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 0.4°C, средняя: плюс 2.3°C тепла, макс.: плюс 4.4°C тепла, 10 мм осадков, холодный дождь с ветром, шторм  6 баллов.

12 апреля 1973 чт
Валя А. получила уже моё письмо и уезжает. Интересно, что будет! Ничего нового пока. Качает сильно. Всё по-старому. Думы, мысли, но чувствую, что уже надоело так мыслить.

В Советском Союзе отмечается День космонавтики, который учреждён в ознаменование первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Я хорошо помню тот холодный день 12 апреля, когда Левитан по радио, а потом в газетах сообщили о полёте Юрия Алексеевича Гагарина на советском космическом корабле "Восток-1" в космос. Это был грандиозный восторг и праздник... Мы, пацаны и девчонки с улицы Белинского города Суворова, повыскакивали из домов на улицу, потому что невозможно было сидеть дома, нужно было выплеснуть всю нашу радость, гордость, ликование друг другу. Вслед за нами из домов вышли взрослые и соседи поздравляли друг друга, как будто это был наш уличный праздник, праздник каждой семьи, каждого дома. Моего папу сразу же окружили соседские мужики и он очень основательно, подробно, как будто сам участвовал в подготовке этого фантастического полёта Гагарина в космос, рассказывал о конструкции космического корабля "Восток-1", о параметрах полёта, о ракете-носителе, стартовавшей с космодрома Байконур.

Никто не знал, где находится этот космодром Байконур, но мой папа, по секрету, сказал всем, что он где-то в сухих степях Казахстана, потому что для старта ракет-носителей требуется быть ближе к экватору (так легче запускать ракеты на орбиту Земли) и вокруг должно быть свободная площадь, чтобы туда падали отработавшие ступени ракеты-носителя. Первый полёт советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина длился целых 108 минут и он благополучно приземлился на парашюте на землю. Позже в 1968 году Генеральная конференция Международной авиационной федерации учредила Всемирный день авиации и космонавтики, который ежегодно отмечается тоже 12 апреля.

Справка: 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля "Международным днём полёта человека в космос". Соавторами резолюции стали более чем 60 государств (Википедия).

В четверг 12 апреля 1973 года корабли КПУГ (корабельной поисково-ударной группы) 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ собрались в морском районе подальше от полосы шестибалльного шторма, чтобы переждать непогоду и пообщаться друг с другом. "На улице" (на верхней палубе) было холодно, мокро, промозгло, сыро, ветрено и мерзопакостно... С превеликим трудом, вымокнув до нитки, продрогнув, хлюпая носом и поминутно вытирая слезящиеся глаза, я успел при улучшении освещённости сквозь разрывы в тучах, сфотографировать корабли нашей КПУГ, лежащие в дрейфе на расстоянии в нескольких кабельтовых друг от друга.

В наших морских учениях 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ принимал участие "поющий фрегат" проекта 61 - БПК "Образцовый" (бортовой номер 518), с ноября 1971 года командир корабля капитан 3 ранга Владимир Григорьевич Егоров. Этот боевой корабль соответствовал своему имени, потому что был по-настоящему образцовым на Балтийском флоте. Кстати, до 19 мая 1966 года он классифицировался как сторожевой корабль и под именем "СКР-2" был спущен на воду 23 февраля 1964 года, вступил в строй ВМФ 29 сентября 1965 года и 2 ноября 1965 года вошёл  в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 17 февраля 1965 года СКР-2 был переименован в БПК "Образцовый". Весной 1970 года БПРК "Образцовый" образцово участвовал в военно-морских манёврах ВМФ СССР «Океан», а в 1971 году в учениях "Юг". С 29 июня по 10 июля 1970 года БПК "Образцовый" был в Средиземном море на БС (боевой службе) и выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в противостоянии Израилю. Справка: Бортовые номера БПК "Образцовый": 080 (1965), 501 (1966), 190 (1967), 564 (1967), 504 (1970), 501 (1971), 518 (1972), 501 (1974), 520 (1975), 514 (1976), 430 (1979), 425 (1982), 446 (1983), 433 (1985), 435 (1990).

Кроме БПК "Образцовый" в учениях в составе нашей КПУГ принимал участие эскадренный миноносец пр.56 с бортовым номером "451". К сожалению, я не записал название этого корабля, а в справочниках состава Балтийского флота такого ЭМ с таким бортовым номером в 1973 году не числится (в других флотах тоже). Однако фотофакт есть фотофакт... С 9 апреля 1973 года в составе нашей КПУГ был ЭМ пр.56 и, вероятнее всего, это был эскадренный эсминец "Светлый": заложенный 04 марта 1953 года и спущенный на воду 27 октября 1953 года со стапеля ССЗ имени А.А. Жданова (завод №190), вступивший в строй ВМФ СССР 17 сентября 1955 года и 26 сентября 1955 года вошедший в состав Балтийского  флота (128-й брэм 4-ого ВМФ). В 1958 году на корме ЭМ "Светлый" установлена ВПП для вертолёта Ка-15 (характерная деталь силуэта). В 1966 году ЭМ "Светлый" принимал участие в учении «Байкал». С сентября по декабрь 1967 года и в 1969 году ЭМ "Светлый" был на боевой службе в Средиземном море. С июля по август 1972 года ЭМ "Светлый" проходил боевую службу в Северной Атлантике и снова готовился вместе снами для прохождения БС (боевой службы) с сентября 1973 года по апрель 1974 года в Средиземном море. Это был скромный, но очень достойный боевой корабль ДКБФ. Справка: Бортовые номера ЭМ "Светлый":  95 (1955), 86 (1956), 762 (1958), 251 (1959), 860 (1961), 850 (1962), 860 (1963), 858 (1965), 741 (1965), 168 (1967), 420 (1968), 482 (1969), 952 (1972), 432 (1974), 489 (1975), 490 (1975), 467 (07.1977), 430 (1978), 476 (1982), 651, 950, 462, 470. Вероятно, бортовой номер "451" ЭМ "Светлый" был присвоен для маскировки, так как это часто делали в 70-х годах XX века на ВМФ СССР...

Штормовая погода и дрейф корабля в открытом море при волнении 5-6 баллов - это не очень приятное времяпрепровождение. Я изначально, ещё со времён учёбы в Севастопольской Морской школе ДОСААФ в 1971 году был невосприимчив к волнению моря, к качке, к "морской болезни". Первый день моего пребывания на БПК "Бодрый" 27 декабря 1971 года был днём выхода в штормовое Балтийское море на ходовые испытания и уже тогда я пережил приступы "морской болезни", но сумел справиться с ними и, помню, великолепно пообедал почти в одиночестве в столовой личного состава, так как почти все остальные ребята и гражданские наладчики страдали "в лёжку" от этой болезни...

Однако и на меня эти мерные "морские качели", удары и толчки штормовых волн действовали угнетающе: думать не хотелось, есть не хотелось, работать тем более не хотелось, поэтому я "забурился" в свою шхеру между стеллажами корабельной библиотеки, разложил на палубе свой поролоновый матрац, оделся потеплее в матросскую робу, тёплую тельняшку, шинель, накрылся одеялом, включил рядом с собой электронагреватель, поставил на полку в стеллаже настольную лампы и начал рассматривать и читать сваленные штормом в кучу книги, альбомы и журналы библиотеки.

На БПК "Свирепый" ничего не происходила заметного и значимого, кроме обычных приборок, которые делались в условиях штормового волнения кое-как. "Начальство" совещалось, тревожно перекликалось между собой, беспокоилось о малых ракетных кораблях, которые "прятались" за корпусами наших кораблей, да искали нашу дизельную подводную лодку, которая в свою очередь искала нас. Мерный ритмичный писк ГАС "Титан" уже начал действовать мне на нервы и я постарался заглушить эти звуки чтением книг.

Ко мне в ленкаюту никто не приходил, потому что мало кто мог выдержать такую амплитуду килевой и бортовой качки. Нос корабля, по-прежнему, продолжал вскидываться на штормовых волнах на дыбы, как молодой и горячий конь-мустанг. Корпус корабля сильно кренился под ударами волн, при этом волны Балтийского моря хаотично бились в борта, то останавливая качание, то наоборот, усиливая его до критических углов крена. Писать и оформлять боевые листки вручную было невозможно, да и печатать на портативной машинке тоже получалось плохо , потому что пальцы не попадали по клавишам и поэтому было много опечаток и ошибок.

12 августа 1973 года в дрейфе качало очень сильно, поэтому на корабле, вероятно, практически все свободные от вахты и работ просто спали, отдыхали, приспосабливались к качке, боролись с приступами "морской болезни". А я что? Лысый что ли? Я тоже "придавил кранец" и "засопел в две дырки, как пароход"... Не спасали думы о родителях, о брате и его семье, мысли были "чугунные", бестолковые, тусклые, холодные, как дождь за бортом, поэтому мне надоело так мыслить и хандрить. Нужно было встряхнуться и что-то придумать интересное и необычное...

Фотоиллюстрация: 12 апреля 1973 года. Балтийское море. КПУГ (корабельная поисково-ударная группировка) 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ. Снимок сделан автором в начале сборпохода КПУГ на учения по результатам командно-штабной игры. Два снимка совмещены в один, но на самом деле БПК пр.61 "Образцовый" (бортовой номер 518) лежал в дрейфе по правому борту нашего корабля, а ЭМ пр.56 "Светлый" (бортовой номер 451) - по левому борту. Таки образом, корабли КПУГ могли ловчее атаковать любого противника и прослушивать своими ГАС (гидроакустическими станциями) пространство моря со всех сторон. Во время штормовой погоды (волнение 5-6 баллов, дождь, ветер) 11-12 апреля 1973 года мы всем составом КПУГ собрались в одном районе подальше от полосы шторма, чтобы помочь пережить его двум МРК пр.1234 типа "Овод" - МРК "Град" и МРК "Гроза". Кроме этого в нашем районе дрейфовала где-то наша советская дизельная подводная лодка, с которой и были основные учебно-боевые действия и упражнения в этом весеннем сборпоходе КПУГ 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ.