221 Шторм на Балтике 11 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

221. Шторм на Балтике. 11 апреля 1973 года.

Сводка погоды: Балтийское море, среда 11 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 3.0°C, средняя: плюс 3.7°C тепла, макс.: плюс 4.7°C тепла, 8.1 мм осадков, дождь.
 
11 апреля 1973 ср
Шторм! 5 баллов пока. Идём лагом к волне. Взлетаю на 10 метров высоты, потом вниз и вода заливает иллюминатор ленкаюты. Высота иллюминатора ленкаюты при спокойной воде – 7 метров от уровня моря! Валя Архипова, наверное, уже получила моё письмо. Нет, уже наверняка! А 12 апреля она уезжает из Суворова. Подождём.

Шторм! Какой моряк не мечтает пережить в своей жизни шторм? Кто не слышал о штормах? Кто не знает, что такое гроза или буря, которая грянет, так грянет!?..

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах...
Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, чёрный демон бури, — и смеется, и рыдает...
Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет...
Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
- Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
- Пусть сильнее грянет буря!..

М. Горький. Песня о Буревестнике. 1901.

Нет! Никто лучше Максима Горького не выразил стихию бури, шторма и его значение в жизни людей. Никто...

Для многих из нас волнение на море - это ласковый прибой или набегающие рядами волны, пенный бурун, шум перекатывающейся и бурлящей воды, гальки и песка, пляж, берег, солёный влажный ветер в лицо и мчащиеся по небу облака. Шторм с берега - это красивые мощные валы волн, хаос пенных бурунов, борьба наката и отражённой от берега пенной волны, пронизывающий любую одежду ветер с колючими брызгами и красота... красота стихии, которой заворожено любуются люди на безопасном берегу.

Шторм в море - это, прежде всего, опасность... Большая, порой смертельная, опасность... А потом уже неудобство качки, буйство стихии, борьба за выживание и красота... красота бури, которая невольно сковывает разум, порождает страх, а порой и ужас. Тот, кто не пережил в море настоящий шторм, тот никогда не узнает, что такое морская стихия, насколько грозной, опасной и красивой может быть природа моря. При этом те, кто пережил настоящий шторм, познают не только буйство морской стихии, но навсегда приобретают опыт познания истинных свойств и черт своего характера, характеров и личностей других участников штормовых событий.

Дело в том, что оказавшись на корабле в гуще стихии шторма, ты своей "шкурой", всем своим нутром, внутренностями, умом и сердцем, инстинктивным страхом и душеным разумом осознаешь и начинаешь истинно понимать, что твоя жизнь сейчас зависит от тебя, от твоего умения, знаний и опыта, от прочности и непотопляемости корабля, от слаженности, храбрости и мастерства экипажа и командира корабля. Стоя за штурвалом рулевой колонки "Альбатрос 22-11", я вольно или невольно во время шторма объединялся с вахтенным офицером и командиром корабля в единое целое, в братство, в команду, от которой зависело сейчас, выживем ли мы или получим фатальное повреждение от штормовой стихии... Правда, шторма бывают разные, всякие и не всегда грозные...

Слово "storm" на голландском и английском языках означает - понятия: буря, гроза, ураган; сильное волнение на море, смятение в настроениях и душах людей; взрыв, град (чего-либо, например, стрел или снарядов); штурм, захват, атака, натиск; приступ, штурм; крикливая ссора, горячий спор; бушующие страсти, свирепость; стремительное движение. В русском языке словом "шторм" обозначают сильный и длительный ветер, образующий высокие чередующиеся волны и валы (например, "девятый вал"). В современном общепринятом понимании шторм - это ненастная погода с высоким волнением, сильным, длительным и порывистым ветром, буря на море. Как правило, шторм порождается разницей атмосферного давления на границах циклонов, атмосферными вихрями и сопровождается шквалистыми атмосферными осадками.

Шторм - это всегда совокупность факторов погоды: атмосферного давления, температуры воды и воздуха, воздушных вихрей, влажности, ветра и волнения на море. Главным (видимым, осязаемым, ощущаемым) параметром шторма является ветер, вернее, скорость ветра. Скорость ветра на море определяется не только в физических величинах (м/с, км/ч), но и оценочных величинах - баллах (шкала Бофорта).

0 баллов - это штиль, то есть полное безветрие, неподвижность воздуха в атмосфере, отсутствие ветра, а значит, волнения на море. Дым из трубы корабля поднимается вертикально вверх, флаги и вымпелы неподвижны, кожа лица не ощущает движение воздуха, море гладкое как стекло зеркала, в котором отражается чистое голубое небо днём или неподвижные звёзды ночью. Вокруг ни звука, в воздухе душный застойный запах чего-то...

1 балл - это тишь, то есть тихое, "шепчущее" движение-дуновение воздуха в атмосфере со скоростью 0-0,2м/с. Дым из корабельной трубы отклоняется от вертикального направления, на море появляется лёгкая гладкая рябь микроволн или небольших чередующихся волн высотой до 10 см, повторяющих порывы лёгкого ветерка. Лицо ощущает освежающее воздействие ветра, дышать становится легче, появляются свежие запахи моря.

2 балла - это лёгкость, то есть лёгкий, приятный, обвевающий и освежающий лицо ветер и ребристые короткие волны на море высотой от 10 до 30 см. Ветер дует постоянно, длительно и со скоростью 1,6-3,3 м/с, волны образуют гряды, чередуются, "строятся" в ряды. Появляется шелестящий звук ветра в вантах и около радиоантенн. Флюгер ветроуказателя и корабельной метеостанции реагирует на ветер и точно показывает его направление. Волны уже ощутимо воздействуют на корпус корабля и руль, возникает ощущение лёгкой качки корабля. Ветер и волны начинают ощутимо воздействовать на корпус корабля.

3 балла - это слабый шторм, то есть относительно слабый, но постоянный ветер, дующий со скоростью 3,4-5,4 м/с, поднимающий и гонящий слабое волнение на море с чередующимися волнами высотой около 60 см. На волнах уже образуются ветровые завихрения, пенные "барашки". Волны начинают "толкаться", биться о борт корабля. Усиление и ослабление ветра и ряды волн ощутимо качают корабль с бока на бок, мешают рулевому вести корабль по курсу. Антенны качаются, ванты и фалы вибрируют, издают соответствующий ветровой шум. Флаги и вымпелы развеваются, пропеллер анемометра быстро вращается и корабельный измеритель ветра (КИВ) определяет истинную силу и скорость ветра. Слабый трехбалльный шторм уже хорошо ощущается "пассажирами", вызывает инстинктивное душевное волнение (настороженность и тревогу), вызывает необходимость координировать равновесие и устойчивость путём упругих телодвижений.

4 балла - это умеренный шторм, то есть умеренный ветер, который на суше поднимал бы пыль, сухую павшую листву, бумажки, "завихрял лёгкий мусор". Хаотично качаются антенны, качаются и вибрируют ванты и фалы, постоянно и напряжённо трепещется флаг или вымпел. На море уже зримое около штормовое волнение, во многих местах на вершинах волн появляются белые пенные "барашки". Волны хаотичны, но при постоянном ветре образуют ровные чередующиеся ряды. Поверхность волн покрыта крупной рябью, а высота волн достигает 1,5 м. Скорость ветра также усиливается до 5,5-7,9 м/с. Четырёхбалльное волнение и свежий ветер уже серьёзно воздействуют на корабль, кренят и качают его с борта на борт, создают трудности и проблемы с подготовкой корабельного вооружения к действию, затрудняют проход по верхней палубе и внутренним коридорам. Четырёхбалльное волнение уже болезненно воспринимается теми, кто подвержен "морской болезни", влияет на физическое и психологическое состояние моряков и пассажиров. Рулевой за штурвалом вынужден активно компенсировать влияние ветра и удары волн, чтобы держать ровно курс движения корабля. Особенно неприятны шквалистые усиления ветра и удары волн в корпус корабля, волны начинают "бодаться".

5 баллов - это свежий шторм, то есть свежий ветер, который активно качает антенны, сильно вибрирует ванты и фалы, активно треплет флаги и вымпел. Пропеллер анемометра быстро вращается, а флюгер быстро реагирует на изменение направления и порывы ветра. Ветер теперь чувствуется ладонью, он активно давит на руку, пытается сорвать берет, бескозырку или фуражку, "парусит", то есть поддувает под полы шинели, превращает любую плоскую поверхность, например, грудь или спину человека, в парус. Повсеместно на море видны на гребнях волн пенные белые "барашки". Волны достигают высота 2,5 м (в среднем волны при свежем пятибалльном шторме высотой около 2 м). Корабль уже сильно кренит и качает при движении лагом (боротом) к волне и ветру, а при движении корабля носом против ветра и волн возникает сильное сопротивление, килевая качка, нос корабля начинает не разрезать волны, а биться в них, образуя откатные буруны. Ветер и воздух насыщены влагой, водяной пылью, дождевая морось превращается в хлёсткие мокрые "пощёчины", влага забирается под воротник и в рукава, дискомфортно во всех отношениях... Использование корабельного вооружения, особенно, ракетного и артиллерийского весьма затруднено. По верхней палубе без страховки и без особой нужды ходить запрещается. Ветер при пятибалльном свежем шторме с порывами дует со скоростью 8,0-10,7 м/с. Кораблю против ветра и волны идти трудно, скорость движения падает, расход топлива увеличивается, винты корабля работают с усилием, корпус корабля содрогается от ударов, поскрипывает. Однако ход по ветру, тое сть попутно с ветром и волнением, наоборот, увеличивает скорость движения корабля и сильно экономит топливо.

6 баллов - это уже сильный шторм, то есть сильный устойчивый по направлению и порывистый ветер, который сильно качает корабль, антенны гнутся в дугу, ванты и фалы трепещут, гудят, гудят и ажурные конструкции мачт и параболических антенн РЛС. Пространство вокруг корабля наполняется вибрирующим шумом, к которому начинает прибавляться отчётливый "шум моря" или "голос шторма". Без капюшонов нельзя находиться на открытой палубе, на крыльях ходового мостика или на сигнальном мостике. Мокрый ветер пронизывает одежду, морозит руки, лицо, холодит тело. Белые пенистые гребни волн практически повсеместны и образуют местами пенистые "поля". В воздухе образуется устойчивая "водяная пыль", упругая хлёсткая морось. Волны порождают брызги, которые возносятся ветром вверх и бьют по лицу, как мелкие камешки. Максимальная высота волн при шестибалльном шторме достигает 4м, средняя - 3м, скорость ветра - 10,8-13,8м/с. Внутри корабля трудно передвигаться по помещениям и коридорам. Все вещи и предметы крепятся "по-штормовому", личные ценные вещи и документы укладываются глубоко по карманам, которые "зашпиливаются" английскими булавками. Для морских катеров и МРК (малых ракетных кораблей) шестибалльный шторм - это уже предельная величина волнения, при которой эти корабли или суда должны искать убежища в гаванях и портах. Применение корабельного оружия при шестибалльном шторме проблематично, но возможно.

7 баллов - это крепкий шторм, то есть опасный для кораблевождения шторм. Скорость ветра 13,9-17,1 м/с. Корабль сильно качается, волны и ветер сильно тормозят его ход, препятствуют движению, легко "сваливают" корабль с курса своими ударами и порывами. Против ветра и волнения трудно идти, расход топлива сильно увеличивается, ГЭУ (главная энергетическая установка) работает с напряжением, из-за разница плотности воды и волнения моря винты работают неровно, гребные валы встряхивают корабль. Крепкий ветер срывает с гребней высоких волн пену, брызги и они водяным потоком несутся по воздуху. Максимальная высота волн при 7-ми балла крепкого шторма достигает 5,5 м. ветер - 7-ми баллов. На корабле качается, трясётся и падает всё, что не закреплено, что может раскачаться и упасть. Пребывание внутри корабля становится дискомфортным и опасным из-за неожиданные ударных перемещениях корабля, из-за ушибов и иных травм. Подверженные "морской болезни" сильно страдают, теряют работоспособность, чувствуют себя угнетённо, неизбежно и естественно возникает "животный страх".

8 баллов - это очень крепкий шторм, это уже очень опасно. Порывами ветра рвутся в клочья флаги и вымпелы, говорить на ветру невозможно, так как звук уносится ветром, но вокруг море и ветер шумят так, что возникает ощущение многоголосого человеческого хора, как будто души моряков о чём-то просят, молят и обращаются к морскому богу или к живущим морякам. На море не просто сильное волнение, а очень сильное волнение. Максимальная высота волн при семибалльном шторме достигает 7,5 м, то есть гребни волн возвышаются до уровня бака БПК "Свирепый" и закрывают горизонт (высота бака над уровнем моря (ватерлинии) - 7,2 м). Средняя высота волн при восьмибалльном очень крепком шторме - 5,5 м, скорость ветра 17,2-20,7 м/с.

9 баллов - это классический Шторм (с большой буквы), то есть настоящая морская буря. На суше при такой буре гнутся большие деревья, ветер срывает покрытие с крыш домов, а на море образуется очень сильное волнение и высокие волны, которые превращаются в водяные холмы, дюны или валы. Периодически в море возникают наиболее высоки и мощные волны, например, так называемый "девятый вал". Максимальная высота волны при штоорме в 9 баллов - 10 м, средняя - 7 м. При прохождении мимо корабля гребень волны закрывает горизонт на уровне верхней палубы по всей длине корпуса корабля. На корме, которая возвышается над уровнем море на 4,12 м, волны девятибалльного шторма выглядят как водяные горы. Скорость ветра достигает 20,8-24,4 м/с. Страшно становится практически всем и только необходимость выполнять свои служебные обязанности так, чтобы выжить и победить, заставляет моряков побороть страх. Слабые духом и страдающие морской болезнью полностью теряют работоспособность и сопротивляемость невзгодам, нуждаются в медицинской и психологической помощи. Применение корабельного вооружения технологически невозможно из-за сильной килевой и бортовой качки, но для советских русских военных моряков ничего невозможного нет...

10 баллов - это сильный классичский шторм, то есть сильная буря, классификация которой весьма затруднена, так как вокруг настоящая круговерть ветра, дождя, брызг, пены, мощных и высоких волн, шума моря, который превращается в яростный многоголосый рёв. Пространство вокруг корабля теряет ориентиры, заполняется какофонией грозных и яростных звуков. На верхнюю палубу запрещается выходить в любом случае, а открытые части сигнального мостика и крылья ходового мостика при крене нависают над морем, как над пропастью. Корабль с великим трудом движется против ветра и волн. Волны превращаются в водяные валы с высокими гребнями, а склоны волн-гребней достигают размеров соизмеримых с длиной корпуса корабля. Таким образом, корабль то мучительно медленно взбирается по склону набегающего водяного вала, замирает на гребне, а затем с шумом устремляется в низ по склону вала к его подножью, в ложбину между водяными холмами или горами. Обнажающиеся винты и гребные валы сильно трясут корпус корабля, а нос корабля при ударном погружении в основание очередного водяного вала полностью зарывается в воду, из отверстий клюзов вверх поднимаются водяные гейзеры, пенный слой воды ударяется в гребень волноотвода и с шумом разлетается в стороны веерами бурунов и брызг. Поток брызг, пены и воды сильно ударяет в лобовые иллюминаторы ходовой рубки, омывает корабль вплоть до постов корабельных РЛС. На суше десятибалльная буря приводит к значительным разрушениям строений, очень сильный ветер с порывами валит столбы, рекламные щиты, деревья и вырывает их с корнем. Вся поверхность моря сплошь покрыта белым пенным покровом. Волны и ветре уже не воют, не ревут, а производят сильный грохот, подобный громовым раскатам. Возникают единичные очень высокие волны максимальной высоты до 12,5 м, такие волны, проходя мимо, затмевают горизонт на уровне ходового мостика. Средняя высота волн при десятибалльном шторме - 9 м. Ветер дует со скоростью 24,5-28,4 м/с. При десятибалльном классическом шторме приходит некоторое успокоение и привыкание, так как валы следуют мощно, но ритмично, корабль качает, как на качелях, поэтому ритм движения несколько успокаивает (если только не видеть окружающее пространство бури).

11 баллов - это уже смертельно опасный "Жестокий шторм",то есть сильная буря, граничащая с ураганом. "Жестокий шторм" бывает редко на море, так как само море уже не в силах вынести такую силу ветра, упорядоченно образовать водяные валы и горы, поэтому во время Жестокого шторма изредка образуются громадные "волны убийцы". "Волна-убийца" - это волна, "высота которой в два раза превышает значительную высоту волны, характерную для данного состояния моря, то есть шторма". Например, если при 10-бальном шторме средняя высота волны 9 м, то высота волны-убийцы при 11-бальном шторме в два раза выше - 17-18 м. Это уже настоящая водяная гора, которая может либо опрокинуть корабль, либо переломить его на гребне, обнажая нос и корму, либо обрушить на корабль тяжесть своего закрученного гребня, то есть полностью накрыть корабль вместе с надстройками многотонным слоем воды. Бороться с волнами-валами 11-бального жестокого шторма можно только умело маневрируя рулём и ГЭУ (винтами), так как надо идти не строго против валов, а под углом, активно взбираясь по склону на гребень вала, останавливая машину (винты) на гребне, и скатывая сь по склону водяной горы так, чтобы не очень сильно врезаться в следующий склон. Нахождение и движение корабля в условиях жестокого шторма требует от командира и экипажа корабля всего мужества, мастерства и опыта кораблевождения, которые у них есть. Страха при 11-бальном шторме уже нет, так как бояться уже нечего, вопрос стоит так: быть или не быть, выжить или погибнуть. Страх сменяется весёлым отчаянием, смелостью, безрассудной храбростью, отвагой, равнодушием к опасности. Рёв и грохот жестокого шторма воспринимается как музыка, как хор в опере, как общение в морским богом и его свитой, поэтому неизбежно возникает твёрдое убеждение, что если погибать, то с музыкой... А вокруг всё превращается в ад: сверкают молнии, гремит гром, грохочет море, завывает ветер, корабль проваливается между гребнями волн-валов-гор, которые обступают со всех сторон, закрывая небо, горизонт, море. Возникают исключительно высокие волны с максимальной высотой до 16 м (средняя выс ота волн при 11-бальном жестоком шторме - 11,5 м). Ветер дует с порывами до скорости 28,5-32,6 м/с. Ветер и волны сметают всё, что плохо закреплено или приварено к верхней палубе, к надстройкам, площадкам и мачтам, от флага и вымпела остаются только ошмётки...

12 баллов - это уже классический ураган, то есть предельная степень развития жестокого шторма. Море всё покрыто сплошными полосами пены, горбится водяными горами, которые медленно, тягуче, неотвратимо, мощно движутся и на их вершинах и склонах развиваются другие волны, гребни, рябь. Воздух сплошь наполнен пеной и брызгами так, что дышать практически невозможно, так как в воздухе сплошная несущаяся, как в водопаде, вода. Видимость либо очень плохая, либо видимости никакой. Впереди за стёклами иллюминаторов сплошная какофония воды, ветра, волн, дождя и низких облаков. Водяные валы медлительны, невероятно мощные и высокие, как крепостные стены, о которые корабль беспомощно бьётся, зарывается носом полностью до полубака и с превеликим трудом и натугой выныривает на гребне очередной водяной горы. Корабль при напряжённой работе ГЭУ практически стоит на месте и только кое-как сопротивляется равнодушно накатывающимся водяным горам. Ветер не просто сильный, а ужасающе сильный и неизбежно приходит не просто отчаяние, страх, паника, а животный ужас. Впечатлительные опустошённые физически и морально люди впадают в ступор, в оцепенение, теряют способность сопротивляться, управлять своими эмоциями и действиями. Возникает паника и все моряки на корабле вольно или невольно обращаются в морскому богу, к богу или богам, в которые верят, молятся, прощаются с жизнью. Только самые стойкие, особенно те, кто несёт вахту в закрытых помещениях, не видят и не слышат ужаса урагана, продолжают по инерции служить, работать, выполнять свои обязанности. Практически во время урагана только один человек на корабле - командир корабля - сохраняет или должен сохранять самообладание, волю и разум, иначе неизбежная гибель всем. Ураганный ветер дует со скоростью 32,7 м/с и более, а классификация волнения на море во время урагана не поддаётся определению, так как это возможно сделать только издалека, например, с большой высоты или из космоса. Ежегодно сотни судов разного размера и типа не переживают жестоких штормов и ураганов...

Балтийское море располагается в Северной Европе, соединяется с Северным морем Атлантического океана, но его нельзя назвать "северным морем", так как оно далеко распространяется в глубине евразийского материка и окружено со всех сторон сушей стран Балтики. Таким образом, балтийской море - это внутреннее море. глубоко врезается в сушу, а за счет этого относится к водным потокам внутреннего типа. Море заполняет воды Атлантики. Вдоль границ Балтийского моря располагаются государства: Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Россия (РСФСР, СССР) и Польша. Атлантический океан через Северное море и систему Балтийских (Датских) проливов соединяется с Балтийским морем, а по воздуху имеет непосредственный контакт, так как пространство над акваторий этих морей и проливов является путём перемещзения атлантических циклонов. Площадь Балтийского моря около 415 000 квадратных км, наибольшая глубина дна Балтийского море - 470 метров, так что здесь есть, где разгуляться ветрам и штормам...

Циклоны Атлантики являются основными поставщиками пресной воды в Балтийском море - Балтика и Прибалтика славятся своими дождями, туманами, моросью. Давление ветра сильно влияет на уровень моря и местами у берегов он поднимается на 50 см, а в более узких местах - до 2 м. Балтийское море считается относительно спокойным по части штормового волнения, но лично мне так даже не кажется. Также в лоции Балтийского моря сказано, что здесь редки волны высотой более 4 метров. Летом это так, но весной и осенью на Балтике обычно штормит до 7-8 баллов. Вот в такой шторм мы, КПУГ (корабельная поисково-ударная группа) 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ и приданные нам силы, попали 11-12 апреля 1973 года.

В детстве и юности я с замиранием сердца читал книги о морских приключениях и описание штормов, мечтал сам испытать и пережить шторм, видел штормовой прибой на пляжах Чёрного моря под Севастополем (Херсонес, Фиолент, Ялта), дивился красоте буйных волн, пенных водоворотов, накату и откату морской воды. Особое впечатление о бурном штормовом море я составил, прочитав однажды стихотворение А.С. Пушкина «Буря» (1825), где он сравнивал две стихии: море и женщину-богиню (дева или деви на санскрите означает - «богиня»):

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Её всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С её летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блёсках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

Этот образ бури и девы-женщины на скале, видимо, неспроста явился гениальному русскому поэту, потому что издревле этот образ ждущей на берегу бурного моря девы-женщины является самым желанным и притягательным для всех моряков всех флотов и стран мира.

Буря и шторм с берега и буря и шторм в море - это, как говорится, две большие разницы. Одно делао любоваться и весело ужасаться буйству стихии с безопасного берега, а другое - ощущать себя щепкой в водовороте и буйстве смертельно опасных волн и ветра...

Шторм, обычно, начинается не сразу, не внезапно, не мгновенно, ему предшествуют определённые феномены и на начало шторма указывают традиционные, но верные, приметы. Ещё летом 1971 года в Севастопольской Морской школе ДОСААФ я слышал некоторые стародавние морские приметы, например: "Если чайки сели в воду, жди хорошую погоду, если ходят по песку, морякам сулят тоску". Эта примета порождена ведическим, то есть опытным наблюдением за морскими птицами, так как они могут улетать далеко в море за рыбой и возвращаться на гнездовья только к вечеру, но перед штормом морские птицы предпочитают оставаться на берегу или кормиться у побережья. "Птицы коль к берегу держат свой путь, ветер здоровый, поверь, будет дуть!" - говорил нам старый опытный преподаватель морской практики "Боцман" по кличке "Морской Волчара".

В лоции Балтийского моря тоже указывалось, если утренняя заря на море ясная, чистая, воздух прохладный и прозрачный при восходе солнца, а ветерок бодрящий, свежий, то это к ухудшению погоды на Балтике. После такого красивого рассвета в первой половине дня небо покрывается лоблаками, затем тучами, поднимается ветер, который свежеет, становится сильным и нередко сопровождается дождём, а зимой снегом. "Небо красно поутру - моряку не по нутру", "Солнце село в гладку воду - жди хорошую погоду", "Если солнце село в тучу - берегись, получишь бучу!" (солнце садится на западе, туда, откуда приходят атлантические циклоны).

Безоблачный закат солнца - это верный признак хорошей, безветренной погоды, а по виду, форме и кучности облаков, по манере их движения в небе тоже можно приметить возможную (вероятную) погоду: "Коль резок контур облаков, ко встрече с штормом будь готов! Когда ж их контуры легки, Тогда все ветры далеки", "Если сгрудятся тучи и быстро летят, скоро все снасти твои затрещат! Если ж на клочья начнут они рваться, скоро погода начнёт улучшаться". Действительно, шторма на Балтике быстротечны, так как циклоны следуют один за другим, погода переменчива и самые сильные шторма редко длятся более двух суток (хотя бывают и исключения).

Нас, рулевых-сигнальщиков, учили, что перистые тонкие облака на большой высоте указывают на установившуюся хорошую погоду (антициклон), слоистые облака - на тихую погоду, возможно, с туманом или мглой на море, кучевые облака - это традиционные и обычные спутники хорошей погожей погоды и холодных, но не очень сильных ветров, а тёмные, тяжёлые, неповоротливые, насыщенные дождевые облака всегда несут в себе сырость, туман, дождь и ими управляют тёплые ветра атлантических циклонов. "Если в небе "башни", "скалы", "кучи" низко над водой, то готовься - шквал нагрянет, не проскочит стороной".

Однажды я был свидетелем, как наш командир БПК "Свирепый", капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, рассеянно слушая текущую метеосводку от штурмана, командира БЧ-1, старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова, сказал: "Посмотрите, как быстро несутся по небу "барашки" облаков - это точная примета и признак приближения сильных и холодных ветров. Посмотрите на веер перистых облаков - они расходятся из центра приближающейся бури". Действительно, вскоре по радиосвязи пришло подтверждение существенного ухудшения погоды, так называемое "штормовое предупреждение".

Этот случай породил увлечённый разговор-беседу-обмен мнениями между вахтенными офицерами и штурманом, старпомом и командиром по поводу примет и признаков изменения погоды на море. Лейтенанты балагурили, сочинали шутливые четверостишья, а старшие офицеры вполголоса серьёзно рассказывали о своих приметах напогоды, признаки шторма, жестокого шторма, бури, урагана. Слушать их было захватывающе интересно...

Когда в ночь со вторника 10 апреля на среду 11 апреля 1973 года резкая зыбь известила о приближающемся шторме и наш БПК "Свирепый" начал "клевать" носом и "взбрыкивать" кормой, по кораблю разнеслась команда: "Проверить задрайки иллюминаторов!". С начала выхода в море БПК "Свирепый" был полностью затемнён, все иллюминаторы, кроме иллюминаторов ходовой рубки, были закрыты специальными "броняшками", но в ходе похода и с началом шторма в ПЭЖ (пост энергоживучести) начали поступать сообщения о том, что через неплотно прикрытые иллюминаторы поступает забортная вода. Утром 11 апреля 1973 года я ещё раз проверил барашки своего единственного иллюминатора в ленкаюте, но при этом на минутку открыл его... Лучше бы я этого не делал...

С диким восторгом и ужасом я увидел, как взлетаю на огромную высоту над изумрудной и прозрачной как хрусталь поверхностью моря, а потом с ужасающей скоростью падаю-ныряю в эту жуткую прозрачную глубину... Волны максимально близко оказываются прямо под круглым отверстием иллюминатора и я могу дотронуться рукой до их гребней! В первое мгновение, когда я открыл иллюминатор и вынул алюминиевую заслонку затемнения и увидел всё то, о чём только что сказал, я оцепенел от восторга и от ужаса, потому что нос корабля погружался почти до уровня моего иллюминатора.

Первой реакцией моей было - немедленно вернуть иллюминатор на место, что я и сделал. С бешено стучащим сердцем я захлопнул иллюминатор и начал лихорадочно закручивать барашки. При этом я не вставил круглую пластинку затемнения... Через богемское броневое стекло иллюминатора я смотрел на исчезающие в пропасти волны, а потом видел их близко-близко на уровне иллюминатора. Килевая качка была настолько сильной, что нос корабля поднимался над уровнем моря метров на 10, замирал на гребне очередного вала волн, а потом с ускорением обрушивался вниз. Это было захватывающе красиво, мощно, интересно и я застыл, невольно любуясь этим зрелищем.

В очередной раз нос БПК "Свирепый" стремительно "клюнул" вниз, в пучину и вдруг морская вода захлестнула мой иллюминатор, я на миг очутился под водой и сквозь зелёно-жёлтую воду увидел из-под воды блики солнечного света... Весь интерес и восторг штормовой стихией тут же сменился ужасом и паникой, потому что сквозь неплотно прикрытые створки иллюминатора в ленкаюту на стол президиума, на мои стенда, составленные у торцовой переборки хлынули потоки холодной мокрой воды!

Вода сквозила сквозь щели иллюминатора под давлением, как будто образовалась пробоина, и теперь ленкаюту беспощадно затапливало снаружи. Через мгновение напор ослаб, потому что корабль высунул свой нос из пучины и влетел на гребень очередной волны, но затем он опять должен был окунуться в подножие следующего вала... Я в полном оцепенении ждал повторения атаки морского бога и попытки его буйной стихии ворваться сквозь створки моего иллюминатора ко мне в мой дом..., но этого не произошло...

На моё счастье, корабль вышел из резонанса "морских качелей", наоборот, он врезался в очередной гребень волны, перескочил лождбину между валами и вновь врезался в другой гребень, почти не поднимая буруна и брызг. Я понял, что морской бог даёт мне шанс и минутную передышку... Руки сами сделали всё то, что нужно было сделать: быстро открутили барашки, приподняли створку иллюминатора, вставили круглую алюминиевую крышку затемнения, подправили её так, чтобы она встала точно в пазы и на последнем мгновении закрыли иллюминатор.

Я закручивал барашки как учили: по очереди и накрест, чтобы не перекосить прижим створки к основанию иллюминатора. Через несколько секунд всё было сделано, как надо, и я руками почувствовал, как бессильно бьётся ко мне через герметичную защитную крышку и стекло иллюминатора бессильная в своём напоре волна Балтийского моря. Сверху стекла иллюминатора я, для верности, опустил круглую стальную крышку "броняшки" - защиты от факторов оружия массового поражения.

Хорошо, что я вовремя выполнил ППО и ППР (планово-предупредительный осмотр и планово-предупредительный ремонт) иллюминатора и "броняшки"! Смазанные тавотом бронзовые "барашки" ходили легко, прочно и герметично крепили все части моего иллюминатора. Опасность миновала и я был счастлив и горд тем, что видел воочию прекрасный балтийский шторм, видел море изнутри, из-под воды и справился с аварийной ситуацией, хотя и созданной по моей глупости и вине...

Справка: Барашек - это гайка с резьбой М12 с приваренными либо лепестками, либо изогнутой особым образом дугой, для крепления створок и броневых крышек иллюминаторов.

После моего героической борьбы за непотопляемость корабля, по палубе в ленкаюте плескалось туда-сюда пахучая холодная морская вода, за которой я бегал со своей шваброй ("машкой") и пытался её собрать в обрез (ведро). Через пять минут этой весёлой эквилибристики в условиях мощной килевой и бортовой качки, я собрал всю эту воду и отнёс её в гальюн личного состава. В коридоре меня увидели ребята и я им сказал, что от скуки решил сделать в ленкаюте приборку...

Слух о том, что "Суворов в условиях шторма и страшной килевой качки, от которой у самых бывалых моряков начались приступы морской болезни, умудряется ещё мыть палубу", разнёсся по всему кораблю и ко мне прискакали (качка была сильной) мои друзья и товарищи: они хотели сами увидеть, как я собираю в ленкаюте остатки пищеварения из моего желудка... Однако ничего такого они не увидели. В ленкаюте пахло морем, свежей морской водой и никакими посторонними запахами. В награду за изумление, я показал ребятам фокус-покус...

Я предложил в момент взлёта носа корабля на гребень волны подбросить вверх матросский берет (внутри корабля мы ходили во фланелевых синих беретах с алой звёздочкой "во лбу")... Ничего не получилось, потому что берет наполнялся тяжестью и не подбрасывался. Тогда я предложил им подбросить берет вверх, когда нос корабля стремительно падал к подножию вала штормовой волны - берет зависал в воздухе, а тело испытывало лёгкость невесомости... Так мы несколько минут играли с волнами штормовой Балтики то в перегрузку, то в невесомость. Нашему ребячьему веселью не было предела, пока наши пустые желудки не позвали нас в столовую на обед... Каким был обед и вообще приём пищи в штормовых условиях - это тема для отдельной весёлой, и не очень весёлой, новеллы.

Шторм в среду 11 апреля 1973 года усиливался и по изменению курса корабля я понял, что мы уходим куда-то в сторону от пути следования атлантического циклона, потому что мы вдруг повернули и пошли лагом, то есть бортом, к штормовой волне. Крен корабля сразу увеличился и килевая качка сменилась бортовой, от которой всё и везде начало падать, разбиваться, перемешиваться, елозить туда-сюда. На некоторых стеллажах корабельной библиотеки попадали тяжёлые книги и альбомы. Сначала я их собирал, а потом рассудил, что на палубе в куче между стеллажами книгам будет удобнее...

Вечер 11 апреля 1973 года прошёл в борьбе с проявлениями бортовой и килевой качки, за чтением книг и писем, в думах о моей первой школьной любви - Валечке Архиповой, которая, наверное, уже получила моё письмо. Нет, уже наверняка! А завтра 12 апреля она уезжает из города Суворова по распределению на первое место своей работы куда-то в Ереван... Интересно! Будет ли от неё ответ на моё признание ей в любви? Подождём.

Фотоиллюстрация: 11 апреля 1973 года. Штормовое Балтийское море. Вот так МРК "Град" и МРК "Гроза" (пр.1234 типа "Овод") сопровождали корабли КПУГ (корабельная поисково-ударной группы) 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ во время пятибалльного шторма в Балтийском море. На фотографии отчётливо видно, как зарывается носом МРК (малый ракетный корабль) и взмётывается на гребне волны, распуская в стороны веер буруна и брызг от удара в штормовую волну. Фото из альбома Зинура Шабикова, группа в ОК "МРК Дивизион плохой погоды ШТОРМ ГРАД МОЛНИЯ РАДУГА".